Удаленное сотрудничество: плюсы и минусы
Когда мы ищем разработчиков на удаленную занятость, всегда точно знаем: стоит полагаться только на свою интуицию. Резюме, конечно, обязательно, но по сути оно мало что значит. Каждому соискателю предлагаем небольшое тестовое задание и смотрим на реакцию: если человек хочет у нас работать, он приложит максимум усилий, даже если раньше не был программистом. Настойчивость и трудолюбие решают всё.
За последние полгода через нашу корпоративную почту прошло более 500 резюме на вакансию веб-программиста (источники: 82% – HR-сайты; 9% – наши паблики в соцсетях; 5% – сарафанное радио; 4% – посев в других пабликах соцсетей). И все их авторы должны были написать несложный тестовый плагин для WordPress.
И вот что интересно. Одна часть соискателей сразу приступает к выполнению, и кое-кому удается решить задачу всего за три часа – рекорд! Другая же часть начинает юлить, просить другое задание. Но есть и такие, кто требует оплатить тестовую работу или более того – угрожает УК! В итоге только 10% выполняют плагин, который проверяют тимлиды и чаще всего отправляют на доработку. Помню, одна девушка дважды присылала нерабочий плагин, а на третий раз написала, что не сделает задание правильно, пока ей не будет начисена зарплата как сотруднику…
Трудности при наборе случаются не только с программистами. К нам прорывались аккаунт-менеджеры, которые стеснялись общаться с посторонними людьми и не могли без ошибок написать название компании, маркетологи, которые даже примерно не представляли себе, чем занимается маркетолог. Немудрено, что тестовое задание по своему профилю выполнили единицы. Так что дело не в специальности, а, повторяю, в самих людях.
Соискатель, прошедший тест, перенаправляется на собеседование по Skype. Старший аккаунт-менеджер подробно рассказывает ему о специфике предстоящей работы. На данном этапе мы предлагаем кандидату самому оценить потенциальную стоимость выполненного им задания, и, если его пожелания соответствуют нашим возможностям, приглашаем в корпоративный канал в Slack и начинаем с ним работать. Если же несовпадение интересов налицо, аккаунт-менеджер оповещает о сложившейся ситуации руководителя компании и тимлидов, и мы экстренно решаем, что делать. По факту к нам не попадают специалисты со сложившимся стилем и значительным опытом работы.
Тревожные звоночки на собеседовании по Skype:
• Разговор проходит в формате чата, но некоторые соискатели предпочитают звонить и требовать видеоконференцию, несмотря на увещевания, что это невозможно.
• Соискатель хамит, агрессивно настроен.
• Зовет аккаунт-менеджера на свидание.
Все коммуникации в команде происходят в Slack – корпоративном онлайн-чате. В общем канале присутствуют все без исключения сотрудники. Раз в день, а то и чаще аккаунт-менеджеры опрашивают их: что сделано, на каком этапе выполнение задачи, где кто застрял и чем ему можно помочь. Это позволяет держать руку на пульсе и точно знать, что обсуждать с клиентами, где мы укладываемся вовремя, а где не избежать просрочки. Кроме Slack, разработчики используют BitBucket: с его помощью тимлиды отслеживают, в какой версии кода закрался баг, и откатить проект до нужной стадии.
Недавно нам на полном серьезе порекомендовали установить на компьютеры программы, которые делают видеозаписи происходящего на мониторе, ведут контроль печати, следят за подключениями USB. Но мы доверяем своим сотрудникам и стараемся создать им комфортные условия работы, а не наоборот. Наш принцип: контролировать, но не мешать.
Даже самые сплоченные команды теряют сотрудников. И мы не исключение. От нас уходят студенты-очники, которые физически не могут совмещать работу и учебу, люди, которых мы обучили и которые стремятся расти в крупных компаниях, фрилансеры, амбиции которых мы удовлетворить не можем. Зато остаются увлеченные, и это радует.
Случается прекращать сотрудничество и по своей инициативе. Причин несколько:
• Мы растем, а человек не хочет учиться и развиваться.
• Не выполняет работу в срок и ничего не делает для того, чтобы это как-то изменить.
• Перебирает проекты. Мы, конечно, хотим, чтобы каждый занимался тем, что ему интересно, но если сотрудник регулярно отказывается от предложенных проектов, это повод задуматься, хочет ли он работать вообще.
Итак, исходя из опыта, назову плюсы удаленного сотрудничества с точки зрения руководителя:
• Возможность нанять такое количество персонала, которое необходимо для решения конкретных задач, а не которое вмещает офис.
• Возможность работать с людьми без привязки к их фактическому местонахождению и часовому поясу.
• Экономия средств: нет необходимости оборудовать рабочее место.
Минусы:
• Ненормированный рабочий график.
• Трудности коммуникации из-за субъективного восприятия информации разными людьми.
Опубликовано 18.02.2016