Как монетизировать мобильное приложение в 2024 году

Логотип компании
Как монетизировать мобильное приложение в 2024 году
Изображение создано нейросетью DALL-E
Серьезная трансформация отечественного рынка мобильных приложений последних двух лет связана с целым рядом глобальных (развитие цифровых технологий, использование ИИ и LLM) и локальных (санкции и геополитическая ситуация) факторов. iOS TeamLead MobileUp Денис Сушков - о том, как в условиях этих вызовов монетизировать iOS-приложения.

Внутренние покупки

По правилам App Store, покупки в приложении условно можно разделить на два вида:

  • внешние — это, например, заказ продуктов, покупка товаров на маркетплейсе или вызов такси;
  • внутренние — те, которые открывают дополнительный контент в приложении, например, премиум-подписка или внутриигровая валюта.

Согласно всё тем же правилам App Store, внутренние покупки должны совершаться с помощью инструментов Apple, проходить проверку перед публикацией и облагаться комиссией в 15-30%. Нарушение может привести к полному удалению приложения из магазина.

С 2022 года количество способов, которыми пользователи из РФ могут купить приложение или совершить внутреннюю покупку, существенно сократилось. Привычные варианты с использованием систем мобильных платежей Apple Pay и Google Pay, а также платежных систем Visa и MasterCard стали недоступны. Однако интерес к внедрению платных сервисов остался. И бизнесу наравне с пользователями пришлось искать обходные пути. Вот ключевые из них: 

Оплата через мобильного оператора. Для тех, кто испытывает тягу к привычному, одним из немногих способов пополнить Apple-кошелёк из России остаётся оплата через мобильного оператора. На момент написания статьи такая возможность сохранилась у МТС и билайна.

Подарочные карты. На маркетплейсах периодически предлагают карты пополнения внутреннего счёта Apple ID, что также напоминает привычные методы. Из нюансов — карты продаются с наценкой, активировать покупку необходимо в личном кабинете App Store. После этого средства зачисляются на отдельный счёт для оплаты.

Сторонние платёжные системы. В октябре 2023 года Apple официально разрешила российским разработчикам подключать сторонние платежные системы любого банка-эквайера, таких как Сбер, Т-Банк и других. Это можно сделать с помощью разрешения StoreKit External Purchase Link Entitlement. Оно позволяет оставлять ссылку на сайт с информацией об оплате. Чтобы подключить такой способ, разработчику нужно отправить запрос компании. Apple проверит заявку, а потом включит оплату по внешней ссылке. При этом приложение не должно быть доступно в других странах, а от использования стандартных встроенных покупок придётся отказаться.

Хотя решение выглядит шагом навстречу разработчикам и владельцам бизнеса в России, воспользоваться данным методом оплаты решились немногие. Способ подачи заявки не так прост — необходимо заполнить подробную анкету, дождаться проверки в течение недели и убедиться, что эквайринг, предлагаемый на внешнем ресурсе, не попал под санкции. Да, и комиссия не сильно отличается — 27% против стандартных 30%. Кроме того, такой уход от привычного сценария может напугать пользователей.

Оплата по ссылке. Большую популярность набирает похожий способ, но без участия Apple. Пользователя также отправляют на внешний ресурс, например, веб-сайт компании. Только делают это неявно — не показывают ссылки в самом приложении, а, например, рекламируют их в соцсетях. Конечно, такой метод подвергает приложение риску быть удаленным из AppStore, поскольку нарушает правила компании. Но он значительно упрощает дело для бизнеса. Комиссия банку-эквайеру ниже в десятки раз — около 2%. А пользователи могут оплатить подписку или покупки удобным для себя способом, в том числе картой «Мир» и через СБП.

При адаптации под новые платёжные инструменты выбор сводится к балансу между «безопасно» и «выгодно», соблюдать который становится всё сложнее. Чтобы не потерять прибыль, владельцы приложений всё чаще склоняются ко второму варианту, хотя и рискуют собственным приложением в App Store. Пользователям только предстоит привыкнуть к новым платёжным практикам, но уже сейчас есть уверенность, что этот путь быстрее и безболезненнее, чем его альтернативы. Наш опыт показывает, что монетизация приложений стала ещё сильнее опираться на внешний маркетинг. Важно не только рассказать пользователям о платных функциях, но и вызвать желание попробовать что-то новое, убедить в безопасности такого метода и заставить нарушить привычные паттерны. В конечном итоге всё сводится к привычным механикам: оплата по ссылке срабатывает быстро и открывает весь необходимый контент.

Внешние покупки

Для оплаты товаров и услуг, которые используются вне приложения, сценарии практически не изменились:

  • Собственные способы оплаты. Этот вариант продвигают преимущественно крупные игроки. Например, маркетплейсы («Яндекс.Маркет», Ozon и др.), где за оплату с фирменного счёта можно получить скидку.
  • Готовые решения. В списке способов оплаты пользователи непременно хотят видеть СБП и сервисы оплаты покупок по частям — «Сплит», «Долями» и др.

Внедрение новых способов оплаты занимает немного времени и не требует больших усилий. Чаще всего такие функции добавляют «под ключ». Однако и здесь встречаются подводные камни. После того как НСПК, оператор системы быстрых платежей и карт «Мир», оказался под санкциями, добавление СБП в качестве способа оплаты потенциально влечёт за собой риски. Единичные случаи ещё не говорят о тренде, но наши коллеги по индустрии сообщали, что получали письма от Apple с предупреждениями и просьбой скрыть упоминания СБП из приложения. В противном случае — удаление и блокировка аккаунта.

Разумеется, такие новости пока не носят массовый характер и не повлияли на бизнес-решения на рынке iOS-приложений. Но меры предосторожности, связанные с оплатой, становятся одним из популярных направлений для поддержки приложения. Как минимум, возможность управлять показом и скрытием определённых способов оплаты способна «успокоить» бизнес на какое-то время.

Альтернативные сторы

В 2024 году Евросоюз добился от Apple разрешения на открытие альтернативных магазинов приложений и загрузки приложений из сторонних источников. Полной свободы пока не случилось — Apple по-прежнему тщательно проверяет альтернативные сторы по своим правилам и требует комиссию с их продаж. Но это стало одним из самых заметных изменений в традиционной модели распространения контента.

В отличие от пользователей Android, которые пользуются российскими решениями вроде RuStore, у iOS-юзеров не было возможности скачать приложение по ссылке или из альтернативного магазина. Многие рассчитывали, что послабления для ЕС коснутся и наших правил, но этого не случилось. Судя по всему, Apple не планирует масштабировать идею доступности неофициальных магазинов приложений.

Для разработчиков и бизнеса это означает, что удаление из App Store является окончательным и бесповоротным. Пользователи просто не смогут найти ваше приложение и с очень маленькой долей вероятности сохранят его при покупке нового девайса. Это ещё сильнее повышает ставки при использовании «неофициальных» и подсанкционных способов оплаты внутри продукта. Конечно, есть прецеденты, когда крупные банковские приложения «возвращались» в App Store ненадолго и под другим именем. Но такие практики распространения требуют больших затрат на маркетинг, чтобы сообщить пользователям о выходе новой версии, и наличия полноценной релизной команды, чтобы не вызвать подозрений у проверяющей стороны.

Коротко о главном

В свете санкций и ограничений многие российские разработчики начали искать обходные пути, не пренебрегая «серыми» практиками вроде переориентации на веб-сайты для оплаты подписок или публикации удалённых приложений под другими названиями. Эти подходы не лишены риска, но при должных мерах предосторожности и наличии экспертизы позволяют продлевать срок жизни приложения в App Store и выпускать новые продукты с прогнозируемой прибыльностью и удобной для пользователя монетизацией. Создание альтернативных магазинов iOS-приложений в РФ видится переломным моментом для этой ситуации, но в ближайшее время появления таких решений ждать не стоит.

Тем не менее, доля iOS устройств в России продолжает расти. К примеру, как сообщает Forbes, в 2023 году доля работающих в сети МТС смартфонов Apple выросла за год с 20,7% до 22,3%, заняв третье место по проникновению в сети оператора.

По данным портала gs.statcounter на ноябрь 2024 года, доля iOS на рынке мобильных операционных систем в России достигала 29,64%.

Опубликовано 09.12.2024

Похожие статьи