Чем проявлять RAW?
Каждый фотолюбитель, обзаведшись более-менее серьезной камерой, очень скоро открывает для себя хорошо известную профессионалам истину: хранить отснятый материал в сжатом формате (JPEG и пр.) – моветон. И не только потому, что это «немодно», – качественные снимки, демонстрируемые мастерами, в большой степени стали таковыми, потому что прошли постобработку в фоторедакторах. Причем не самых популярных, а тех, которые работают с сырым, не откорректированным самой камерой исходником в RAW-формате (это необязательно расширение файла – может быть ORF, ERF, NEF, PEF, DNG или CR2) – в нем их и сохраняют.
Английское слово raw означает «сырой», «необработанный или с минимальной обработкой». Среди наших фотографов нередко можно услышать: «сырой исходник», «сырец». Но как бы ни употреблялся термин, он обозначает не конкретный тип или технологию сохранения снимков (у каждого крупного вендора она своя), а всего лишь то, что данный кадр абсолютно нативен, то есть не подкорректирован программными средствами фотокамеры и, разумеется, не подвергался сжатию.
К слову, у некоторых фотолюбителей нередко возникает недоумение: размер сохраненного снимка ощутимо больше, чем у сжатого, а выглядит он гораздо хуже. Но ведь на то и «сырой формат», что вся информация в нем в точности соответствует попавшему на матрицу изображению, а на него, как известно, влияют и выдержка, и диафрагма, и многие другие параметры экспозиции. Так, при ручной съемке кадр может оказаться пересвеченным или чрезмерно темным, некоторые объекты – недостаточно контрастными, а цветовая гамма разительно отличаться от оригинальной. Но все это не показатель некачественного снимка. Почему?
Да потому что любой цветной снимок нуждается в корректировке. Фотографы старой, доцифровой школы прекрасно знакомы с методами комбинирования светофильтров и проявляющих режимов с последующим ретушированием. Сейчас эти операции также присутствуют, только выполняются не в пример легче: на смену сложным химическим и механическим процедурам пришла компьютерная обработка с помощью специализированного ПО – уже упомянутых графических редакторов. Но не любых, а, повторяю, умеющих работать именно с «сырыми» форматами, причем на самом высоком уровне, иначе эффекта не получить.
Так, арсенал сервиса Adobe Lightroom может показаться небогатым: никаких волшебных кнопок – «всего лишь» корректировка шумов и цветовой гаммы и регулирование яркости и контраста. Но! Важно не количество операций, а то, КАК программа их осуществляет. Убедить поклонников продукции Adobe воспользоваться другим, даже не менее именитым софтом практически невозможно. К тому же комплект программных решений этого вендора обеспечивает полный цикл работы над изображением – от загрузки RAW до выдачи на печать готового изображения. Одним из главных достоинств Lightroom считается так называемое безопасное, или недеструктивное редактирование: благодаря специальному файлу защиты, со снимком можно производить любые манипуляции, не опасаясь его безнадежно испортить – в любой момент можно откатить изменения или вообще начать работу с нуля. Недостаток один: цена (причем только по подписке) – около 7700 рублей в год или $10 ежемесячно.
Именно поэтому ряд фотографов ищут альтернативное решение, особенно те, кто совершает первые шаги в профессиональной области и хочет коммерциализировать свое творчество, ибо одно из наиглавнейших условий на этом пути – применение исключительно лицензионного ПО. Например, в Corel AfterShot Pro, цена которой (единоразовая!) 5305 рублей, возможности не менее продвинутые, в том числе защищенное редактирование, не разрушающее исходный файл, и пакетная обработка, очень удобная в процессе финишного экспорта обработанных фотографий в сжатый формат. А еще пользователи отмечают продуманный интерфейс – есть даже заветная функция Perfectly Clear («Сделать шедевр»). К слову, разработчик не преминул отметить свой продукт прямо на официальном сайте, заявив, что он в четыре раза быстрее Lightroom (правда, в приведенной ссылке содержится лишь результат сравнительного тестирования конвертации из RAW в JPEG именно пакетным способом). А вот приверженцев Linux огорчу: редактор Corel AfterShot Pro – весьма привлекательный (если не самый лучший) вариант выбора, но, увы, его можно установить только на ПК под управлением Windows или MacOS. И еще одна ложка дегтя – нет поддержки русского языка, что может оказаться критичным для отечественных пользователей.
Раз уж речь зашла о цене, нельзя обойти вниманием RawTherapee. Этот «проявщик» бесплатен, при этом во многом не уступает, а порой и превосходит коммерческие аналоги. Так что тем, кто уже хорошо знаком, например, с Adobe Lightroom, перейти труда не составит. А кроме того, проект поддерживает кросс-платформенность и доступен для всех версий не только Linux и MacOS, но и Windows (вплоть до WindowsXP). Насколько это востребовано, выяснить сложно, но альтернатив не существует (особенно в 32-битной версии). И последнее: интерфейс русифицирован.
***
«Как, всего три программы?» – удивится читатель. Конечно, можно еще назвать и Capture One ($299), и бесплатный Darktable с его поддержкой GPU-ускорения, и целый ряд других, не менее популярных RAW-обработчиков сырого контента. Однако их описание в конечном итоге сведется к дублированию уже сказанного. Мы же ставили задачей рассмотреть лишь наиболее универсальные варианты, так что конкретный выбор в любом случае будет обусловлен субъективными потребностями каждого фотографа.
Опубликовано 23.04.2019