Данные под контролем центра

Логотип компании
Данные под контролем центра
Банк «ВТБ24» ведет проект по созданию  КХД, куда в конечном итоге сольются все  «ручейки» данных 
Банк «ВТБ24» ведет проект по созданию единого корпоративного хранилища данных (КХД), куда в конечном итоге сольются информационные «ручейки» из целого ряда аналитических приложений банка. Как и любой проект подобного масштаба и сложности, он подразумевает решение множества сопутствующих вопросов, для чего создан центр компетенции бизнес-аналитики (BICC). Главная задача сотрудников BICC — сделать использование КХД максимально эффективным и полезным для банка, причем речь идет не просто о поддержке, но и о дальнейшем развитии. Ведь, как подчеркивает руководитель Центра Олег Амурский, КХД — это программа, а не конечный проект.

В чем состоит специфика банка «ВТБ 24» в плане работы с данными? С чего начинался проект по построению корпоративного хранилища данных?

В 2007 году банк инициировал первый проект по созданию хранилища данных, которое на тот момент обеспечивало задачи CRM и части отчетности департаментов финансов и рисков. Проект выполнил поставленные перед ним задачи и даже окупился за счет централизации отчетности и direct-маркетинговых кампаний. Но не обошлось и без некоторых архитектурных и технологических просчетов. Наши архитекторы и специалисты подрядчика сошлись во мнении, что развивать дальше именно это хранилище нецелесообразно. В результате было принято решение сформировать комплексное корпоративное хранилище данных и перевести в него все аналитические системы.

Появление такого хранилища для нас было весьма актуальным, поскольку в разных подразделениях существовали свои аналитические системы, которые строили отчетность, в результате одни и те же показатели, скажем, о портфелях или рисках, могли попадать к топ-менеджменту с разночтениями и разногласиями. 
А потому одна из целей проекта — не только предоставить всем единый источник информации, но и обеспечить парадигму единой версии правды, закрыв при этом все локальные аналитические системы и подсистемы. Их можно было бы больше не поддерживать и свободно вывести из эксплуатации, что принесло бы банку дополнительную выгоду. А КХД становился для всех целевым источником данных. 

На каком этапе сегодня находится проект? Все ли источники данных уже влились в КХД?

В настоящий момент проект состоит из двух этапов. Они достаточно масштабные и имеют свои контрольные точки. Летом 2013 года был завершен первый этап, и сейчас его результаты уже находятся в промышленной эксплуатации. Все больше пользователей подключается к КХД. Они работают с имеющейся отчетностью и создают свою на основе единых унифицированных сведений содержавшихся в аналитических витринах. Второй этап проекта предполагается завершить в июле 2014-го, и тогда мы сможем отключить все локальные аналитические системы. До этого момента должен быть закончен процесс миграции данных, а пользователи и отчетность переведены на единую систему. 

Получается, что какое-то время работает и КХД, и старые системы?

Есть различные аналитические системы, из которых в ходе первого этапа брались разные аналитические отчеты. Все эти отчеты мы переносим в новое корпоративное хранилище и через определенное время, выполнив необходимые проверки, отключаем соответствующие отчеты в старых системах. Но сделано еще не все. Окончательно старые системы планируется вывести из эксплуатации только после того, как соответствующий функционал полностью перейдет в КХД. Иными словами, какое-то время функционал находится параллельно в старых системах и в КХД, затем он будет только в новом хранилище. 

Для каких целей в банке создается центр компетенции бизнес-аналитики?

В первую очередь это связано с реализацией проекта КХД, у которого имеются свои цели, сроки, ресурсы. Есть и множество задач, обеспечивающих осуществление самого проекта, а также его дальнейшее развитие. Без их решения любое хранилище, как бы качественно оно ни было сделано, перестанет существовать. Необходимо определить владельцев соответствующих процессов, закрепить за подразделениями определенные функции. Всем этим нужно управлять и поддерживать стабильную работу. И в этой напряженной и кропотливой работе особое место отводится центру бизнес-аналитики, которым я руковожу. 

Как организована работа Центра и обслуживающих его сотрудников?

Существует три классических способа организации подобных структур. Первый подразумевает создание полностью централизованной группы, самостоятельного подразделения. Но мы поняли, что это сопряжено с рядом организационных изменений, а их невозможно быстро осуществить. Второй способ предусматривает формирование виртуальной группы. То есть никакая реальная структура не организуется, сотрудники выполняют свою обычную работу, к которой добавляются некие обязанности, связанные с хранилищем. Третий вариант, а именно его мы и выбрали, предполагает выделение руководителя, управляющего всеми инициативами и деятельностью сотрудников, обеспечивающих ключевой функционал по развитию КХД. Также есть сотрудники, работающие в своих подразделениях, но одновременно выполняющие часть функций для BICC, о чем есть договоренность с их руководителями. 

Почему именно последний вариант организации команды вы посчитали оптимальным?

С моей точки зрения, он достаточно быстрый для развертывания. Кроме того, он наиболее удобен, если учитывать текущее распределение ролей и обязанностей в банке. Создавать новую структуру — долго и дорого, виртуальная группа плохо координируется, а в нашем варианте есть как сотрудники, непосредственно занимающиеся ключевыми задачами, так и координатор, который обеспечивает выполнение функций, возложенных на специалистов других подразделений. 

Какие возможности по работе с данными удалось реализовать в результате создания Центра?

Если говорить о том, что делается в настоящий момент, то сейчас центр ведет большую работу по унификации показателей отчетности и их описания. Все пользователи получают для работы единый информационный источник описанный в бизнес-глоссарии. В нем описаны все отчеты, существующие в рамках первого этапа создания КХД. Отдельное внимание уделяется работе с качеством данных. Разработано более 100 контрольных механизмов, которые на ежедневной основе отслеживают качество загружаемой в хранилище информации. Результаты работы анализируются BICC и предпринимаются конкретные действия по исправлению некорректных данных.
Кроме того, мы занимаемся мобилизацией аналитических приложений посредством инструментов SAS. Наша цель — создать на основе данных, имеющихся в КХД, панели показателей, предназначенные для руководителей топ-уровня, чтобы в любой точке мира они могли через свои мобильные устройства получать необходимую информацию. У банка есть определенные требования по SLA, по доступности данных и отчетов в КХД, а наш центр занимается выработкой и согласованием регламентов, связанных с внедрением функционала, его сопровождением и поддержкой. 

Какие сложности и риски были при создании КХД и BICC?

Что касается создания КХД, поскольку это было второе внедрение хранилища в банке, проектная команда со стороны банка уже накопила определенный опыт, благодаря которому удалось избежать ошибок, допущенных на стадии проектирования, при работе с пользователями и т. д. Так что глобальных проблем не было. Все технические и организационные вопросы решались в рабочем порядке. 

Если же говорить о центре, то это совершенно новая структура и инициатива на российском рынке. Поэтому нам было достаточно сложно доказать руководству необходимость и целесообразность такого проекта. Мы долго готовились, доказывали и обосновывали, опираясь на международный опыт, а также демонстрировали на конкретных примерах, какие функции в банке по развитию и сопровождению хранилища не включены в проект, не имеют своего владельца, и ими надо заниматься. В итоге руководство нас поддержало.

Насколько тиражируемым может быть ваш проект для других банков группы «ВТБ», а также в целом для банковского сектора России?

Мы сейчас находимся на этапе становления всех процессов, связанных с центром компетенции бизнес-аналитики. На текущий момент тиражировать проект пока рано. Но у нас есть проработанная целевая концепция, и если мы ее реализуем, то в дальнейшем подобную модель взаимодействия хранилища и BICC можно будет тиражировать на банки группы, а также делиться опытом с другими коллегами по рынку. 

Опубликовано 25.12.2013

Похожие статьи