Когда встанет конвейер логотипов?
Ситуация на рынке ИТ не может не отражать общую экономическую обстановку в мире, и многие компании вынуждены изыскивать новые бизнесы, сражаясь уже не за сверхприбыли – за выживание. К сожалению, далеко не каждая играет честно: маркетинговая политика, применяемая в качестве единственного аргумента, нередко вызывает недоумение не только у специалистов, но и обычных потребителей.
Еще недавно гарантом качества продукции служил бренд: широко известные марки воспринимались как образцы ценности и надежности. Конечно, именитые фирмы не гнушались предлагать свои товары значительно дороже, чем у конкурентов, но придирчивых покупателей это не останавливало – за качество надо платить, и точка. Такой подход нередко сохраняется в силу инертности мышления, однако реальности уже не соответствует. Так, стремление удержаться на плаву любой ценой вынуждает многих известных игроков сворачивать собственное производство и заказывать отдельные узлы (а то и полностью продукт) у предприимчивых китайцев. В итоге от прошлого величия остаются лишь громкий логотип да маркетинговые обещания, которым верится с трудом, особенно если в них просматриваются ляпы и несогласованность с реальностью.
Возьмем, к примеру, знаменитую Toshiba, качество ТВ-приемников которой гарантировал строжайший контроль на собственных заводах. Сумев преодолеть массу трудностей, компания выжила в смутные времена, демонстрируя умение не только разрешать проблемные ситуации, но и удерживать качество на приемлемом уровне и даже расширять ассортимент.
Но недавно поклонников Toshiba подкараулила неожиданность: на устройствах стала появляться информация, что они выпущены на Тайване. Логично было бы предположить, что компания перенесла туда производство. Ан нет, на самом деле она попросту перепродала права на выпуск ТВ местному гиганту Compal, который будет разрабатывать собственные продукты, прикрывая их легендарным брендом. То есть отныне любой покупатель даже знать не будет, что приобрел нечистокровного японца. И конечно, новые владельцы не постесняются, что называется, брать за бренд (что, кстати, странно, ведь Compal и сама по себе достаточно известна).
Понятное дело, реструктуризация бизнеса – обыденная вещь, но что мешало поступить с покупателями честно? Нет желания делать телевизоры – продай подразделение другой фирме. Или объяви о ликвидации направления. Почему-то Lenovo не стесняется торговать ноутбуками, некогда принадлежащими IBM, под собственным брендом, да и другие вендоры предпочли продать свой бизнес без права на лейбл. Скажем, Phillips вообще избавилась от ряда активов, оставив за собой лишь производство ламп, медицинских приборов, бытовой техники и товаров для детей (правда, до этого тоже пыталась торговать логотипом, но делала это в открытую).
Впрочем, у Toshiba это не единственный странный ход. Возьмем «реструктуризацию» ею компьютерного направления, в ходе которой было ликвидировано 19 (из 38) региональных подразделений, уволена почти тысяча сотрудников (более 20%) – и все ради того, чтобы, как предполагается, сосредоточить усилия на освоении рынка Интернета вещей. Трудно сказать, кому придется болезненнее – лишившимся работы специалистам или оставшимся без полноценной поддержки пользователям.
Впрочем, уволенные наверняка найдут новое место работы не хуже, а поклонники бренда уже никогда не смогут приобрести любимую марку ПК. Да и надо ли? Вполне возможно, пустить под нож подразделение (в прошлом, кстати, весьма прибыльное) решили потому, что оказались не готовы доводить продукты до конкурентоспособного уровня. А может, решили пойти по пути Siemens, которая отдала бытовые решения на сторону, а сама сосредоточилась на промышленном секторе.
Понять эту логику непросто, ведь многие обстоятельства нам неизвестны. В том числе закономерен вопрос, для чего было увольнять столько сотрудников? Ведь о наборе новых, равно как приглашении специалистов другого профиля, ничего не сказано. Хотя подобный ход не в диковинку. Например, Sony в рамках реструктуризации тоже продала ноутбучный бизнес фонду Japan Industrial Partners на абсолютно открытой основе. Аналогичным образом поступила Hitachi, решив, что ей не под силу тягаться с более успешными игроками. А вот в Samsung, наоборот, не спешат рубить с плеча: раз на европейском рынке компьютеры теряют спрос, их надо продавать в других странах, а не ликвидировать направление целиком. Разумно поступила и Dell, отказавшись от публичной славы и уйдя в тень, лишь бы не загнать себя в угол поспешными решениями.
На фоне происходящего сообщения о том, что Toshiba готовит к выпуску человекоподобных роботов, призванных заменить сиделок по уходу за престарелыми и тяжелобольными людьми, а также обещания через четыре-пять лет сделать SSD дешевле жестких дисков, выглядят неуместными. Ведь даже в таких относительно простых и отработанных годами вещах, как телевизоры и ПК, японцы не сумели сдержать обещаний.
Выводы
Ситуацию можно было бы счесть забавной, если бы она не выглядела тенденцией. Некогда ключевые игроки, не знавшие поражений в борьбе с трудностями, сейчас попросту сливают свой бизнес, прикрываясь пространными доводами вроде «реструктуризации» и «освоения перспективных сегментов». Тенденция печальная, но не удивительная: компаниям кровь из носу хочется продемонстрировать акционерам прибыль здесь и сейчас, а судьба бренда (будущего компании!) их абсолютно не интересует.
Опубликовано 02.04.2015