Непростые решения для простой жизни
Каким вы представляете себе государство будущего? Ребенок, услышавший подобный вопрос расскажет нам историю о городе будущего с летающими автомобилями и бесконечными небоскребами. Взрослый человек, будучи более прагматичным, станет искать ответ на вопрос, опираясь на опыт дня настоящего. Но какими бы разными не были взгляды людей на картину будущего, в одном они схожи: будущее за технологиями.
Действительно, технологии с каждым годом постепенно проникают во все сферы нашей жизни. Этот процесс происходит совершенно естественно, и люди в большинстве своем его даже не замечают, хотя жизнь их становится заметно комфортнее. Подумать только, буквально несколько лет назад понятие электронной очереди было диковинным,
а осуществлять покупки через Интернет решались только отчаянные смельчаки. Сегодня, человек, шагающий в ногу со временем, не может представить своей жизни без персонального компьютера, а понятие «личный кабинет» давно перешло из категории комнатного пространства в пространство виртуальное. В данном материале речь пойдет в том числе и о так называемом виртуальном «личном кабинете». Но обо всем по порядку.
Сегодня любой провайдер интернет-услуг, будь то услуги коммерческие или государственные, стремится обеспечить максимальный комфорт для своих пользователей при обращении к тому или иному электронному сервису. Нам достаточно открыть интернет-браузер и ввести искомое слово в адресной строке, а далее останется лишь выбрать один вариант из сотни предложенных. Столь широкая вариативность является как достоинством, так и недостатком рынка электронных услуг. В результате поиска нужной информации мы сталкиваемся с постоянной проблемой выбора, регистрируемся на десятках интернет-ресурсов, а затем долго и упорно избавляемся от спама, приходящего на нашу электронную почту. Данная проблема свойственна не только рынку коммерческих электронных услуг, но и интернет-ресурсам государственной сферы. В масштабах нашей страны количество всевозможных государственных порталов и ведомственных сайтов идет не на сотни, а на тысячи. Так как же разобраться во всем этом многообразии и избавить себя от «слепого» перемещения по пространству всемирной паутины? Ответ на этот вопрос кроется в термине «интеграция».
В июле 2015 года в рамках заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации представило предложение по интеграции ведомственных и региональных государственных порталов, а также многофункциональных центров (МФЦ) с новым единым личным кабинетом (ЕЛК) федерального портала госуслуг (gosuslugi.ru). Сегодня на портале gosuslugi.ru уже существует «Личный кабинет» пользователя, однако согласно проекту Минкомсвязи РФ новый ЕЛК станет единой отправной точкой при взаимодействии гражданина со всеми государственными структурами и полностью изменит текущую модель данного взаимодействия.
Реализация этого проекта позволит пользователям портала gosuslugi.ru в своем личном кабинете отслеживать статусы заявлений по всем услугам (как по федеральным, так и по региональным). Каждому зарегистрированному в ЕЛК пользователю будет доступна история всех обращений к государственным ресурсам; здесь же будут храниться сведения о заявителе и результаты его взаимодействия с органами исполнительной власти. Кроме того, посредством единого личного кабинета гражданин сможет получать данные из МФЦ своего региона и будет иметь доступ к ЕЛК с любого из официальных ведомственных, региональных и муниципальных порталов. Другими словами, запуск ЕЛК сделает процесс получения госуслуг значительно удобнее и должен привести к росту доли граждан, получающих услуги в электронной форме.
По информации Минкомсвязи России в настоящее время к ЕЛК подключены 62 информационные системы 10 субъектов Российской Федерации. В числе регионов-«передовиков» находится и Санкт-Петербург.
Осенью 2015 года региональный Портал государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга (gu.spb.ru) прошел успешную интеграцию с единым личным кабинетом федерального портала госуслуг в тестовом режиме. В результате интеграции заявление по услуге, поданное с регионального ресурса, успешно отобразилось в ЕЛК на портале gosuslugi.ru
Однако стоит отдельно затронуть тему защиты пользовательской информации. Для того чтобы получить доступ к единому личному кабинету, человеку понадобится универсальный ключ. Для ресурсов электронного правительства по всей России таким ключом является Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), регистрация в которой сопряжена с подтверждением персональных пользовательских данных. Сам процесс регистрации в ЕСИА достаточно прост: для этого необходимо всего одно личное обращение в любой МФЦ города с паспортом и СНИЛС. Зарегистрировавшись в ЕСИА, заявитель получает возможность пользоваться всеми электронными государственными услугами и сервисами электронного правительства не выходя из дома. При этом во время заполнения электронных заявлений на получение государственных услуг персональные данные подставляются автоматически. Как поясняет министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров, с сентября 2015 года средний ежемесячный прирост пользователей ЕСИА составляет около одного миллиона человек. Декабрь показал рекордный рост — 1,6 млн. человек. За январь прирост пользователей ЕСИА составил 903,2 тыс. человек. Таким образом, на конец января общий показатель достиг 23,4 млн пользователей ЕСИА. В перспективе к ЕСИА присоединятся также и информационные системы частных компаний.
На сегодняшний день наличие регистрации в ЕСИА уже обязательно для получения через региональный портал gu.spb.ru целого спектра государственных услуг. Например, если Вы решили записать ребенка в детский сад или школу, подать заявление на государственную регистрацию брака или обратиться за государственными социальным пособием.
Таким образом, дальнейшее развитие «электронного правительства» позволит качественно улучшить жизнь жителей нашего города и страны в целом, а наличие единой учетной записи от государственных сайтов и порталов обеспечит удобный доступ заявителей ко всему многообразию государственных электронных услуг и сервисов.
Опубликовано 19.02.2016