«Тетрис»: в меру упитанный, в полном расцвете сил

Логотип компании
09.06.2014Автор
«Тетрис»: в меру упитанный, в полном расцвете сил
Кажется, «Тетрис» был всегда – это ощущение связано с тем, что компьютеры появились в большинстве домов, когда к игре уже пришла слава.

Фигурки тетрамино падают все быстрее, ряды кубиков исчезают один за другим, лицо сосредоточено, пальцы бегают по клавишам курсора. Вспомните себя в «Тетрисе», который, кажется, был всегда. Во многом это ощущение связано с тем, что персональные компьютеры появились в большинстве домов, когда к игре уже пришла слава.

Нынешним летом «Тетрису» исполняется тридцать лет. Солидный возраст, да еще и юбилей! Игра была создана в 1984 году советским программистом Алексеем Леонидовичем Пажитновым в процессе разработки систем искусственного интеллекта. Изначально согласно правилам широко известного тогда пентамино кубиков в «кирпичиках» было пять. Но вычислительные мощности оборудования не справлялись с вращением такой сложной фигуры, и количество элементов пришлось сократить до четырех. Составлять из «кирпичиков» прямоугольники должен был разрабатываемый искусственный интеллект, однако люди быстро перехватили инициативу у роботов.

«Тетрис»: в меру упитанный, в полном расцвете сил. Рис. 1

Создатель «Тетриса», как истинный ученый, еще не думал о коммерческой стороне дела, а его детище уже набирало популярность, просачиваясь, подобно вирусу, сквозь железные занавесы, государственные границы и языковые барьеры. Однажды попробовав сложить «кирпичики» семи видов в прямоугольный «стакан», пользователь уже не мог оторваться и возвращался к игре снова. Одинаково затягивало всех: компьютерных «чайников» и программистов, начинающих и опытных геймеров. Роковым знакомство с «Тетрисом» стало и для разработчика и издателя игр Хенка Роджерса (Henk Rogers). Короткая встреча в Лас-Вегасе послужила преддверием к большой работе, а затем и к большой борьбе. Вскоре за игру начались баталии между крупнейшими компаниями отрасли: Spectrum Holobyte и Nintendo, Bullet-Proof Software и Atari Games – все хотели издать незамысловатый сюжет про падение фигур из четырех кубиков.

В результате игра с предельно простым интерфейсом была реализована практически на всех десктопных и мобильных платформах, а также на консолях, породив множество клонов. Своей известностью игровая приставка Nintendo Game Boy во многом обязана «Тетрису». Двухмерные и трехмерные, монохромные и цветные, оригинал и многочисленные аналоги знакомы всем. На протяжении многих лет портативный игровой компьютер с «Тетрисом» оставался мечтой каждого школьника, помогал скоротать время между уроками, по дороге домой, а также отвлекал более взрослое население от работы и домашних дел.

В России игра не имеет выраженного национального колорита, но за рубежом она в меру своих сил знакомит геймеров с нашей культурой. Множество людей в разных странах знают мелодию русской народной песни «Коробейники» («Ой, полным-полна моя коробушка...»). Правда, ассоциируется она у большинства исключительно с самим «Тетрисом». Стараниями Mirrorsoft в интерфейсе появлялся даже портрет Юрия Гагарина. Насколько подобный способ популяризации влияет на международное восприятие культуры – вопрос сложный, но факт остается фактом: практически любой пользователь настольных и портативных ПК во всем мире знаком с детищем российского программирования.

Читайте также
В Правительстве РФ готовится очередной национальный проект, получивший название «Средства производства и автоматизации». На его реализацию выделяется более 300 млрд рублей. Цель – предоставить дополнительный ресурс для развития российских промышленных предприятий. По словам Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дениса Мантурова, одним из трех основных направлений, на которых будет сосредоточено внимание, станет развитие робототехники.

Похожие статьи