Дорога в облака

Логотип компании
Дорога в облака
В конце прошлого года Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга совместно с журналом IT-MANAGER провели в рамках программы «IT-Диалог» круглый стол «Облачные управленческие решения.

В конце прошлого года Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга совместно с журналом IT-MANAGER провели в рамках программы «IT-Диалог» круглый стол «Облачные управленческие решения. В чем выгода SaaS для госсектора?». Ключевой темой мероприятия стала стратегия применения облачных технологий в интересах городских ведомств.

Актуальность обсуждения теории и практики использования облачных вычислений государством обусловлена не только тем, что в последние пару лет облака де-факто стали трендом номер один в области развития ИТ-инфраструктуры в одном мире, но и сугубо российской спецификой. Географические и климатические условия существования государства определяют предпочтения граждан: все больше россиян хотят получать госуслуги, не выходя из дома. Госорганы заинтересованы в том, чтобы предоставить эту возможность населению, а облачные технологии являются ключом к ее реализации.

Круглый стол «Облачные управленческие решения. В чем выгода SaaS для госсектора?» собрал 19 декабря в Смольном чиновников, топ-менеджеров ведущих игроков российского ИТ-рынка, а также представителей отраслевых СМИ. Ключевым выступлением на мероприятии стал доклад председателя Комитета по информатизации и связи СПб Ивана Громова о том, как ведомства Санкт-Петербурга идут по пути объединения всех информационных ресурсов на базе единого дата-центра и реализации проекта частного облака. Этот подход лег в основу генеральной ИТ-стратегии Комитета.

Централизация МФЦ

Иван Громов рассказал о том, каких промежуточных итогов удалось достигнуть его ведомству на пути перевода ИТ-инфраструктуры Санкт-Петербурга в частное облако. Одним из важнейших проектов в этой сфере является централизация ИТ-ресурсов Многофункциональных центров предоставления госуслуг (МФЦ). Докладчик напомнил участникам круглого стола, что первоначально МФЦ задумывались как районные центры обеспечения доступа жителей города к госуслугам, то есть граждане могли получить госуслуги только по месту жительства. При этом каждый МФЦ имел собственную серверную, на базе которой были локально развернуты необходимые для работы информационные системы. Децентрализованный подход к организации ИТ-инфраструктуры МФЦ не только сильно удорожал ее содержание и обслуживание, но и усложнял управление центрами, а главное — негативно сказывался на качестве предоставляемых ими услуг.

Поэтому Комитет принял решение централизовать ИТ-инфраструктуру МФЦ. К концу 2012 г. государственное унитарное предприятие «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» (СПб ИАЦ), подведомственное Комитету, объединило ИТ-ресурсы 80% МФЦ в рамках мини-облака. Следующий шаг — перевод всех МФЦ на единую информационную систему.

Облачность над Невой

Такой же подход Комитет уже реализует и в сфере здравоохранения. А в недалеком будущем все информационные ресурсы и системы городских ведомств Санкт-Петербурга будут перенесены в единый общегородской дата-центр, который пока находится на стадии проектирования. В 2013 г. на базе этого дата-центра предполагается создать облако, в котором будут развернуты «Система 112» (система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112») и единая информационная система исполнительных органов власти Санкт-Петербурга, необходимая для работы районных и городской администрации.

Иван Громов отметил, что задуманная Комитетом ИТ-реформа стала возможной благодаря значительной перестройке и модернизации ведомственной городской сети связи, которую в 2012 г. реализовало ГУП «АТС Смольного», подведомственное Комитету. В частности, это предприятие полностью заменило оборудование компании Huawei, работающее на опорных узлах городской сети уже более 7 лет.

По словам Ивана Громова, проект перевода ведомственной ИТ-инфраструктуры Санкт-Петербурга в облако позволит городу экономить значительные бюджетные средства благодаря демонтажу 800 серверных помещений, расположенных в различных районах. В свою очередь это позволит отказаться от выездных ИТ-бригад, необходимых для обслуживания территориально распределенных серверных помещений, а также организовать работу с информационными системами посредством экономичных тонких клиентов. «При этом важнейший аспект работы всех информационных систем — защита персональных данных», — подчеркнул в своем выступлении Иван Громов. По его словам, консолидация городской ИТ-инфраструктуры позволит существенно повысить уровень безопасности используемой ей информации и соблюсти все требования отечественного законодательства в сфере персональных данных.

Курс на электронное взаимодействие

Следом за Иваном Громовым на круглом столе выступили представители ИТ-компаний, которые поделились собственным видением и опытом внедрения технологий облачных вычислений в интересах городских ведомств. Президент «Корпорации Парус» Александр Карпачев отметил, что раньше основными инициаторами изменений в сфере административных городских ИТ-ресурсов выступали Министерство финансов и Налоговая служба РФ, которые периодически издавали новые требования к ведению административно-хозяйственного учета. Эти требования ложились в основу доработок информационных систем, используемых чиновниками администрации и ведомств города. Но в последнее время ситуация изменилась: теперь роль такого драйвера выполняет развитие электронных госуслуг, а также сопутствующего их реализации межведомственного электронного взаимодействия и документооборота. Именно это является одним из ключевых стимулов к переводу городских информационных систем административно-хозяйственного учета в облака. В качестве примера, иллюстрирующего этот тренд, Александр Карпачев привел проект Департамента информационных технологий Москвы, направленный на создание информационной системы регистрации государственных начислений и платежей за госуслуги.

Основной проблемой при организации межведомственного электронного взаимодействия и перевода ИТ-инфраструктуры в облако, по мнению Марины Слесаренко, заместителя директора по работе с корпоративными клиентами компании «1С», является большое количество разрозненных программных продуктов, используемых учреждениями, подчиненным городским административным органам. Это создает не только технологические, но и психологические препоны на пути ИТ-оптимизации со стороны пользователей, привыкших к определенным информационным системам и интерфейсам. Именно поэтому, по словам докладчика, в Москве централизация ИТ-ресурсов началась не с отказа от существующих используемых информационных систем в пользу одного унифицированного решения, а с перевода наиболее распространенных и критичных приложений в городское облако.

«Чтобы упростить такой переход, компания «1C» совершенствует свою облачную платформу 1cFresh, делая ее максимально простой для провайдеров сервисов, сохраняя при этом привычную для партнеров модель разработки приложений и удобство работы для пользователей», — подчеркнул Андрей Аристархов, руководитель направления «Инновации и интегрированные решения» компании «1C». По его словам, развитие платформы ведется с таким расчетом, что созданные на ее основе бизнес-приложения, могли бы без модификации прикладного кода функционировать, как в «облачном» режиме, так и в традиционной архитектуре».

С миру по нитке

В завершение круглого стола Сергей Мальгин, директор макрорегиона «Северо-Запад» компании Microsoft в России, рассказал о зарубежном опыте реализации госуслуг с использованием облачных технологий. По его мнению, задачи в этой области не уникальны, и Россия находится примерно на одном этапе развития данной концепции с Европой и США. Все страны сталкиваются со схожими сложностями, связанными с неоднородностью существующей информационной инфраструктуры и ограниченными бюджетами на ее дальнейшее развитие. Поэтому отечественным чиновникам полезно принимать в расчет опыт соседей — например Великобритании, которая уже успешно перевела всю ИТ-инфраструктуру Royal Mail UK (Королевской почты Великобритании) в облако. К сугубо российским сложностям Сергей Мальгин относит большую территорию страны с низкой плотностью населения, а также недостаточный для повсеместного внедрения облачных технологий уровень развития инфраструктуры связи. «Телекоммуникации для облаков — это все», — подчеркнул он.

Впрочем, несмотря на существующие проблемы, в России с каждым днем появляется все больше масштабных облачных проектов. В качестве примера Сергей Мальгин привел проект «Дневник.ру», реализованный компанией Microsoft на базе собственного дата-центра. Этот онлайновый сервис позволяет учителям и учебным заведениям вести дневники своих учеников в Интернете, делая невозможным подделку оценок. По итогам 2012 г. в системе зарегистрированы более 25 тыс. школ и более 5 млн. пользователей.

Подводя итоги, заместитель председателя Комитета Роман Панков выразил мнение, что облачные технологии являются наиболее перспективной платформой для предоставления госуслуг в электронном виде. Он поблагодарил всех участников круглого стола и выразил надежду на то, что продуктивный диалог между чиновниками и ИТ-компаниями ускорит движение государственных ИТ-ресурсов в облака.

Опубликовано 25.02.2013

Похожие статьи