УправлениеИТ в бизнесе

Человек в центре конвергенции

Алексей Комов | 18.06.2015

Человек в центре конвергенции

Как и в любой сфере деятельности, в ИТ-отрасли есть различные лагери, объединяющие консерваторов, инноваторов, радикалов и так далее
О новой парадигме эволюции ИТ-индустрии, а также о том, какое влияние она будет оказывать на развитие электронного правительства и госуслуг, в интервью журналу IT-MANAGER рассказал Виталий Фридлянд, генеральный директор компании Fujitsu в России и СНГ.

Какие технологии будут, на ваш взгляд, востребованы в госсекторе в ближайшие пять лет и какие тренды заметны уже сейчас?
Прежде всего хочу подчеркнуть, что технологии инвариантны и не имеют границ. Со временем они проникают повсюду, независимо от того, где были разработаны. При этом какие именно технологии будут востребованы госсектором на горизонте пяти лет, зависит в первую очередь от того, каким будет само государство. Главный технологический тренд в госсекторе –  конвергенция. С одной стороны, в ближайшие годы будут востребованы конвергентные технологии, объединяющие между собой в единое целое уже хорошо известные технологические направления и решения, такие, к примеру, как Big Data и Cloud Computing. Это будет выражаться в унификации интерфейсов для стандартных операций между государством и гражданами. В частности, муниципальное предприятие, например детсад, должно иметь стандартный, унифицированный интерфейс для получения какой-либо информации на муниципальном уровне и для отчетности перед вышестоящими уровнями власти. И такой интерфейс, с точки зрения конечного пользователя, должен быть очень простым и удобным. Благодаря этому мы, вероятно, забудем о таких терминах, как «большие данные», «дигитализация» и «облачные вычисления», поскольку все они станут частью новой парадигмы. С другой стороны, госсектор ждет внутренняя конвергенция в ИТ-инфраструктуре по принципу «всё в одном». На сегодняшний день взаимодействие с информацией характеризуется множеством способов ее восприятия и обработки. Поэтому все современные коммуникационные устройства должны быть конвергированы с ИТ-решениями – серверами, системами хранения данных и так далее. И вот эти понятия – сервер и СХД – в ближайшие несколько лет, скорее всего, постепенно уйдут из обихода, а вместо них появится некое объединенное решение. При этом клиентские устройства будут примитивными и простыми, как лист бумаги. 

Как будет развиваться ИТ-отрасль в ближайшем будущем?
Думаю, что ИТ-отрасль должна стать «человекоцентричной», то есть придерживаться новой парадигмы – Human Centric Society, HCS. Это означает, что взаимодействие внутри предприятия, между предприятиями, между предприятием и человеком, а также между людьми посредством информационно-коммуникационных технологий должно подчиняться одной единственной цели – чтобы это было выгодно, удобно и надежно для людей, участвующих в этом процессе. Компания Fujitsu уже активно развивает эту парадигму в Японии и других странах мира в транспортных, медицинских, страховых и других вертикальных ИТ-решениях. Есть у нас примеры ее реализации и в России. Боюсь, что ИТ-специалистам старой школы в этой новой реальности места не найдется, поскольку смена парадигмы потребует смены ментальности всех участников ИТ-отрасли.

Будет ли сокращаться технологический разрыв между Россией и Западом?
Исходя из наблюдаемых законодательных инициатив, я склонен предположить, что разрыв будет только увеличиваться. Потому что количество ограничений в России, которые накладываются на ИТ-инфраструктуру, интернет-взаимодействие и онлайн-контент, а также на сферу информационной безопасности, постоянно растет. Для того чтобы такие ограничения способствовали технологическому развитию страны, необходим другой инвестиционный климат – нужны мощнейшие инвестиции в инновационное развитие высокотехнологичной промышленности. Хотя бы сопоставимые с инвестициями тех же ведущих западных ИТ-компаний, а в идеале – значительно превосходящие их. К сожалению, государство принимает решения для ИТ-отрасли без участия оппонирующих экспертных сообществ, руководствуясь прежде всего политическими мотивами. Это не может и не будет способствовать сокращению никаких разрывов. Единственным способом сократить технологический разрыв, по моему глубокому убеждению, является кооперация.

В каком направлении, по вашему мнению, государству необходимо развивать электронные услуги?
В направлении той же конвергенции. На мой взгляд, государство должно ориентироваться на предоставление любых услуг гражданину в максимально простой и удобной форме. Я, будучи жителем Москвы, хотел бы, зайдя на сайт своего муниципалитета, увидеть все жизненно важные сервисы, которые готовы предоставить мне не только госорганы, но и средний и малый бизнес. То есть государство должно сотрудничать с бизнесом с тем, чтобы совместными усилиями предлагать гражданам полный набор простых и понятных сервисов, востребованных в жизни каждого из нас, включая такие бытовые задачи, как, например, заказ еды на дом или покупка билетов в театр и кино. Преодоление четко существующих разграничений между коммерческими и государственными сервисами, а еще точнее – между государственными услугами и жизненными потребностями – и есть та самая парадигма HCS. В части же предоставления госуслуг развитие должно происходить в направлении так называемого ИТ-роуминга: то есть сервисы должны предоставляться так, чтобы потребители не ломали себе голову над тем, кто именно их оказывает. Например, чтобы подать налоговую декларацию, пользователь не должен искать онлайн-ресурс налогового органа, а может просто выбрать соответствующую конечную функцию на портале госуслуг своего района, города или региона. 

Какой будет информационная безопасность в парадигме HCS и что это означает для государства?
Для любого человека наибольшее значение имеет право на личную жизнь и, соответственно, приватность. Поэтому услуги безопасности в рамках концепции HCS должны быть направлены именно на обеспечение приватности жизнедеятельности каждого гражданина. Для государства это, в частности, означает, что любая личная информация, используемая мной для получения каких-либо госуслуг, должна использоваться только с моего согласия и только для этого, но ни для чего иного. В частности, я хочу быть уверен, что информация о получаемых мной медицинских услугах или о моих доходах, которую можно получить исходя из сведений об уплате налогов, не попадет ни к кому постороннему и не будет использована в каких-то неизвестных мне и, вполне вероятно, вредных для меня целях. 

Будет ли развиваться ИТ-стандартизация в сфере предоставления электронных госуслуг?
Как и в любой сфере деятельности, в ИТ-отрасли есть различные лагери, объединяющие консерваторов, инноваторов, радикалов и так далее. Основная проблема в том, что у каждого из этих лагерей свое понимание стандартизации. При этом многие разработки в ИТ-индустрии монополизированы: то есть один и тот же лагерь может выступать инициатором каких-то разработок в сфере стандартизации, а затем на их базе вырабатывать и оказывать услуги и ими же пользоваться. Таким образом, один лагерь, по сути, навязывает свои стандарты продуктов и услуг другим. С моей точки зрения, внутренние стандарты ИТ-инфраструктуры должны в первую очередь диктоваться самими технологиями. А внешние стандарты, определяющие формат оказания услуг, должны определяться тем, что необходимо и удобно конечным пользователям.

Электронные госуслуги

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 06/2015], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Мы много и часто говорим о том, что "ИТ меняют наш мир". Посмотрим, как это происходит в Китае с применением конкретных инструментов и затрагивает сотни миллионов человек.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

VI Конференция ЦИПР-2021
Нижний Новгород, ул. Совнаркомовская, дом 13, «Нижегородская Ярмарка»
15 000 руб
23.06.2021
Выставка «EXPO-RUSSIA KAZAKHSTAN 2021»
Республика Казахстан
23.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00
ЖКХ Будущего. Актуальные вопросы и решения
ОНЛАЙН
10 500 руб
24.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00