BIM для девелопера
Каждый, кто когда-нибудь строил что-то, понимает, что основные проблемы стройки — это связи, взаимодействия. Жизненный цикл строительства продолжительный, начинается от покупки земли и заканчивается сдачей в эксплуатацию. Слаженная работа, координация усилий всех принимающих участие в проекте дают шанс на успех. Для всего этого желательно выстроить систему коммуникаций, создать экосистему, которая позволит действовать как единое целое. Именно этим и занят Алексей Голиков, директор по ИТ девелоперской компании «Сити 21 век», выпускник Школы IT-менеджмента РАНХиГС.
Какие проекты вашей компании связаны с построением экосистем?
Для нашей компании концепция BIM — это реальная практика. Мы используем BIM-модель от этапа проектирования до этапа эксплуатации зданий. Такая работа поддержана набором интегрированных приложений, ядро которого — платформа BIM 360 и связанные с ней пакеты проектирования, управления задачами, согласования документации, проведения платежей. Подобный подход не просто формирует единую среду работы многих подразделений нашей компании, но и объединяет всех участников строительного процесса, тем самым ускорив реализацию проекта и снизив риски. Это позволяет нам организовать совместную работу, вести менеджмент, управлять проектами, средствами, планировать строительный процесс, выносить модели на строительную площадку и проводить анализ, а на конечном этапе — спрогнозировать планы по эксплуатации и назначить ответственных за обеспечение технической поддержки объекта строительства.
Например, у наших подрядчиков есть онлайн-сервис «Личный кабинет» (ЛКП). Здесь они получают информацию по своим работам и отчитываются по ним, просматривают свои договоры ПДЦ, вводят выполнение работ, формируют КС-2, формируют авансы, акты на допработы, корректировку, видят процесс согласования, подготавливают отчет по выполненным работам КС-6 и многое другое. Часто такие сервисы предлагают тендерные площадки и другие ресурсы вне нашей компании. Но у нас это самописное решение на 1С, которое мы полностью контролируем. Это намного дешевле и дает больше гибкости. Практически мы встраиваем подрядчиков в наши внутренние процессы так, как нам удобно.
Подрядчики разные. Есть продвинутые, им удобно все это: видеть результаты, всегда знать, сколько денег мы им выплатили, иметь возможность сопоставить эти данные со своей внутренней информацией и посчитать реальную маржу. Однако не у всех подрядчиков предусмотрен управленческий учет. Есть довольно консервативные контрагенты, они до сих пор работают с бумагой, но их мало. Продвинутые дают рекомендации нам о том, что они хотели бы видеть, и мы вместе улучшаем решение, постоянно его развивая.
В BIM 360 сначала никто не знал, как работать, а теперь многие наши подрядчики довольны, потому что есть «единая правда» документации, что удобно для всех. Причем для большинства контрагентов эта ситуация принципиально новая: ведь в строительстве всегда есть несколько видов документации, она многократно согласовывается и меняется уже в процессе стройки. Согласование, визирование: в рамках BIM 360 все происходит удобно.
Наш проектный офис работает на Primavera. Как оказалось, к счастью, продукт давно не обновлялся, у нас старые лицензии, и они обновлений теперь не требуют. В прошлом году была перспектива объединить Primavera c BIM-моделью, сделать связи и обмены данными, внедрив для этого специальное ПО. Но, конечно, сейчас об этом проекте речь не идет.
Другой кейс, связанный с развитием экосистемы иного порядка, — наше участие в пилотном развертывании налогового мониторинга. Это инициатива ФНС. Идея в том, чтобы налоговые службы не проводили проверок, а постоянно проверяли наше финансовое положение. Предполагается, что после сдачи налоговой декларации сотрудники ФНС получают доступ к нашей бухгалтерии вплоть до проверки первичной документации.
Это будет совершенно новым опытом и для нас, и для ФНС. Пока сложившихся регламентов нет, методы, схемы работы мы подготавливаем совместно. С 1 января 2023 года мы должны перейти на новый порядок работы. «Сити 21 век» была выбрана участником второго этапа пилота, проводимого ФНС, и в рамках этого проекта новый подход как раз и должен превратиться из концепции в реально работающий механизм.
Проектное управление — традиционно одно из ключевых направлений автоматизации в строительных компаниях. Как подходите к нему вы?
Я практически всю свою профессиональную жизнь тружусь в девелоперских, строительных компаниях. В одной из них был владелец, профессиональный строитель, очень любивший и умевший работать в MSProject. Там был развернут MSProject на SharePoint и интеграция с платформой совместной деятельности. В этой связке работала вся компания. В режиме, очень близком к реальному времени, было видно, как двигаются проекты, где что-то застопорилось, полная картина текущего состояния дел была постоянно доступна руководству. Полученный опыт мне хочется применить и в «Сити 21 век», но нужно учитывать, что для неподготовленных пользователей MSProject продукт достаточно сложный. Интерфейс должен быть иным, и мы рассчитываем решить эту проблему с помощью других программных продуктов.
Сейчас мы внедряем Bitrix как единое корпоративное решение, включая портал и онлайн-офис, модуль управления задачами, ВКС. Bitrix — гибкая система с очень широкой функциональностью. Это и плюс, и минус. Пока испытываем в ИТ-подразделении модуль поддержки Scram. Мы решили его опробовать в нашей разработке, причем совместить проектное управление с гибкой методологией. Когда научимся так делать ИТ-проекты, планируем применить аналогичный подход и в других подразделениях компании.
По проектному управлению я делал диплом MBA CIO, только что закончил обучение в Школе IT-менеджмента РАНХиГС и провел исследование реального кейса, опыта моей предыдущей работы. Я пришел к выводу, что это рабочая модель для разных подразделений инвестиционно-девелоперской деятельности, да и вообще любой компании. К сожалению, интерфейс MSProject таков, что практически гарантированно вызывает отторжение у сотрудников, далеких от ИТ. Однако, тем не менее, само проектное управление вполне применимо во многих сферах и дает хорошие результаты. Вопрос только в выборе адекватных инструментов. Его мы и пытаемся решить.
Какие еще ИТ-проекты реализуются в вашей компании?
Я пришел на свою нынешнюю должность всего полгода назад и, как и многие ИТ-руководители на новом месте, столкнулся с тем, что есть проблемы, которые годами не решались, есть слабые места в ИТ-архитектуре. Поэтому первый и важнейший проект — аудит архитектуры систем 1С и инфраструктуры. Первоочередная задача — провести глубокий аудит ИТ-систем и бизнес-моделей, зафиксировать положение дел в описаниях. Я считаю, что все должно быть задокументировано понятным языком. Любой новый специалист должен понимать по такому описанию, что происходит. Совсем уж в детали мы не уходим, главное — разобраться в архитектуре решения, связать архитектуру решения с бизнес-процессами. Веерное одеяло — вот такая у нас архитектура. Пока мы описываем все «как есть». Затем проанализируем и сможем планировать развитие и изменения, удобные и необходимые для компании.
Еще один проект — УСО, «Управление строительной организацией». Это все, что связано с управлением стройкой, расчетом себестоимости — учет бюджетов по объектам строительства, сводносметный расчет, ведомости работ и учет фактического объема работ, взаимодействие с подрядчиками, управленческий учет, синхронизация с БИМ-моделью и многое другое. Потому что девелоперский, инвестиционный и строительный контур требует большого объема информации и учета. Этот проект проводился в компании задолго до моего здесь появления, и теперь мы его продолжаем уже под моим руководством.
Бюджетирование, разделение управленческого и бухгалтерского учета — тоже очень интересные темы, мы ведем проекты и в этих областях.
Планируются ли инфраструктурные изменения?
С собственных серверов мы переходим в облака. Используем дата-центры нескольких операторов, строим распределенное гибридное решение с обеспечением непрерывности бизнеса. Выбор сделали после тестирования ресурсов операторов. Мы за то, чтобы не хранить все в одной корзине. У провайдеров тоже бывают сбои, а у нас суточный простой системы стоит очень дорого, его легко сравнить с ценой квартиры.
«Облачная» стратегия была принята несколько лет назад, а теперь «за» облака стало еще больше факторов: оборудования нет или оно очень дорогое. Наши вычислительные мощности устарели, пришло время апгрейда, но сейчас такие затраты нереальны, поэтому «облачный» переход практически единственно возможный путь дальнейшего развития инфраструктуры.
Причем мы сразу экономим и на кадрах, и на ИБ. Наверное, получится дороже в расчете на 10 лет, чем владение собственным дата-центром, но мы существенно выигрываем по ресурсам. Один из провайдеров, крупный игрок финтеха, полностью перешел на технику Huawei. Пока это выглядит наиболее безопасным вариантом. Мы выносим в облака критически важные для бизнеса приложения.
Как вы решаете проблемы импортозамещения?
Пока по большинству направлений мы не находим российского ПО, готового поддержать наш функционал. Сырые еще продукты. Мы активно используем BIM 360, но заменить этот продукт нечем. Я пока нашел только два отечественных продукта, но нашу сложность и масштаб они не поддерживают, хотя их разработчики говорят, что «пакет гибкий и можно сделать все, что угодно». Мы пробуем пилоты по обоим проектам.
«Компас» — да, более-менее заменяется AutoCAD, но Solibri тоже отказались работать России, и аналогов нет. Revit пока действует, но это ненадолго, а полноценного аналога, я пока не увидел. И тот и другой пакет — наши постоянные необходимые инструменты.
Телеком-оборудование тоже страдает, а у нас в основном применяется Cisco. Недавно мы внедрили «умную» технологию Wi-fi c гостевым доступом, регистрациями через смс и многими другими удобными возможностями, но это тоже все сделано на Cisco. Подрядчики, с которыми мы сотрудничаем, стараются нам помочь в работе с вендором, чтобы оборудование просто работало. Так что пока до оптимизма по поводу замещения признанных ИТ-инструментов отечественными аналогами еще очень далеко.
Опубликовано 24.06.2022