Бу!, или Вчера и сегодня хоррор-игр
Последние годы этот жанр вновь переживает расцвет. Ведь, на первый взгляд, для создания привлекательных проектов необязательно детально прорабатывать сценарий, искусственно растягивать процесс на несколько десятков часов и оттачивать баланс – достаточно грамотно сыграть на антураже и атмосфере. Впрочем, разумеется, ни одна игра не обходится без сюжета. Почти каждый месяц нам преподносят очередной ужастик – одни новинки находят поклонников и становятся коммерчески успешными, а другим так и не удается шагнуть дальше незамысловатого арт-проекта.
Истоки
В 1992 году вышла родоначальница жанра survival horror – “Alone in the Dark”, герой которой, попав в заброшенный особняк, вынужден сражаться с потусторонними силами. Используется вид от третьего лица, но камера статична, благодаря чему и достигается эффект нагнетания страха: вы не видите прячущихся в коридорах врагов и любое нападение неожиданно. “Alone in the Dark” стала не только успешным сериалом, но и породила не менее популярную “Resident Evil”, построенную на схожих принципах.
Первая “Alone in the Dark”
Шли годы, survival horror процветал на консолях (“Fatal Frame”, “Silent Hill”, “Tower Clock” лишь некоторые из них). На ПК же в основном заглядывали интерактивные головоломки (“7th Guest”, “11th Hour”) да квесты (“Amnesia”, “Phantasmagoria”, “Ripper”). Но затем хорроры перешли в лоно инди-разработчиков. Успех “Slender: The Eight Pages”, созданной независимым автором и распространявшейся бесплатно, во многом предопределил будущее жанра: для полного погружения применялся вид от первого лица, уровни при каждом новом прохождении генерировались заново, а сохранения отсутствовали. В большинстве последующих игр с противниками нельзя было сражаться – их рекомендовалось избегать, а для нагнетания атмосферы пускались в ход так называемые скримеры. Правда, головоломки никуда не делись, ведь на одном хождении по локациям далеко не уедешь.
Итак, с особенностями разобрались, теперь посмотрим, что создатели хорроров предлагают нам сегодня.
Платформы: PC
Проект интересен концепцией: мультиплеерный («4 против 1») симулятор убийцы и его жертв. Любите слэшеры? Тогда это для вас. Жертвы должны прятаться и стараться выжить, а маньяк (им может быть не только человек, но и сверхъестественное существо) – охотиться за ними и убивать самыми хитрыми способами. Игра выйдет в июле.
Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One
Бесконечный закольцованный коридор, по которому блуждает герой, решая загадки и пытаясь вырваться из порочного круга… Похоже, эта идея запала в душу разработчикам Bloober Team и они создали на ее основе хоррор об одержимом художнике, оказавшемся в особняке с темным прошлым. Геймплей заключается в исследовании череды комнат и коридоров, изучении предметов и решении головоломок. На каждом новом круге интерьер меняется, каждое новое помещение и предмет по чуть-чуть приоткрывают завесу тайны. Игра очень красивая, атмосферная и уже на этапе раннего доступа в Steam обрела немало поклонников, а позже портирована на консоли.
Платформы: PC
Очередной выходец с «Кикстартера», собравший блестящую команду создателей и ставший классическим представителем survive horror с видом от третьего лица. События разворачиваются на тихоокеанском лайнере: главной героине предстоит расследовать череду убийств пассажиров и параллельно спасаться от преследований злого духа. К сожалению, хотя “NightCry” уже несколько месяцев продается в Steam, ей так и не удалось избавиться от досадных багов, которые портят все впечатление.
Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One
Выпущенный в 2013 году оригинал снискал у геймеров и прессы титул одной из самых страшных игр, поэтому в продолжении можно было не сомневаться. Но если в первом “Outlast” речь шла о журналисте, проникшем в психбольницу для расследования незаконных экспериментов, то сюжет второй части практически не раскрыт. Выход заявлен на осень, а пока разработчики завлекают нас трейлерами, из которых ясно, что в игре полностью изменились место действия и главный герой, а сюжетной темой станет религия.
Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One
Проект скромной норвежской студии Funcom словно собран из идей известных хорроров. Завязка как в “Silent Hill” – история матери, потерявшей в заброшенном парке развлечений своего сына. Геймплей с исследованием помещений и поиском документов до боли напоминает “Slender” или “Daylight”. А финал – закольцованная вереница коридоров – как в “Layers of Fear”. Одни рецензенты разругали игру в пух и прах, другие увидели в ней нешуточную экзистенциональную драму и кинематографичность.
“Phantasmal: Survival Horror Roguelike”
Платформы: PC
Игры, посвященные выживанию, в последнее время не менее популярны. Создатели этой решили скрестить два жанра и поместили геймера в селение Коулун в Гонконге. Задача – искать жизненно важные ресурсы и прятаться от окрестных монстров, сохраняя рассудок. Оружия не предусмотрено – придется искать подручные средства, а снижать так называемый показатель безумия помогут источники света. Игра недавно вышла из раннего доступа в Steam, собрав в основном положительные отзывы.
Где вы, острые ощущения?
Хоррор – отличный повод скоротать несколько вечеров, а заодно проверить крепость собственных нервов. Истинные ценители последнее время только и ворчат – мол, чем дальше, тем меньше добротных проектов уровня “Evil Within” или “SOMA”. Остается надеяться, что разработчики игр все-таки не станут обходить этот жанр стороной и подарят нам новую дозу острых ощущений.
Опубликовано 12.05.2016