Лайфлоггинг, или Жизнь нараспашку
Зачем люди занимаются лайфлоггингом
Лайфлоггинг, или привычка сообщать виртуальным друзьям обо всем, что с вами происходит, стал мощным трендом в обществе. Сходили в ресторан – зачекинились в Foursquare, приготовили ужин – сфотографировали для Instagram, прочитали статью в Esquire – написали пространный пост в Facebook. В 2014 году процесс только усилится, считают представители Social Media Week, крупнейшего мероприятия по развитию социальных сетей, прошедшего недавно в Лондоне.
Зачем люди занимаются лайфлоггингом
Вопреки расхожему мнению, лайфлоггинг – вовсе не ноу-хау эпохи Интернета и соцсетей. Дневниковые откровения интеллигенции позапрошлого века – вот прадедушки наших аккаунтов «Вконтакте» и Facebook.
Кто-то возразит, мол, графы Воронцовы и Голицыны вели дневники исключительно для себя. Но это не совсем так. Отдельные страницы принято было показывать близким людям и даже зачитывать в присутствии гостей. Тот же принцип заложен в основу настроек приватности соцсетей, позволяющих отображать записи только для определенных людей или их групп.
Впрочем, у современного лайфлоггинга есть и уникальные черты, соответствующие духу времени. Десятки фотографий с новым автомобилем, коробочки с яблочными гаджетами, автопортреты перед зеркалом в уборной и привычка фотографировать любое блюдо перед тем, как его съесть, – все это даже не снилось питерским гимназисткам эпохи пера и чернил.
Итак, стремление фиксировать те или иные события своей жизни было свойственно человеку всегда. Но распространение соцсетей и мобильного Интернета сделали это явление по-настоящему массовым. Что же заставляет взрослых людей ежедневно тратить время на публикацию фотографий, ответы на комментарии, собирать «лайки»?
Для большинства лайфлоггинг – не столько инструмент общения, сколько способ самовыражения. Больше не нужно звонить знакомому с банальным вопросом «Как дела?» – можно сразу высказать мнение о его новом костюме, оценить фотографии из последней поездки, обсудить нашумевший фильм. Кстати, социологи выделяют множество типов лайфлоггинга: профессиональный, учебный, социальный, географический, корпоративный, фотографический… Несложно догадаться, что стоит за каждым.
Cвоеобразный вид лайфлоггинга – сервис Instagram – охватил уже более 150 млн человек по всему миру. Исторический аналог этой соцсети – просмотры семейных фотоальбомов. Позабытая церемония возродилась в собирании заветных «сердечек» и комментариев. Есть даже внешнее сходство между пожелтевшими фотографиями тех времен и хипстерскими ретрофильтрами в Instagram.
Но является ли это лайфлоггингом в классическом виде? Все зависит от того, что именно вы публикуете. Если не абстрактные пейзажи, а моменты из жизни – то да, лайфлоггинг настоящий, просто с акцентом на визуальную составляющую. Кстати, в Instagram есть свои сюжетные шаблоны. Например, практически у каждого пользователя найдется парочка портретов собственных ступней. Главное здесь не сами ноги, а обувь или окружающий пейзаж: новые сапожки на свежевыпавшем снегу, босые пятки на пляжном песке. Еще один набивший оскомину сюжет – еда в любом виде: латте с красивым узором из корицы, гамбургеры, суши и т. п.
Ввиду того что лайфлоггинг в социальных сетях – относительно новое для нашего общества явление, случается, пользователи перегибают палку, забывая о правилах приличия, а то и элементарной безопасности.
Явным моветоном принято считать:
публикацию цитат известных людей (вместо этого лучше высказать собственное мнение, пусть и не в столь изящной форме);
злоупотребление автопортретами, особенно перед зеркалом (лучше попросить кого-нибудь сделать фото во весь рост, с хорошим фоном и освещением);
использование сленга;
рассылку массовых приглашений в друзья незнакомым людям (в качестве альтернативы предлагается инструмент подписки);
публикацию загадочной бессмыслицы, понятной только автору (вашим подписчикам вряд ли интересны варианты типа «Кое-кто даже не догадывается, как он сегодня кое-кого обидел. Но я-то все знаю…»).
Еще одна крайность – злоупотребление геометками. Вовсе необязательно сообщать всему миру о своих планах в ближайшие две недели загорать на Карибах. Опытный наводчик без труда определит по предыдущим отметкам ваш домашний адрес, а фотографии подскажут, какая техника и ценные вещи находятся в квартире.
Выводы
В целом лайфлоггинг – полезное занятие, позволяющее не потерять контакт с друзьями, нарастить базу деловых связей и просто собрать вокруг себя людей со схожим образом жизни и взглядами. Главное, чтобы виртуальная жизнь не начала вытеснять реальную. Если вместо вечеринки с друзьями или поездки на природу вам хочется высказать в Facebook все, что вы думаете о предстоящей Олимпиаде и Большом адронном коллайдере, это не очень хороший симптом.
Опубликовано 31.01.2014