Как обеспечить непрерывность бизнеса в эпоху неопределенности?

Логотип компании
Как обеспечить непрерывность бизнеса в эпоху неопределенности?
изображение создано нейросетью
Досадные ошибки и сбои в работе ИТ-инфраструктуры могут обойтись предприятию очень дорого и даже угрожать его существованию. Однако давайте начистоту: сбои в работе неизбежны и предугадать их невозможно, IT-World рассказывает, как облачные решения помогают обеспечить непрерывность ведения бизнеса и что нужно учесть при их внедрении.

Досадные ошибки и сбои в работе ИТ-инфраструктуры могут обойтись предприятию очень дорого и даже угрожать его существованию. Однако давайте начистоту: сбои в работе неизбежны и предугадать их невозможно, IT-World рассказывает, как облачные решения помогают обеспечить непрерывность ведения бизнеса и что нужно учесть при их внедрении.

Чего хочет бизнес

Если коротко, главный запрос бизнеса звучит так: беспрепятственно продолжать деятельность, преодолевая трудности и минимизируя потери. И непрерывность бизнеса — это отнюдь не утопия. Это реальная перспектива при использовании облачных решений и услуг, что подтверждается результатами компаний, успешно их внедривших.

60% компаний обнаружили, что переход в облако значительно упростил бизнес-процессы и управление ИТ, 43% отметили повышение уровня обслуживания, 45% — расширение возможностей бизнеса.

Согласно исследованию АО «Флант» и «Экспресс-42», 72% российских компаний используют облака, и тенденция перехода от традиционных on-premise-стратегий к облачным решениям продолжает нарастать. Основными катализаторами этого процесса стали:

  1. Пандемия COVID-19. Когда из-за коронавируса ввели запреты на поездки и передвижение людей, компаниям пришлось оперативно переориентировать ИТ-системы под работу в дистанционном режиме.
  2. Сложности с поставками и технической поддержкой оборудования. С 2022 года логистические цепочки стали длиннее, оплата импортной техники усложнилась из-за колебаний валют, а цены на оборудование возросли. Это оказало давление на бюджеты компаний и замедлило процесс обновления инфраструктуры.
  3. Импортозамещение программного обеспечения. Организации, обязанные по закону перейти на российское ПО, столкнулись с необходимостью экстренно инвестировать колоссальные средства во внедрение новых решений и обучение сотрудников.
  4. Цифровизация бизнеса. Во время кризиса возросла потребность в больших данных, аналитике и искусственном интеллекте, а следовательно, и в технологиях для обработки непрерывно растущих объемов информации.

Для многих компаний облачные решения стали логичным ответом на эти вызовы. Они помогли бизнесу стать более гибким и адаптивным, а также сохранить устойчивость в условиях неопределенности.

Облачные системы на коне

Рассмотрим, за счет каких функций облачные системы поддерживают бесперебойную работу бизнеса:

  1. Избыточность и устойчивость данных. Облачные решения, как правило, используют распределенную архитектуру — несколько серверов и центров обработки данных (ЦОД). В случае сбоя одного из компонентов системы данные остаются доступными благодаря резервным копиям и дублированию информации на других физических устройствах. Такой подход значительно уменьшает риск потери данных и обеспечивает высокую доступность сервисов.
  2. Масштабируемость и гибкость. Компании имеют возможность почти мгновенно адаптировать объем облачных ресурсов — увеличивать или уменьшать их, а также перераспределять в соответствии с изменениями потребностей. Это обеспечивает бесперебойное выполнение операций без значительных задержек.
  3. Расширенная доступность и удаленная работа. Облачные системы значительно снижают географические ограничения. С их помощью сотрудники получают доступ к корпоративным данным и приложениям через Интернет из любой точки планеты.
  4. Оптимизированный процесс восстановления. Облачные вычисления упрощают и ускоряют восстановление данных благодаря автоматизированному резервному копированию, репликации данных и эффективным процедурам восстановления. Если данные будут случайно удалены, их можно восстановить за считаные минуты или часы в зависимости от конфигурации облачного решения. 
  5. Эффективность затрат и оптимизация ресурсов. Поставщики объединяют свои вычислительные, сетевые и хранилищные ресурсы, чтобы обслуживать множество клиентов. За счет мультиарендной модели стоимость услуг снижается. Таким образом, даже небольшой бизнес может себе позволить мощные вычислительные ресурсы, причем с минимальными стартовыми инвестициями.

Нюансы перехода

Облачные решения, будь то частные или публичные, открывают перед бизнесом множество возможностей. Но выбирать между ними нужно исходя из конкретных потребностей компании.

Согласно исследованию Statista 2024 года, около 51% глобальных организаций управляют рабочими нагрузками в публичном облаке, а около 50% — хранят там данные. В то же время частное облако предпочитают крупные организации со сложной ИТ-инфраструктурой или те, для кого важен высокий уровень контроля и безопасности.

Крупные компании нередко создают свои центры обработки данных. Это предоставляет возможность полностью контролировать инфраструктуру, но требует значительных ресурсов: нужно собирать команду квалифицированных инженеров, обеспечивать надежные каналы связи, организовать круглосуточное электроснабжение с резервными генераторами и установить системы пожаротушения с сертифицированным оборудованием.

Как обеспечить непрерывность бизнеса в эпоху неопределенности?. Рис. 1

Создать собственную, надежную инженерную инфраструктуру для частного облака — непростая и дорогая задача. Даже если все на первый взгляд работает как часы, могут возникнуть непредвиденные обстоятельства. Представьте, что вы организовали собственный ЦОД; все выглядит идеально: электропитание, системы охлаждения, Интернет, система пожаротушения, система контроля доступа, архитектура частного облака — все надежно. Но над помещением, которое вы выбрали, этажом выше расположены инженерные сети здания, в котором вы организовали частный ЦОД. В какой-то момент прорвало трубу, и помещения вашего ЦОДа оказались затоплены. В том числе вода попала в оборудование. В результате — финансовые потери из-за простоя и устранения последствий возникшей ситуации.

Если у компании нет необходимых компетенций для управления рисками при создании собственного облака, разумнее выбрать услуги надежного облачного провайдера.

Облачные провайдеры берут подобные риски на себя. Их решения функционируют на географически распределенных серверах, что позволяет снижать влияние сбоя одного из них на работу клиентов. Особенно это важно для онлайн-бизнесов, работающих в гибридном или удаленном формате, будь то каршеринг или интернет-магазин. Для них непрерывный доступ к системе — вопрос жизни и смерти: любой сбой может лишить пользователей возможности воспользоваться услугой.

Надежный выбор

Если вы подыскиваете вариант публичного облака, помните, что ключевым моментом здесь становится выбор надежного поставщика, поскольку именно он будет отвечает за доступность, безопасность и производительность приложений и данных.

Рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

  • Репутация. Для начала стоит провести тщательное исследование, собрать мнение рынка о потенциальном поставщике. Также полезно обратиться к источникам, которые публикуют статистику по сбоям и проблемам, чтобы получить более полное представление о качестве работы провайдера.
  • Особенности ЦОДа. Географическое резервирование и наличие сертификатов, таких как TIER-III, могут стать решающими факторами. Данные должны распределяться по нескольким ЦОДам, чтобы в случае сбоя одного из них система продолжала функционировать, задействуя резервные ресурсы. Это особенно важно в контексте защиты от глобальных катастроф в регионе. Для некоторых организаций критически важно, чтобы данные хранились на территории конкретной страны из-за правовых требований или политики конфиденциальности, а потому этот момент стоит обязательно уточнить у провайдера.
  • Уровень SLA (Service Level Agreement) — это соглашение, которое определяет качество услуг и их доступность, выраженную в процентах (до 99,98%). Следует внимательно изучить документ, чтобы выяснить не только гарантированные уровни доступности, внутреннее время восстановления (RTO), время восстановления данных (RPO) и другие ключевые метрики, но и условия их соблюдения.
  • Финансовая модель — условия предоставления услуг: наличие гарантий, схемы скидок, варианты постоплаты и другие аспекты. Конечно, каждая компания в этом отношении ориентируется на свои потребности. Однако гибкость провайдера может свидетельствовать о его готовности учитывать интересы клиентов. Например, возможность постоплаты может значительно упростить финансовое управление, позволяя организациям лучше планировать бюджет и равномерно распределять расходы в удобные временные рамки.
  • Техническая экспертиза. В команде провайдера должны быть специалисты высокого уровня с подтвержденным опытом на крупных проектах. Это залог качественного предоставления облачных услуг.
  • Дополнительные услуги — могут стать значимым плюсом. Например, услуга Managed IT позволяет управлять инфраструктурой заказчика. Она освобождает его от забот о технических вопросах, позволяя сосредоточиться на основном бизнесе, в то время как провайдер берет на себя управление серверами, сетями и программным обеспечением, а также мониторинг систем, резервное копирование данных, обновления и защиту от угроз.

Импортозамещение в облаках: российский рынок после ухода западных провайдеров

Следуя указанным критериям, удастся подобрать надежного партнера, который поможет обеспечить стабильность и непрерывность бизнеса, минимизируя риски и оптимизируя затраты на обслуживание облачных систем.

Кто не рискует

Ведение бизнеса всегда связано с рисками, и важно заранее готовиться к непредвиденным ситуациям. В этом контексте облачные решения становятся эффективным инструментом для смягчения последствий различных бедствий, будь то стихийные катастрофы, кибератаки или другие форс-мажорные обстоятельства.

Публичные облака и сопутствующие услуги освобождают организации от необходимости поддерживать собственную инфраструктуру, нанимать узкопрофильных специалистов и содержать большой ИТ-отдел. Многие задачи, включая рутинные операции, такие как создание учетных записей и управление доступом, можно передать провайдеру. Это делает высокие технологии более доступными для малых и средних предприятий. Крупный бизнес, используя облачные решения, может разгрузить свой ИТ-департамент и обеспечить доступ к данным даже в кризисных ситуациях.

Однако успешное использование облачных решений зависит от того, насколько надежен поставщик услуг. Этот выбор может стать ключевым фактором, определяющим, насколько эффективно бизнес сможет адаптироваться к изменяющимся условиям и минимизировать риски, а также использовать все преимущества технологии.

Опубликовано 20.01.2025

Похожие статьи