Управление качеством — сквозной процесс
Задача пилота – обеспечить управление самолетом в течение всего полета, иначе никто никуда не долетит.
Задача пилота – обеспечить управление самолетом в течение всего полета, иначе никто никуда не долетит. Вы скажете, что в наши дни эту задачу с успехом решает автоматика – автопилот способен держать и курс, и скорость, и высоту полета.
Однако весь этот процесс все равно остается под неусыпным контролем командира экипажа, готового в любой момент взять в руки штурвал. То же самое и в строительстве: чтобы провести сдачу объекта в срок и без взаимных претензий, заказчик и исполнитель работ должны выстроить сквозную систему контроля качества на всех этапах выполнения строительно-монтажных работ (СМР). Систему, основанную на четко регламентированных процедурах и надлежащем документировании всех действий, с обеспечением строгого контроля корректирующих мероприятий по всем выявленным несоответствиям.
Два ключевых кейса
Чтобы составить представление о реальном положении вещей в этой сфере, Александр Фетисов, член координационного совета по ИТ-проектам холдинга «Стройгазконсалтинг» и куратор проекта внедрения автоматизированной системы управления качеством СМР, предлагает наглядно проиллюстрировать сквозной подход к качеству на примере двух кейсов:
«Строительные проекты, которые выполняет наш холдинг - крупные газовые месторождения, магистральные газо- и нефтепроводы, другие промышленные объекты - требуют особого подхода к контролю качества.
Первый кейс относится ко входному контролю качества, когда все материалы, которые поступают на строительную площадку, проверяются инженером по качеству. На основании результатов проверки составляются документы, определяющие дальнейшую судьбу материалов и оборудования.
Например, пришла труба, которой предстоит завтра лечь на дно траншеи в тундре, а она не проходит по каким-то параметрам. «Тогда мы бракуем эту трубу и отправляем ее назад, – говорит Александр. – То же самое с цементом и другими материалами – отбраковка некачественных стройматериалов на этапе входного контроля снижает риски в строительстве».
Второй кейс – контроль качества выполненных работ. Уже после того, как трубу сварили, сварной шов обязательно нужно проверить специальной аппаратурой. По результатам проверки составляется документ, который сохраняется в системе.
В итоге набирается множество таких кейсов. На каждом этапе строительства представители заказчика и контролирующих органов выполняют все необходимые проверки и в случае выявления отклонений составляют документы, которые называются «предписаниями».
«Раньше “Стройгазконсалтинг” справлялся с задачей контроля качества, полагаясь на обычный бумажный документооборот, – рассказывает Александр. – Но старые бизнес-процессы оказались недостаточно эффективными, когда штат управляющей компании вырос до 6 тыс. человек, общая численность работников – до 74 тыс., а структура холдинга разрослась до нескольких десятков юридических лиц. Перед топ-менеджментом встала задача полностью изменить бизнес-процесс, сохранив уровень качества, который помог компании заслужить высокую репутацию.
При выборе платформы для системы управления качеством учитывались такие критерии, как масштабируемость, гибкость настройки процессов, наличие партнера, обладающего экспертизой в предметной области, и опыт использования данной платформы в СГК . В результате остановились на Microsoft Dynamics AX, а внедрение взяла на себя компания AFM Consulting, у которой уже были наработки в области автоматизации бизнес-процессов в строительстве.
«Сейчас в системе работают 400 пользователей, расположенных от Выборга и Мурманска до Сахалина - говорит директор по стратегическим проектам AFM Consulting Андрей Чмель, - а крупнейшие объекты, качество строительства которых контролируется с ее помощью– Бованенковское, Ямбургское, Уренгойское нефтегазоконденсатные месторождения, система магистральных газопроводов Бованенково-Ухта.»
Жизнь по стандартам ISO 9000
Заказчик может оценить качество ремонта в квартире, проведенного бригадой строителей из ближнего зарубежья, полагаясь на собственный опыт и собственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. И, как мы знаем, конфликты на этой почве возникают часто. При строительстве же крупных объектов подобный подход к сдаче-приемке работ был бы заведомо тупиковым.
«Качество превращается из абстрактной категории в нечто поддающееся измерению только благодаря стандартам, которые позволяют ввести количественные показатели и устанавливают для них процедуры оценки, – поясняет Александр. – Одним из ключевых элементов международного стандарта ISO 9001 является “удовлетворенность заказчика”. В обычных условиях для любой строительной компании оценка удовлетворенности заказчика представляется весьма проблемной задачей – в силу специфики отрасли.
Внедренная в СГК система позволяет получать и обрабатывать массив данных в режиме онлайн и иметь в качестве ориентира, как текущие показатели удовлетворенности, так и их динамику. В системе ведется не только мониторинг качества строительно-монтажных работ, но и учет предписаний по контролю качества, а также иных необходимых документов».
При реализации проекта за счет более точного определения степени удовлетворенности заказчика (фактически получения текущей обратной связи) удалось снизить время реагирования на предписания заказчика на 10%, а доля не устраненных в сроки предписаний снизилась до 7%, притом, что количество этих предписаний в год превышает 5 тыс.
Вместо заключения
Общее число компаний в строительном комплексе приближается к 112 тыс. Это большой рынок для ИТ, ведь любой строительный проект сопровождается соответствующим количеством документов, и объем этой бумажной работы может быть весьма значительным по сравнению с другими сферами бизнеса.
Но в рейтинг крупнейших компаний России «Эксперт-400» за 2012 год входит всего 17 строительных предприятий. Это говорит о том, что уровень консолидации бизнеса в отрасли остается низким, здесь преобладают мелкие и средние организации, что отнюдь не способствует спросу на сложные ИТ-решения.
Недавний кризис инициировал волну слияний и поглощений, что привело к образованию нескольких крупных строительных холдингов, которые нуждаются в совершенствовании механизмов управления и активно применяют для этой цели информационные технологии.
«Вполне вероятно, что тенденция к консолидации сохранится, поскольку, несмотря на некоторое оживление в секторе строительства, кризис окончательно не миновал, а требования к качеству со стороны заказчиков и контролирующих органов постоянно растут, – резюмирует Александр Фетисов. – Поэтому следует ожидать существенного пополнения списка ИТ-решений для строительной отрасли. Скорее всего, интеграторы не оставят без внимания столь интересный сегмент рынка».
Опубликовано 28.06.2013