Капитальные ИТ-вложения

Логотип компании
Капитальные ИТ-вложения
При всей скоротечности и непрерывных изменениях ИТ могут стоить десятки и сотни миллионов рублей, долларов или евро
Мир ИТ вокруг нас меняется и развивается каждую секунду. Срок жизни модельного ряда серверного оборудования составляет 2–3 года, срок жизни мобильных решений — год, срок жизни программного обеспечения в неизменном состоянии может быть меньше часа. 

При всей скоротечности и непрерывных изменениях ИТ могут стоить десятки и сотни миллионов рублей, долларов или евро. Естественно, бизнес интересует, насколько оправданны инвестиции в то, что уже завтра может стать устаревшим и никому не нужным. И прежде чем сделать инвестиции в ИТ, надо определить, какие же из них будут действенны именно здесь и дадут максимальный эффект именно сейчас.

Для этого лучше всего использовать методики расчета эффективности инвестиций, известные в экономике несколько десятков или даже сотен лет. Классические — возврат инвестиций (Return on Investment, ROI), совокупная стоимость владения (Total Cost of Ownership, ТСО), экономическая добавленная стоимость (Economic Value Added, EVA); вероятностные — метод реальных опционов (Real Options Valuation, ROV), прикладная информационная экономика (Applied Information Economics, AIE); инструменты качественного анализа — сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard, BSC), информационная экономика (Information Economics, IE).

Преимущество данных методов — оперирование общепринятыми в финансовой сфере критериями, понимание и доверие к ним со стороны финансовых директоров. Минус является производной от плюса: все эти методы используют финансовые критерии оценки, такие как доходность и издержки. Издержки определяются очень легко и равны затратам на ИТ. Любой бухгалтер быстро и без проблем покажет вам или финансовому директору все суммы, потраченные бизнесом на ИТ, — на оборудование, его ремонт и расходные материалы, а также на связь, программное обеспечение, зарплату сотрудников ИТ-подразделения и т. д. Проблемы возникают при расчете доходности. Сколько может заработать новый сервер или структурированная кабельная система, сколько денег принесет коммутатор с PoE, сколько процентов бизнес-плана выполнит IP-телефония? Сложно найти однозначный и понятный бизнесу ответ на данный вопрос. Сложно, но можно. Ключом будет оценка вклада ИТ в бизнес, в денежном эквиваленте. Воспользуемся популярной методикой управления ИТ-услугами (IT Service Management, ITSM).

В ключе ITSM

Решать проблему начнем с маленького парадокса: чтобы оценить эффективность инвестиций в ИТ, надо понять: для бизнеса ИТ-инвестиций не существует. Звучит странно, но так оно и есть. Бизнесу не нужны ИТ как таковые, бизнесу нужны сервисы, которые предоставляют ИТ. Если передать сообщение голубиной почтой окажется быстрее, дешевле и проще, чем электронной — голубятни будут использоваться вместо серверов, голуби заменят почтовые протоколы, а орнитологи — администраторов. Бизнес готов вкладывать деньги в рабочие инструменты и не готов вкладывать их в ИТ. Стоит подойти к проблеме с этой стороны и все сразу оказывается проще. В деле оценки эффективности инвестиций в ИТ сначала воспользуемся ITSM: составим каталог услуг, предоставляемых бизнесу ИТ-подразделением. Как только каталог будет закончен, необходимо описать бизнес-процессы, завязанные на каждую из услуг, и услуги от других подразделений организации, на которые завязаны ИТ-процессы. Каждый сервис имеет свою стоимость, равную ущербу от его недоступности, и подвержен риску, равному стоимости сервисов, от которых он зависит. Если от данного сервиса зависит несколько других, то его стоимость делится между ними пропорционально объему использования. Стоимость всех этих величин прекрасно оценивается. Узнать точные цифры можно, запросив их у бизнес-подразделений. Теперь мы знаем, сколько стоят наши ИТ.

Эффективные инвестиции возможны?

Да. Если они ниже или равны разнице между уже потраченными на ИТ деньгами и стоимостью предоставляемых бизнесу сервисов. Новые вложения должны либо снижать расходы на ИТ, как капитальные, так и оперативные, либо увеличивать стоимость сервисов. Чтобы определить, в каком направлении двигаться, необходимо использовать решения из библиотеки инфраструктуры информационных технологий (IT Infrastructure Library, ITIL): изучить обращения пользователей за технической поддержкой, составить соглашение об уровне услуг (Service Level Agreement, SLA). Деньги, направленные на устранение причин образования проблем, выявленных в ходе аудита обращений пользователей, являются инвестициями в снижение операционных расходов на ИТ и, несомненно, эффективны. Расходы на снижение времени реакции ИТ-систем на запросы пользователей — инвестиции в увеличение стоимости сервисов, так как позволяют увеличить производительность сотрудников и тоже эффективны. Затраты на уменьшение времени реакции на обращения пользователей, например, на увеличение штата технической поддержки, повышают расходы на ИТ и неэффективны.

***
Подведем итог. Для определения эффективности ИТ-инвестиций необходимо оценить стоимость ИТ и правильно выбирать направление. Оценка стоимости ИТ должна основываться на стоимости сервисов, предоставляемых бизнесу, и может быть произведена при помощи ITSM. Инвестиции должны быть направлены на снижение расходов либо на увеличение стоимости сервисов, для правильного определения направления очень удобно использовать инструменты ITIL. Эффективность вложений в ИТ можно оценить привычными для ИТ-специалистов методами и представить их в понятном для бизнеса виде.

Опубликовано 05.03.2014

Предыдущая
RETAIL
Похожие статьи