Единица измерения спортивных побед
Любые внедрения информационных систем в команде «КАМАЗ-мастер» имеют жесткие сроки, которые продиктованы очередным стартом ралли. И это срок нельзя перенести или отодвинуть! О том, какие задачи приходится решать инженерным службам в этот период, рассказывают ведущий конструктор команды «КАМАЗ-мастер» Сергей Бочкарев и начальник производственно-технологического бюро команды «КАМАЗ-мастер» Вячеслав Мизюкаев.
В России КАМАЗ — это уже не бренд, а скорее единица измерения. Например, «я привезу КАМАЗ щебня» или «ты выглядишь, словно под КАМАЗ попал». Но для команды «КАМАЗ -мастер» это еще и единица измерения спортивных побед, которая имеет разные составляющие, иногда едва заметные даже специалистам.
Ни для кого не секрет, что после каждой гонки бывает традиционный «разбор полетов» с обсуждением работы узлов и агрегатов. А потому по завершении гонки каждый механик предоставляет информацию, которую он собирает во время ралли о том, что происходило с его автомобилем, как на его взгляд работали узлы и агрегаты. Но кроме видавшего виды блокнота механика, на автомобилях установлены системы телеметрии, с замерами параметров двигателя, подвески и тормозной системы. После каждого этапа производится анализ, все эти данные копятся на электронных носителях, чтобы на техническом совете обсудить серьезность замечаний, и принимаются решения по их устранению. В качестве источника информации принимаются во внимание как «боевые» записки из блокнота механика, так и их сопоставление с записями систем телеметрии. Результатом эти обсуждений должны стать опытно-конструкторские работы, которые воплощаются в 3D-моделях. Для этого в конструкторском бюро «КАМАЗ-мастер» внедрена система проектирования «Компас» от компании «Аскон».
На основе 3D-модели формируется комплект документов для станков с ЧПУ, изготавливаются детали и опытные образцы. А дальше — обязательное тестирование, проводящееся либо на автомобилях команды, либо на испытательных стендах. У нас для этого есть возможность задействовать мощности АО «КАМАЗ» или свои стенды, если они позволяют провести подобные испытания. Например, мы постоянно используем свой стенд для испытания двигателей.
При этом функционал программного обеспечения на системе «Компас» применяется не только для получения 3D-моделей, но и традиционных двухмерных чертежей. Дело в том, что не все детали имеет смысл изготавливать на станках с ЧПУ и не все на своих производственных мощностях. Соответственно, готовим документацию традиционно — в виде двухмерных чертежей. Кстати, по 3D-моделям традиционная документация формируется очень легко и быстро.
Эффективность по-мастерски
Команде «КАМАЗ-мастер» уже 25 лет. Однако ПО, способное разрабатывать конструкторскую документацию в 3D-модели, появилось у нас только год назад. До этого на помощь приходили инженерные возможности Научно-технического центра КАМАЗа, где все начиналось с подготовки документации на кульмане. Естественно, все, что внедрялось на КАМАЗе, постепенно становилось доступно и нам.
Казалось бы, подобная модель партнерства с КАМАЗом устраивала нас и позволяла нам заниматься гонками, а КАМАЗу — инженерными задачами. Однако в действительности все не так просто. Надо понимать, что «КАМАЗ-мастер» - это заводская команда. Мы и КАМАЗ – это единое целое. Но инженеры КАМАЗа заняты в основном разработками и поддержанием основного модельного ряда, а поскольку с завода выходит очень много разнообразной спецтехники, то эти специалисты заняты в основном выполнением этих задач и всегда ограничены во времени. А потому у команды «КАМАЗ-мастер» появились свои инженеры, специализирующиеся на решении вопросов, актуальных для нас.
Наше инженерное бюро начиналось с трех человек, а сейчас уже десять. Это не так много. Очень важным считаем повышение эффективности каждого сотрудника. А значит, во-первых, нужен опыт, которым уже обладает тот или иной специалист, а во-вторых, инструмент, который подобный опыт поможет реализовать в законченном изделии. В частности, речь идет о необходимом нам программном обеспечении. На сегодняшний день решена задача подготовки трехмерных моделей и двумерных чертежей. Но нам необходимо уметь эффективно управлять этими конструкторскими данными.
Взгляд со стороны производства
С точки зрения технологов надо принимать во внимание особенности нашего производства. то есть у нас имеется свое производство со станками как с ЧПУ, так и универсальными. Поэтому мы не отказываемся от двумерной технологии, так как все слесари и станочники — универсалы, которые изготавливают уникальную продукцию, работают по традиционным чертежам. Далеко не все наши, иногда и уникальные изделия могут быть выполнены на станках с ЧПУ.
Во-вторых, при изготовлении оригинальных комплектующих мы задействуем подразделения и мощности родного КАМАЗа, которые с каждым годом все больше оснащаются современным оборудованием. Поэтому нам нужно иметь возможность гибко предоставлять конструкторскую информацию в различных форматах, в том числе и самых современных. В зависимости от того, какие технологии внедрены на том или ином производстве.
То, что мы придумали, нужно запустить в опытное производство, затем в опытную сборку, провести испытания и установить насколько пригодно и и правильно то или иное решение, насколько работоспособен узел или агрегат. Только после этого принимается решение о выпуске ограниченной партии таких изделий либо у себя, либо на мощностях ОАО «КАМАЗ». Но мы всегда берем в рассчет загрузку заводских мощностей, так как от этого зависят сроки выполнения работ. А сроки у нас, как уже говорилось, жестко регламентированы стартом гонки!
Если раньше можно было у себя на производстве на словах что-то пояснить слесарю, то сейчас все должно быть представлено на уровне конструкторских документов. Нам очень важно, чтобы сделанное нами оставалось в документах, а не в словах. Если какое-то изделие придется повторить, то оно должно быть не в голове и памяти, пусть даже у выдающегося специалиста, а в документах.
Как и любое подразделение, мы, имея собственное производство, можем влиять на сроки, на загрузку производства, на скорость получения результата и т. д. Но если ты размещаешь производство на стороне, то вынужден приспосабливаться к чужим правилам. Так как мы сами больше других заинтересованы в результате, то нам нужен результат в виде подготовленных автомобилей. Поэтому все, что нам нужно, мы стараемся иметь в своем распоряжении. Но иногда приходится размещать заказы на европейских предприятиях.
Для европейских партнеров мы используем чертежи в 2D-графике, выполненные в соответствии с международными стандартами. Для этого используются конверторы и трансляторы конструкторских данных. Ну а поскольку европейские компании, как правило, имеют колоссальный опыт и знают нашу специфику, то иногда в процессе обсуждения заказа могут предложить более совершенное и передовое решение. И для подобного диалога необходима конструкторская документация в удобном для обсуждения формате.
Максим Нечипоренко, директор по маркетингу направления CAD/AEC АСКОН
Партнерство «КАМАЗ-мастер» и АСКОН абсолютно логично: команда воплощает в металле инженерные идеи и достигает побед на мировом уровне, а мы, как разработчик инженерного программного обеспечения, помогаем эти идеи превращать в трехмерные цифровые модели и рабочие документы.
Из общения с членами команды я понял, что инженеры и техническая служба вносят не меньший вклад в общий успех, они такие же герои, как и пилоты, ведущие экипажи к победе. Ведь по сути техникам нужно успеть не только добраться до финиша очередного этапа, а это порой не легче, чем пройти по гоночному маршруту, но и проверить и подготовить машину к следующему старту. Абсолютно очевидно, что результат зависит от всей команды.
Если говорить о перспективах, «КАМАЗ-мастер» сейчас переходит на технологию 3D-проектирования, и вполне логично, что начинают появляться мысли о дальнейшем развитии и повышении эффективности инженерной деятельности. Следующим шагом по автоматизации станет внедрение системы управления инженерными данными. Она позволит работать над проектами и параллельно, в режиме реального времени, следить за ходом выполнения работ. Кроме того, такая система дает возможность использовать разные подходы при изготовлении деталей и узлов: это может быть собственное производство на базе универсального оборудования и станков с ЧПУ либо передача функции изготовления контрагентам.
В вопросе использования информационных технологий команда движется в правильном направлении: освоены технологии компьютерного черчения, трехмерного моделирования и безбумажного обмена информацией между конструктором и станком. Следующий этап — управление информационными потоками: создание электронных архива и документооборота. АСКОН готов помогать команде двигаться дальше и добиваться новых инженерных и спортивных побед!
Опубликовано 28.08.2013