Когда у компании свой путь
У маленьких ИТ-фирм, отдающих что-то на аутсорс, и софтверных гигантов, скупающих перспективные продукты, схожие цели — таким образом они пытаются оптимизировать свою деятельность и расходы. Это становится обычной практикой. Кажется, что глобальное наращивание собственных компетенций, как минимум, бесперспективно и даже опрометчиво. И все же, если осознанно выстраивать стратегию, у такого подхода находятся свои плюсы. Главный из них — создание качественных конкурентоспособных продуктов. Об этом и многом другом рассказал в интервью Константин Масленников, технический директор компании Rubetek.
Расскажите о вашем продукте. Какие у него особенности?
Наш продукт, IoT.rubetek, представляет собой платформу для автоматизации зданий. Весь мир движется в сторону цифровизации, и современные здания представляют собой сложный набор различных систем. Например, пожарной сигнализации, учета ресурсов, контроля доступа и видеонаблюдения. Проблема в том, что зачастую все эти системы не связаны друг с другом. Из-за этого на проектировщиков, застройщиков, монтажников, а впоследствии управляющую компанию и ложится большая нагрузка. В первую очередь, это значительные затраты и трудоемкость эксплуатации. А жители не получают качественного сервиса, который должен быть у современного высокотехнологичного жилья. Наша компания решает эту задачу таким образом: мы сами разрабатываем и производим все, от устройств, «железа» до софта. Наши решения объединены в единый продукт — систему, в которой различные элементы друг с другом взаимосвязаны. Все максимально автоматизировано, подключено к интернету, прозрачно. Это удешевляет для застройщика монтаж, пусконаладку оборудования. Для управляющей компании это значительно облегчает эксплуатацию и содержание. А жители получают удобный сервис: в одном приложении есть доступ и к домофонам, и к камерам, и ко многому другому. В частности, можно получать доступ по Face ID.
Наша платформа накапливает разные данные для разных групп пользователей. Для этого в ней объединено по сути несколько различных продуктов. Это, конечно, делает разработку сложнее. Как правило, этим занимаются разные компании — каждая со своей спецификой. Но в таком случае застройщик вынужден собирать их в единую систему, консолидировать. Конечно, в принципе справиться с такой задачей можно, но говорить о технологичности подобных решений не приходится.
Чаще всего компании занимаются либо разработкой программного обеспечения, либо производством «железа». Ваш подход — все делать у себя — в этом смысле нетипичный. Как организованы процессы в вашей компании?
У нас своя организационно-штатная структур. В ее основе вертикально-горизонтальная система управления: по вертикали идут отделы аппаратной, серверной и мобильной разработки, а по горизонтали — проекты. За каждым проектом закреплен свой руководитель. У отделов также есть свое руководство. Оно отвечает за технологии, единообразие, за уровень высокий с точки зрения качества разработки. Руководители проектов и в целом проектные группы отвечают непосредственно за свою предметную область, например контроль доступа, пожарную сигнализацию или учет ресурсов. Таким образом, с одной стороны мы можем глубоко погружаться в конкретное направление, а с другой — обеспечивать максимальное единообразие и максимальную универсальность и взаимозаменяемость решений.
Вы используете Agile или другие методы гибкого управления?
Не совсем. Мы не придерживаемся строго какой-то одной методологии, а действуем, если говорить упрощенно, по ситуации. Это не принципиальная позиция: из-за специфики нашего продукта — его комплексности — иначе просто не получается. В каких-то конкретных отделах и проектах может применяться только Scrum или Agile, например. В случае, когда есть четкое понимание того, что нужно сделать в долгосрочной перспективе, можно работать по Waterfall. Но подвести под одну методику сложный целый продукт не получится.
Вернемся к тому, что разработка и производство у вашей компании свои. Покупка готовых продуктов вместе с командой разработчиков — стандартная практика. Почему Rubetek не пошла этим путем? Ведь, исходя из специфики продуктов, например компании приходится заниматься разработками в сфере искусственного интеллекта, распознавания лиц и номеров, например, а для этого нужны высококвалифицированные кадры.
Да, действительно, это непросто. У нас есть отдел искусственного интеллекта который, занимается машинным обучением, видеоаналитикой и другими направлениями. Мы стараемся максимально разрабатывать у себя. Это наша принципиальная позиция.
Кажется, что быстрее и проще использовать сторонние решения. Но проблема в том, что при этом нет возможности гибко управлять функционалом, нет возможности (особенно это касается «железа») управлять себестоимостью. Или вот еще один практический пример. Сейчас наступил кризис микроэлектроники, чипов, по всему миру, но, благодаря тому, что мы полностью управляем всей схемотехникой и у нас есть штат собственных инженеров-электронщиков, мы очень быстро можем переходить с одного аппаратного решения на другое. Если бы это было какое-то стороннее решения, которые мы покупали, то было бы в разы сложнее и дольше договариваться, согласовывать все.
Другой пример. Мы сейчас развернули самую массовую в стране систему домофонии в жилом секторе с возможностью доступа по распознаванию лиц. Существующие решения по видеоаналитике «заточены» больше под крупные вычислительные мощности. Это мощные дата-центры, которые могут обрабатывать большие потоки данных в реальном времени. А домофон — это довольно слабое с точки зрения вычислительных ресурсов устройство. И на этом слабом устройстве нужно реализовывать довольно специфический функционал. Это не массовое решение, на рынке такое найти непросто. Поэтому, даже имея возможность использовать какие-то сторонние продукты, мы разрабатываем у себя. Потому что таким образом в перспективе мы получаем более гибкое и по технологиям, и по управлению себестоимостью, и по совместимости решение.
Вы упомянули уже о сложностях с аппаратными платформами. Откуда вы берете чипы, когда нет никакой российской электроники?
Если говорить про элементную базу, то она в принципе международная. Какие-то компоненты производятся в США, какие-то производятся в Китае, какие-то — в Европе. И даже некоторые компоненты производятся в России. То есть не какая-то уникальная ситуация для нашей страны — таково положение дел во всем мире.
Если же мы говорим про разработку схемотехники, то у нас есть свой отдел аппаратной разработки, где есть специалисты, которые получают техническое задание на создание какого-то продукта и реализуют его в виде схемотехники. У нас есть собственное производство в городе Орле. Это, кстати, тоже одно из наших достижений. До этого наша продукция производилась на контрактных фабриках в Китае. И после того как необходимое устройство разработано, конструкторская документация передается на наше орловское производство. И там уже начинается закупка компонентов и производятся готовые изделия.
А почему для производства выбрали именно Орел?
Там корни нашей компании. Мы появились именно в Орле, а потом часть команды переехала в Москву. Так что у нас два офиса — московский и орловский. Они параллельно развиваются. Если, к примеру, есть достойный кандидат на какое-то место в Орле, он работает в Орле, а московские кандидаты — в Москве. Логично было открыть производство там, где мы уже присутствуем.
В 2019, когда мы приняли такое решение, никаких пандемийных ограничений еще не предвиделось. Но в результате наш шаг оказался не только рациональным, но и спасительным для компании. Когда закрылись границы, собственное производство нас очень поддержало. До этого, как я говорил, мы работали с фабриками в Китае. Там постоянно находились наши сотрудники, которые контролировали производство. В новых реалиях, это было бы значительно сложнее организовать.
Расскажите подробнее, как организовывалось производство.
Все запускалась с нуля, то есть Greenfield. Специалистов приходилось обучать, закупать оборудование, привозить из Китая инженеров, которые помогали запускать производство. Многому работники учились на «живых» заказах, пусть и тренировочных.
Сейчас, когда речь идет уже о массовом производстве, как обеспечивается качество продукта?
Мы над этим постоянно работаем. Вся продукция нашего предприятия проходит выходной контроль. Это стопроцентно. То есть каждый прибор тестируется.
У вашей компании позаказное производство или есть определенные серии, которые вы предлагаете рынку? Может ли покупатель как-то влиять на продукты, которые составляют платформу?
Мы стараемся ко всем нашим клиентам подходить гибко, учитывать их потребности и слушать, что говорит рынок, чтобы максимально быстро адаптироваться под существующие запросы. Кроме того, мы учитываем специфику регионов. Собственно, для этого мы и развиваем компетенции внутри компании. Благодаря этому мы быстро может подстроиться под любые требования и любой сценарий: и негативный, например, с кризисом чипов, и позитивный, когда клиент захотел что-то дополнительно получить или доработать. Но, резюмируя, я все-таки не стал бы называть наше производство позаказным.
Вы обеспечиваете поддержку уже установленных платформ? Если да, то как это организовано?
У нас есть своя служба поддержки. Плюс у нас есть отдельная организация, которая как раз и занимается поддержкой, оказывает услуги по монтажу. Специалист может выехать на объект и помочь что-то настроить или исправить.
Сейчас подавляющее большинство компаний жалуется на недостаток кадров. Это актуальная для вашей компании проблема или нет?
Я думаю, что в какой-то мере это актуально для всех. Все в рамках рынка находятся в похожих условиях. И за ценные кадры идет борьба. Плюс нашей компании в динамичном развитии и реальных перспективах карьерного роста. Уже сейчас у нас есть руководители отделов, которые совсем недавно пришли к нам как «джуны». Мы растем вместе — компания и люди.
А еще мы ставим перед собой амбициозные цели. Не все могут свыкнуться и ужиться с нашим темпом. Наш человек — тот, кто предпочитают вызовы, динамику, драйв. Его не пугают сложные задачи. И чем больше самостоятельности и инициативы проявляет сотрудник, тем лучше. Мы очень ценим, когда люди отдают себе отчет в том, что они делают, могут оценить результат и качество своей работы. И не так важно на каком уровне находится сотрудник — это хорошо для всех. Образно говоря, с плеткой никто ни над кем стоять не должен.
Опубликовано 27.01.2022