Удаленная работа - эффект и перспективы
Автор
Григорий Рудницкий
Сегодня в России удаленно работает всего 1% экономически активного населения. Но уже сейчас они позволяют в масштабе страны экономить около 100 млрд. рублей в год.
В кризис очень многие предприятия задумываются о сокращении расходов. Экономить можно на многих вещах, в том числе и на персонале. К примеру, перевод сотрудников на удаленный режим работы и, как следствие, сокращение офисных площадей, используемых компьютеров и оргтехники можно назвать неплохим компромиссным вариантом для тех компаний, которые не хотели бы терять ценных специалистов, однако в сложных экономических обстоятельствах просто не в состоянии обеспечивать и поддерживать им полноценные рабочие условия в офисе. Но даже если не принимать во внимание фактор необходимости сокращения затрат, сама модель удаленной работы все шире распространяется в мире.
Связано это, прежде всего с теми изменениями, которые вносят в нашу повседневную жизнь и в наше рабочее окружение интернет-технологии и мобильные устройства. Виртуальное рабочее место уже сейчас способно обеспечить любого сотрудника полным доступом ко всей корпоративной информации через безопасное интернет-соединение, а современное развитие видеоконференцсвязи позволяет фактически достичь эффекта присутствия удаленного сотрудника на деловых встречах и всевозможных совещаниях.
С одной стороны, модель удаленной работы удобна и привлекательна, как для работодателей, так и для сотрудников, поскольку первые могут сократить расходы на офисные помещения, электроэнергию, закупку оборудования, а вторые могут работать тогда, когда им это удобно, фокусируясь исключительно на результате, а не на создании видимости рабочего процесса. С другой стороны, у удаленной работы есть свои плюсы и минусы, о которых необходимо знать руководителям компаний, задумывающимся о том, чтобы отпустить своих подчиненных работать дома, в максимально удобных и комфортных для них условиях.
Аналитическое агентство J’son & Partners Consulting и компания “1С-Битрикс” представили результаты исследования российского рынка удаленной занятости. В ходе этого исследования фокус был сделан на анализе текущей ситуации и перспектив развития рынка дистанционной трудовой деятельности, инструментах и платформа, а также на экономической эффективности удаленной работы.
Как рассказала Светлана Водянова, генеральный директор J’son & Partners Consulting, в ходе исследования были опрошены руководители предприятий крупного, среднего и малого бизнеса в 15 городах России. Обязательным условием было то, что они уже в той или иной степени используют на постоянной основе труд удаленных работников.
Как показал опрос, до 45% удаленных сотрудников работают в компаниях среднего и малого бизнеса, в то время как в крупном бизнесе - до 29%.
Это, по мнению Светланы Водяновой, связано, прежде всего со сложностью управления большими коллективами, работающими дистанционно. Если говорить об объективных сложностях, препятствующих более широкому распространению режима удаленной работы сотрудников в российских компаниях, то здесь, прежде всего, аналитики назвали такие объективные факторы, как увеличение расходов на инфраструктуру и ПО при первоначальном внедрении; сложность управления сетью с многочисленными и разнородными подключенными устройствами, а также противодействие служб безопасности компаний. Среди субъективных факторов были названы опасения работодателей относительно дисциплинированности своих сотрудников, боязнь утратить контроль над ними, а также неумение или нежелание работодателей выстраивать четкие бизнес-процессы. Какие категории сотрудников чаще всего работают удаленно? На первом месте программисты (51%), на втором - специалисты по поддержке клиентов (38%), а на третьем - дизайнеры (27%). В большинстве случаев это люди с законченным высшим образованием (66%), и в возрасте от 26 до 42 лет (46%). Но при этом аналитики отметили тенденцию расширения этих возрастных рамок, как за счет более молодого поколения, прежде всего студентов, так и более старшего, также активно осваивающего современные ИТ-инструменты для дистанционной работы.
Больше половины (54%) участников опроса подтвердили, что они используют специальные инструменты для постановки задач и контроля сроков их выполнения, а 51% применяют специальное ПО для взаимодействия с удаленными работниками. Вместе с тем, 79% руководителей не контролируют работу своих подчиненных работающих вне офиса, даже когда для этого есть технические возможности. Позитивное влияние специализированного ПО на эффективность совместной работы отметили 76% респондентов. Большинство объясняет это тем, что для них гораздо важнее контроль результата работы, а не процесса ее выполнения.
Какие ИТ-решения чаще всего используют руководители для взаимодействия с удаленными сотрудниками? Согласно данным исследования, первое место занимает электронная почта и средства онлайновой работы с документами (67%). На втором - IP-телефония (52%), на третьем - хранилища данных (50%), на четвертом - корпоративные социальные сети (43%), на пятом - мессенджеры (39%). 76% опрошенных используют два и более инструментов, 65% - три и более, 45% - четыре и более. Интересно, что лишь 12% руководителей используют комплексные решения, сочетающие в себе сразу несколько инструментов.
Чаще всего в этих инструментах респондентам не хватало аналитической функциональности (41%), удобства (37%), а также средств совместной работы (35%).
Экономический эффект от перехода сотрудников на удаленный режим работы, по словам Светланы Водяновой, заметен уже сейчас. В масштабах страны ежегодный эффект составляет 94 млрд. рублей. Складывается он из нескольких аспектов. Так, возможность гибкой организации рабочего времени сотрудников позволяет сэкономить 27 млрд. рублей, экономия на содержании рабочего места сотрудника в год составляет 38 млрд. рублей без учета доходов от сдачи высвободившихся офисных площадей в аренду и 64 млрд. рублей с учетом. Наконец, возможность расширения географии найма и снижения затрат на оплату труда позволяет в масштабе всей страны сэкономить 3 млрд. рублей. Пока это очень скромные цифры, поскольку численность дистанционных сотрудников в России пока составляет всего 600 тысяч человек или 1% от экономически активного населения, однако, как подчеркнула Светлана Водянова, по прогнозам J’son & Partners Consulting, к 2020 году их доля вырастет до 20%, а годовой экономический эффект в общероссийском масштабе составит 1 трлн. рублей. Как бы то ни было, у России есть огромный потенциал в развитии дистанционной занятости, поскольку в США, по данным компании McKinsey, удаленно работает от 34 до 36% сотрудников.
Разумеется, вся эта эффективность была бы недостижима без использования специализированных прикладных решений для организации работы с удаленными сотрудниками. Исследование показало, что наиболее популярным инструментом данной категории у респондентов является “Битрикс24”, на втором месте Microsoft Office 365, на третьем - собственные разработки, на четвертом - CommuniGate Pro . По словам генерального директор “1С-Битрикс” Сергея Рыжикова, подобный результат стал для его компании приятной неожиданностью. “Современное развитие интернета, мобильных и коммуникационных технологий говорит о том, что мы находимся на пороге перемен, больших изменений в области работы сотрудников в компаниях и их взаимодействия друг с другом”, - прокомментировал он.
Опубликовано 22.06.2015
Похожие статьи
СберКак это сделать, 02.10.24
Олег ДемченкоКак это сделать, 03.09.24
Мария ВостриковаКак это сделать, 15.08.24