BIM на железнодорожных путях

Логотип компании
BIM на железнодорожных путях
Чем меньше адаптации в вертикальном решении, тем больше работы требуется выполнить в платформенном решении «руками»
Системы автоматизированного проектирования применяются в самых различных областях. Наряду с традиционными рынками, такими как машиностроение, промышленное и гражданское строительство, они  широко используются и в транспортной отрасли.

Проектированием путей и инфраструктурных объектов на железных дорогах занимается компания «Росжелдорпроект» (дочернее предприятие ОАО «Российские железные дороги») объединившая 21 филиал, 9 региональных отделений и одно общество, расположенных по всей России.

Недавно «Росжелдорпроект» завершил первый этап по внедрению и настройке программных продуктов для автоматизации проектирования компании Autodesk. Работы выполнены согласно специфическим требованиям российской железнодорожной отрасли. Если говорить о глобальных целях проекта, данное внедрение позволит оптимизировать процесс развития и ремонта железнодорожных линий с помощью технологии информационного моделирования зданий и объектов инфраструктуры (Building Information Modeling, BIM). Необходимо отметить, что модель BIM уже активно применяется железнодорожными компаниями в США, в европейских и других странах, не говоря уже о проектировщиках автодорог, инфраструктурных объектов, где модель BIM становится промышленным стандартом. Например, в США GSA (General Services Administration — Федеральное управление служб общего назначения), организация, отвечающая за строительство и эксплуатацию федеральных зданий и сооружений, с 2007 года настоятельно рекомендует использование BIM-технологий в описании геопространственных и кадастровых данных, поскольку это значительно облегчает управление и контроль над государственной недвижимостью, находящейся на всей территории США. В Великобритании правительство с 2016 года будет в обязательном порядке требовать применения BIM-моделирования при строительстве всех зданий и сооружений, а не только государственных.
Но вернемся к российским железным дорогам. В рамках проекта специалисты «Росжелдорпроекта» помогли компании Autodesk адаптировать ее продукты к специфике железнодорожного проектирования в России и привести их в соответствие с ГОСТ Р 21.1702-96 «Правила выполнения рабочей документации железнодорожных путей». Адаптация касается многих рутинных операций, которые раньше российским инженерам-проектировщикам приходилось делать вручную. В частности, предусмотрено описание железнодорожных конструкций, соответствующих российским стандартам, особенности расчета возвышения наружного рельса и т. д.

Мы попросили ответить на несколько вопросов Валентина Алексеева, заместителя директора по ИТ «Росжелдорпроекта» и Константина Тарасова, исполняющего обязанности начальника технического отдела института «Иркутскжелдорпроект» - филиала общества.

Расскажите о специфике вашей отрасли и как эта специфика отражается на используемых ИТ-решениях?

В. А. Наше предприятие носит название «Росжелдорпроект», и уже из названия понятно, что деятельность компании теснейшим образом связана с железными дорогами, с транспортом. В 2006 году наши проектные институты были выделены из ОАО «Российские железные дороги», в результате чего и образовалось акционерное общество «Росжелдорпроект». Разумеется, ОАО «РЖД» было и остается нашим основным заказчиком. Весь комплекс работ, связанных с реконструкцией путей и проектированием сооружений, то есть все, что делает наша компания, имеет непосредственное отношение к железным дорогам.

Несколько лет назад все предприятия, и РЖД не исключение, пережили последствия финансового кризиса. Как они отразились на компании «Росжелдорпроект»? Что изменилось, что стало другим?

В. А. Прежде всего, изменился подход: стали более четко планировать и прогнозировать свою деятельность. То же самое относится и к ИТ. Мы исходим из принципа, что в дальнейшем нас может не ждать ничего хорошего, поэтому какие-то вещи в области развития ИТ лучше делать заблаговременно. Вы правы, кризис отразился на нас очень ощутимо. Сократились перевозки, денег стало меньше, в результате многие стройки были заморожены. Но уже с 2009 года ситуация в целом начала нормализовываться. Хотя, как я уже говорил, мы, как и другие отрасли, придерживаемся осторожных прогнозов, а значит если экономика будет страдать, это, конечно же, не может не отразиться и на РЖД. А потому мы стремимся сделать максимально эффективной и свою инфраструктуру, и используемые программные комплексы. Что мы понимаем под максимальной эффективностью? В первую очередь это, конечно, унификация процессов проектирования и минимизация затрат.

Грамотное управление программными продуктами — один из примеров такой оптимизации. Это работа по учету программных активов, централизация лицензий, и, конечно, проектный подход к внедрению.

Как проходит процесс унификации?

В. А. Когда в 2006 году на базе разрозненных проектных институтов РЖД создавалась единая компания, у каждого существовала своя ИТ-инфраструктура и свои программные продукты. Многие из них были собственной разработкой институтов. Сейчас формируется единая инфраструктура, унифицирующая ИТ во всех институтах, являющихся подразделениями «Росжелдорпроекта».  

Какие САПР-решения используются в «Росжелдорпроекте»?

В. А. Что касается продуктов для автоматизации проектирования, у нас внедрены решения от компании Autodesk — AutoCAD, Revit, 3D Studio MAX, Civil 3D и ряд других.

Давайте перейдем к проекту по внедрению BIM-моделирования в вашей компании. От кого исходила подобная инициатива — от руководства или ИТ-подразделения?

К. Т.
Если говорить о переходе на BIM, то решение принимал технический совет нашей компании, затем оно утверждалось в центральном аппарате и ИТ-департаменте.

В. А. Сама наша головная компания ОАО «Российские железные дороги» поднимает планку все выше и выше. Сегодня, например, выдвигается обязательное условие разработки цифровой модели и поэтому мы просто обязаны соответствовать новым требованиям. Конечно, инициатива не всегда исходит лишь от головной компании. Много инноваций рождается и в самом «Росжелдорпроекте».

Как осуществлялось внедрение BIM-технологий в «Росжелдорпроекте», каковы его масштабы и стоимость и кто занимался этим внедрением?

В. А. Внедрение еще продолжается, оно далеко от завершения. Цену называть не хотелось бы, но объем чистых работ составляет более 600 человеко-дней. На первом этапе BIM-моделирование было внедрено в нашем региональном подразделении «Иркутскжелдорпроект». На 2013 год запланирован второй этап — расширение проектов внедрения на восемь филиалов, третий этап подразумевает стопроцентный охват работ по проектированию объектов промышленно-гражданского строительства. Наш основной поставщик и давний партнер, с которым мы исторически связаны, — компания CSoft.

На чем основано ваше многолетнее сотрудничество с компанией Autodesk? В процессе подготовки проекта по внедрению ПО для моделирования объектов с помощью BIM изучались ли решения от других поставщиков?

В. А. Разумеется, нашими специалистами оценивались конкурирующие решения, мы шли к выбору централизованно внедряемого решения много лет. Выбор BIM-системы от Autodesk обусловлен как высоким уровнем параметризации объектов в Revit и комплексной автоматизацией всех стадий проектирования, так и нашим опытом работы с иными системами Autodesk. В частности, мы участвовали в проекте адаптации Civil для задач проектирования объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Результаты этой работы вошли в российский Country Kit и были представлены нами на конференции Autodesk University.

Итак, первый этап проекта завершен. С какими трудностями пришлось столкнуться и как они были преодолены?

В. А. Основные трудности, пожалуй, заключались в том, что многим проектировщикам пришлось изменить психологию проектирования, перейти от формирования чертежей к созданию модели. Преодоление этого возможно только через пример специалистов-внедренцев и упорный труд. Иными словами, главная проблема — менталитет и привычки людей. По сравнению с этой задачей вопросы адаптации для российских стандартов и необходимость создания библиотек — незначительные трудности.

Ваша компания помогла адаптировать продукты Autodesk под ГОСТ Р 21.1702-96 «Правила выполнения рабочей документации железнодорожных путей». Как инженеры работали до такой адаптации? То есть, как прежде решалась проблема несовместимости с российскими стандартами? И что даст российским инженерам эта адаптация?

В. А. Ответ на этот вопрос прост и знаком всем проектировщикам: чем меньше адаптации в вертикальном решении, тем больше работы требуется выполнить в платформенном решении «руками». То есть, раньше все эти операции инженеры осуществляли вручную в AutoCAD.

Насколько заметна экономическая эффективность от внедрения САПР?

К.Т. Мы делали технико-экономическое обоснование перед внедрением, однако проект только стартовал, поэтому реальные результаты пока трудно оценить. Первый этап посвящен подготовке технологий для нашей компании, затем приступим к тиражированию. Сейчас первый этап заканчивается, и мы переходим ко второму. Поэтому эффективность пока можно оценивать лишь в режиме прогнозирования. В целом экономические преимущества от внедрения BIM общеизвестны, предполагаемый прирост производительности труда и снижение числа ошибок по сравнению с обычным CAD-моделированием составляет около 40%, и наши расчеты совпадают с этими данными. Собственно говоря, мы на них и базировались.
 
И последний вопрос. У любого проекта есть цели, которые формулирует бизнес, и цели, которые формулирует ИТ-подразделение. Как можно сформулировать цели вашего проекта?

В.А. С точки зрения бизнеса— это выполнение требований нашего заказчика ОАО «РЖД», который ставит своей целью повысить качество перевозок и обслуживания пассажиров. Осуществление подобных проектов способствует интеграции систем проектирования и обслуживания на всем жизненном цикле объектов инфраструктуры железных дорог, сближению в технологической области с зарубежными коллегами.

С точки зрения ИТ это, наверное, еще и создание единой инфраструктуры, которая будет способствовать более равномерной загрузке наших филиалов. Если сейчас взаимодействие носит достаточно локальный характер, то в результате нашего проекта должна быть создана единая сеть, благодаря которой специалисты из разных институтов, расположенных в различных регионах России, вместе и сообща смогут работать над решением задач, поставленных перед нами ОАО «РЖД». С одной стороны, это сократит расходы на коммуникации, а с другой — позволит на выходе получать унифицированные продукты и решения.

Опубликовано 01.11.2012

Похожие статьи