Со своей «цифрой» в здравоохранение: секреты успешного ИТ-проекта для медицины

Логотип компании
Со своей «цифрой» в здравоохранение: секреты успешного ИТ-проекта для медицины
Количество стартапов на стыке ИТ и медицины растет, но в каких направлениях им двигаться, чтобы стать по-настоящему востребованными, и какие нюансы учитывать?

События, вызванные пандемией, отчетливо продемонстрировали важнейшую роль информационных технологий в медицине. По прогнозам VEB Ventures, объем инвестиций в российские телемедицинские компании, который за 2019 год составил 1,5 млрд рублей, в 2020–2025 гг. достигнет 96 млрд рублей – то есть увеличится в 64 раза! Количество стартапов на стыке ИТ и медицины также, безусловно, вырастет, – но в каких направлениях им двигаться, чтобы стать по-настоящему востребованными, и какие нюансы учитывать?

Не гаджетом единым

На волне популярности «умных» гаджетов и удаленных медицинских консультаций может показаться, что наиболее перспективные ИТ-разработки лежат именно в этих направлениях, и отчасти это правда. Однако стоит понимать, что рынок персональных (пользовательских) и профессиональных медицинских устройств сегодня насыщается решениями крупных международных вендоров. Отечественная элементная база для их производства пока отстает от мировых стандартов, а значит, занять свою нишу в этом сегменте может оказаться не так-то просто.

Что же касается удаленных консультаций, которые стали доступны с 2018 года благодаря вступлению в силу 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере здравоохранения», – здесь по-прежнему не всё ясно. В частности, с тарификацией таких услуг и оплатой через систему обязательного медицинского страхования.

Российским ИТ-стартапам, планирующим выйти в отрасль здравоохранения, стоит обратить внимание на разработку программного обеспечения, призванного способствовать улучшению лечения, ускорению выздоровления пациентов и снижению экономической нагрузки на систему здравоохранения. Такое ПО должно обеспечивать эффективную коммуникацию участников процесса оказания медицинской помощи и оперировать медицинскими данными с помощью устройств, ориентированных на пациента, или телемедицинских консультаций. Важно, чтобы в основе разработки лежала инновационная идея. ПО, соответствующее таким задачам, в особенности с применением технологий искусственного интеллекта, будет становиться всё более востребованным на рынке.

Создание решений для «Хелснет» – наукоемкий и высокозатратный процесс, в котором важно учитывать множество аспектов. Отдельное внимание следует уделить соблюдению нормативных требований, в том числе использованию отечественного программного обеспечения как медицинского продукта.

Много вопросов может возникнуть в части поиска источников необходимых объемов качественных медицинских данных для создания и тестирования решения. Сегодня регулирование процессов обработки медицинских и персональных данных пациентов достаточно консервативно и не всегда содержит однозначные ответы о правомочности их получения и использования.

Врач и пациент, а не программист

Медицинский проект – это в первую очередь опыт врачей. Не стоит забывать, что разработка информационной системы, действительно полезной врачам, обязательно должна основываться на сочетании глубоких профессиональных знаний и понимании особенностей врачебной практики. Разработать качественный ИТ-проект можно только при условии, что на всех этапах его разработки на постоянной основе будут привлечены практикующие медицинские специалисты и продукт будет создаваться с учетом их консультаций и рекомендаций.

Начинать переговоры с потенциальными заказчиками необходимо уже с момента разработки прототипа решения. Рынок настолько разнообразен, что не всегда сразу можно правильно очертить круг целевых заказчиков. На самой ранней стадии уже нужно собирать фидбек, изучать проблемы и задачи, которые мог бы помочь решить ваш продукт, и корректировать план разработки с учетом полученной информации. Зарубежные аналоги, которые вы выбрали как ориентиры для реализации идеи, в российской практике могут оказаться невостребованными – нужно понять это раньше, чем будут потрачены все инвестиционные бюджеты.

Стоит отметить и еще одну важную целевую аудиторию, традиционно обделяемую вниманием при реализации ИТ-проектов, – пациентов. Cегодня они являются источником разнообразной информации, которая также может быть обработана ИС и представлять собой особую ценность, даже если покупателем вашего решения сам пациент не является.

В государственную или частную клинику?

Сотрудничать с частной или государственной клиникой – этот вопрос волнует не только пациентов, но и ИТ-разработчиков. Разделы медицины, по которым наиболее важно качественное сопровождение со стороны информационных систем, – онкология, акушерство и неонатология, сердечно-сосудистые заболевания, профилактическая медицина. Именно им уделяется большое внимание в национальном проекте «Здравоохранение». На сегодняшний день это один из наиболее финансовоемких государственных проектов. Однако, полагаю, только это не должно быть для создателей стартапов определяющим в принятии решения о выборе ниши.

С точки зрения поиска потенциальных клиентов есть существенные отличия между государственными и частными клиниками. В первую очередь они связаны с разными процессами при планировании бюджетов, реализации закупок и нормативном регулировании. Например, ИТ-проекты для госучреждений обычно рассчитаны на большое количество пациентов и обработку значительно большего объема данных, повышенные требования к их безопасной обработке и хранению. В частных же клиниках упор делается на индивидуальный подход, оптимизацию затрат, стандартизацию процессов. Есть различия и в самих процессах оказания помощи: сотрудники госклиник работают в рамках четких регламентов, а коммерческие учреждения могут позволить себе более гибкие условия.

Чтобы донести информацию о своем проекте до потенциальных заказчиков, следует задействовать все доступные каналы: отраслевые конференции, круглые столы и выставки, прямые встречи и демонстрации решений, участие в конкурсах и ведение профессиональных сообществ в социальных сетях. Проект может заинтересовать как лечебные учреждения, так и фармкомпании, которые также заинтересованы во внедрении ИТ-проектов в ряде учреждений. Кроме того, в последнее время распространен тренд на развитие государственно-частных партнерств: компания может попытаться реализовать свой уникальный проект и получить выход на широкий рынок сбыта, выиграв государственный тендер и заключив договор ГЧП.

Пандемия – время стартапов

Невероятный период, который мы сейчас переживаем, оставит свой особый след в истории мира и бизнеса. Это своего рода естественный отбор, который повлиял на человечество и результаты его деятельности, а в экономике изменил сознание продавцов и покупателей. Резкий всплеск интереса к изменению привычных моделей коммуникаций выявил неготовность многих процессов к новой реальности. Доступность медицинской помощи критически ухудшилась – все остальные недуги отошли на второй план из-за COVID-19.

Руководители здравоохранения оказались в ситуации, при которой очевидным спасением могли бы стать информационные технологии, но регулирование процессов так быстро изменить нельзя, и многие из них просто затормозились. А вот участники рынка «Хелснет», несмотря на вектор в сторону ключевой проблемы, оказались в весьма благоприятных условиях. Спрос на любые виды дистанционного взаимодействия и необходимость отступить от традиционных подходов способствовали появлению множества новых ИТ-решений.

Никакого более благоприятного момента для реализации своего высокотехнологичного проекта в медицине быть не может. Пандемия обострила спрос медучреждений на ИТ, и необходимость цифровизации отрасли стала очевидной: все участники начали поиск более простых условий допуска на этот рынок технологий, и то, что когда-то казалось невероятным, уже входит в нашу повседневную жизнь – например, удаленность заказчика и исполнителя.

Читайте также
Операторы «большой четверки» активно сокращают розничные сети и переводят продажи в онлайн. Пандемия и самоизоляция, инфляция, новые законы, ограничивающие число SIM-карт и вводящие обязательное подтверждение личности при их покупке – все это снижает поток покупателей и рентабельность офлайн салонов. IT-World разбирается в происходящем.

Опубликовано 15.09.2020

Похожие статьи