Решение по росту

Логотип компании
Решение по росту
Каждое наше решение, каждый проект так или иначе решают задачу снижения себестоимости наших изделий.

Группа компаний «Талина» специализируется на сельскохозяйственном производстве – разведении сельскохозяйственных животных и выпуске продуктов питания из свинины. Недавно холдинг открыл новую площадку, где впервые в России реализовано поточное производство мясных и колбасных изделий. На подобный шаг сложно было бы пойти, не имея надежной поддержки в виде ИТ-решений.

Мы задали несколько вопросов Алексею Вдовину, руководителю направления информационных технологий ГК «Талина».

Какие требования накладывает на ИТ бизнес вашей компании?

Наш холдинг занимается различными видами деятельности: выращиванием сельхозживотных, производством комбикорма, мясной продукции и т. д. Поскольку мы работаем с продукцией короткого срока годности, все наши системы – производственные и складские – ориентированы с учетом именно этого фактора. То есть они следят за тем, чтобы на складе не залежался товар, а на производстве - остатки и чтобы мы не понесли от этого убытки. Нам, как поставщику, необходимо соблюдать очень жесткие требования по срокам годности продукции. Вот, пожалуй, главные особенности нашего холдинга, которые находят отражение в информационных системах. Производство продуктов питания с более длительными сроками хранения автоматизировать, наверное, проще.

Ощутила ли «Талина» влияние экономического кризиса?

Как такового кризиса, как это было в 2008-2009 годах, мы не ощутили. Объем продаж растет – в 2015 году на 47% по сравнению с 2014-м, и мы даже открыли новую крупную производственную площадку мясоперерабатывающего направления. Если какие-то ИТ-проекты и были заморожены, то это связано исключительно с внутренними приоритетами группы.

Какие из текущих ИТ-проектов наиболее приоритетны с точки зрения бизнеса, то есть от каких бизнес ждет реально измеримую выгоду?

Самое главное – это открытие новой производственной площадки, о чем я уже сказал. Всего у нас четыре производственные площадки мясоперерабатывающего направления: три в Республике Мордовия и одна в Забайкальском крае, в городе Краснокаменске. Новую площадку мы начали строить в Мордовии, в поселке Торбеево, в 2014 году, а запустили в 2015-м. Параллельно идут и другие проекты, но, повторяю, новое производство – самый приоритетный из них.

У вас в холдинге много различных предприятий. Как вы интегрировали их в общее информационное пространство?

Когда мы приобретали эти предприятия и включали их в наш холдинг, на них отсутствовала автоматизация. В принципе поэтому нам пришлось решать задачи с помощью своих систем, которые мы разрабатывали у себя. На многих предприятиях животноводства и растениеводства еще с советских времен практиковался бумажный учет. На комбикормовом производстве присутствовали простейшие учетные системы – чаще всего «1С:Бухгалтерия». Но все, что касается оперативной деятельности, разрабатывали мы сами.

У вас крупное и распределенное производство. Как в связи с этим организованы логистические процессы с точки зрения ИТ?

До последнего времени у нас вся логистика работала на платформе «1С». Для работы с заявками крупных дистрибьюторов использовалась система сбора заявок EDI, для мобильной торговли – система «Чикаго». Собранные заявки обрабатывались в логистической системе: формировались маршруты, передавались задания на склад и т. д. Но со строительством новой производственной площадки данная система уже перестала нас устраивать. Дело в том, что на новой площадке сосредоточены большие производственные мощности, выпускается большой объем продукции, которую надо вовремя отгрузить. Нужно было выбрать новое решение: рассматривалось множество вариантов – на платформе «1С», Axapta и SAP. Остановились на SAP – и уже внедрили основной складской модуль. Планируем также автоматизировать склады специй и вспомогательных материалов. А в дальнейшем – внедрить модуль управления транспортом. Но уже сейчас могу сказать, что эффективность работы склада выросла в несколько раз, а скорость отгрузки заказов мы увеличили в три-четыре раза.

В вашем холдинге действует поточное производство мясных продуктов. Насколько быстро в связи с этим должны устраняться сбои и поломки, связанные с ИТ?

Да, такие нормативы есть. Мы даже проводим тестирование ситуаций, требующих восстановления работоспособности. К примеру, инциденты на складе должны устраняться за полчаса или час, не дольше. Для производственных линий также есть нормы восстановления.

Поставил ли перед вами бизнес в кризис новые задачи?

Задачи всегда одни и те же вне зависимости от кризиса – это прежде всего оптимизация процессов и возможность их быстрого изменения. К примеру, может потребоваться срочно перенести складские мощности с одной площадки на другую, и мы должны быть к этому готовы. В целом же оптимизация бизнес-процессов – это основная наша задача. Казалось бы, небольшие изменения, а позволяют экономить немалые деньги.

Относится ли к этому кругу задач снижение себестоимости? Ведь продукты питания в магазинах дорожают, и выигрывает тот производитель, который сумеет предложить самую доступную цену, не снижая при этом качества продукта.

Вообще, каждое наше решение, каждый проект так или иначе решают задачу снижения себестоимости наших изделий. Это может быть сокращение количества складских работников, оптимизация площадей склада, снижение энергозатрат. Что касается производства, то там целый ряд аспектов напрямую влияют на снижение себестоимости.

Читайте также
После падения в 2023 году мировой рынок микроэлектроники демонстрирует устойчивый рост, опираясь на государственную поддержку и высокие инвестиции в технологии. В России, в отличие от мирового тренда, драйвером роста становится активное участие государства и национальные программы, направленные на локализацию производства. IT-World изучил, какие факторы и вызовы формируют микроэлектронную индустрию сегодня и как развивается ее потенциал.

Насколько актуальна для вас проблема импортозамещения?

Что касается ИТ-продуктов, то я честно проштудировал все варианты на рынке. Мы с коллегами старались максимально объективно оценить все системы, в том числе и российские.

Сложно, наверное, в регионах найти специалистов по поддержке систем такого уровня?

Если говорить об «1С», то там постоянно требуется что-то дописывать и «подкручивать». Соответственно, специалисты по поддержке всегда нужны. В случае решений от ведущих западных производителей ситуация другая. Если вы его внедрили, оно заработало, то уже не нужно ничего доделывать, если вы сами не надумаете менять бизнес-процессы. Подрядчик, внедрявший нам систему и поддерживающий ее, обеспечил нас подробной документацией и обучил наших сотрудников. Все процессы у нас хорошо документированы, поэтому при возникновении любых вопросов мы быстро находим ответы. Пока что нам этого достаточно.

Означает ли это, что вы предпочитаете моновендорный подход, или все-таки выбираете систему, наиболее оптимальную по соотношению стоимости и функционала для конкретного круга задач?

Конечно, второе. Системы от ведущих западных производителей подходят прежде всего там, где уже четко выстроены все бизнес-процессы. А где пока этого нет, лучше применять «1С» или другую гибкую систему, которую можно быстро перестроить и переработать. То есть зарубежные системы мирового уровня подходят только для зрелых бизнес-процессов.

И последний вопрос. Какие ИТ-проекты вы планируете реализовать в ближайшее время, учитывая нынешние сложные экономические условия?

Одна из важнейших задач – продолжить автоматизацию складов специй и вспомогательных материалов, а также холодильного отделения. Еще хотим реализовать управление техническим обслуживанием и ремонтом оборудования. Поскольку наше производство поточное, то любая поломка останавливает весь процесс. Планируем также автоматизировать управление транспортным парком. А в перспективе хотелось бы заняться и непосредственно производством, которое у нас пока работает на базе Axapta.

Опубликовано 04.03.2016

Похожие статьи