В ожидании мобильных платформ

Логотип компании
В ожидании мобильных платформ
Можно описать текущие тенденции развития приложений в части мобильной работы с информацией как движение от отдельных разрозненных мобильных сервисов к целостным мобильным надстройкам для стационарных приложений.

На протяжении всего периода существования информационных технологий мы постоянно видим, как постепенно способы автоматизации процессов становятся все более универсальными. Прежде всего, это связано с взрослением обширного российского ИТ-сообщества и хорошо заметно в переходе от распространенных в 2000-е годы box moving и «лоскутной автоматизации» к технологиям и организационным методикам, позволяющим экономить на проектной и эксплуатационной составляющих в условиях расширения ИТ-услуг и автоматизации деятельности корпораций/структур.

Данная тенденция просматривается для каждого из направлений сферы информационно-коммуникационных технологий. При этом можно выделить три основных этапа взросления:

1. Закупка и внедрение разрозненных программных продуктов и решений.

2. Попытка унифицировать закупаемые решения и продукты.

3. Переход на комплексные системы хранения, обработки и публикации информации.

Так, на уровне создания корпоративных информационных ресурсов все начинается с «лоскутного» внедрения информационных систем с индивидуальными базами данных. Далее следуют консолидация, или централизация, данных на уровне информационно-аналитических систем. А по достижении определенной степени зрелости внедряются комплексные платформы — системы MDM[1], единая ERP [2] и т. п.

В свою очередь, при разработке пользовательских интерфейсов первоначально существуют разрозненные информационные системы с уникальными (несопоставимыми) интерфейсами. Затем, на уровне корпорации, формируются правила к внедряемым продуктам, предусматривающие унификацию или минимизацию разновидностей интерфейсов. Третий этап зрелости, как правило, сопровождается внедрением корпоративных портальных технологий, объединяющих в рамках единых интерфейсов большинство приложений организации.

Поговорим о мобильности

Очередным шагом развития корпоративных ИТ становится применение мобильных устройств ведущими корпорациями и, соответственно, создание корпоративных мобильных приложений как для решения задач сотрудников, работающих вне офиса, так и для взаимодействия с клиентами. Процесс мобилизации, как правило, направлен на повышение эффективности предприятия, формирование его позитивного имиджа и, как следствие, на получение конкурентного преимущества и на рынке товаров и услуг, и на рынке труда. Неминуемость если не тотальной, то как минимум масштабной мобилизации прекрасно демонстрирует динамика стабильного прироста не только пользователей мобильных сервисов, но и мобильных сервисов электронного правительства (по информации, опубликованной Департаментом информационных технологий Москвы).

В ожидании мобильных платформ. Рис. 1

Что же нас ждет с точки зрения тех же трех этапов зрелости на рынке мобильных решений? Опираясь на этапы развития ИТ, можно описать текущие тенденции развития приложений в части мобильной работы с информацией как движение от отдельных разрозненных мобильных сервисов (первый уровень зрелости) к целостным мобильным надстройкам для стационарных приложений. Как следствие, прогнозируемое развитие подходов мобильной работы с данными возникает из потребности сформировать единое мобильное пространство в рамках деятельности структуры (органа государственной власти, государственной или коммерческой корпорации).

Исходя из этого, очевидно появление в ближайшие год-два на российском рынке информационно-коммуникационных технологий продуктов, которые можно условно назвать платформами мобилизации, позволяющими с помощью единого решения (инструмента) обеспечить мобильный доступ ко всем информационным ресурсам организации, вне зависимости от ландшафта и архитектуры ИТ-back-офиса.

Следует отметить, что, когда речь идет о полноценном мобильном доступе, его не следует ограничивать лишь онлайн-доступом к существующим системам и приложениям. Должно поддерживаться выполнение высококритичных и частых операций, в том числе и без доступа устройства к сети Интернет, должна существовать гарантированная доставка контента получателю, корректная синхронизация данных и другие неотъемлемые инструменты и сервисы полноценной мобилизации.

Появление мобильных платформ именно отечественного производства обусловлено, во-первых, общероссийскими тенденциями импортозамещения, во-вторых, неподъемными для многих российских организаций (особенно относящихся к государственному сектору) лицензионными отчислениями в пользу иностранных компаний, разрабатывающих продукты подобного уровня. Опираясь на мировой опыт создания аналогичных решений и на сформировавшиеся потребности российских органов государственного управления, а также коммерческих корпораций, можно определить состав компонентов и модулей платформы, которые действительно будут востребованы.

В таблице приведен обзор рынка существующих мобильных платформ, в котором акцент сделан на основные функциональные возможности решений, предлагаемых мировыми вендорами.

Таблица «Обзор рынка мобильных платформ»

В ожидании мобильных платформ. Рис. 2

Итак, если говорить об «ожидаемой идеальной» отечественной мобильной платформе, то среди ее необходимых характеристик прежде всего следует выделить гибкость инструментария платформы в части «поглощения данных» и, как следствие, высокую интегрируемость, возможность настройки своими силами с высокой степенью независимости от разработчика, быстрые средства разработки визуализации в мобильных приложениях различных видов информации, обеспечение двунаправленного взаимодействия, простоту внедрения, кросс-платформенность разработки и использования приложений.

Задачи для мобилизации

Первый класс задач, требующих мобилизации и закрывающих более 70% потребностей сотрудников, клиентов (в случае с коммерческим сектором) и граждан (в случае с государственными организациями) — доступ к корпоративным информационным ресурсам и сервисам. Что имеем: набор отраслевых и межотраслевых информационных систем и баз данных, разрозненных или частично консолидированных, как правило, обладающих открытыми API. Что требуется: определить наборы данных, необходимых для работы сотрудников в мобильном режиме или востребованных в мобильном исполнении; разработать ETL и ELT-коннекторы, которые будет «понимать» мобильная платформа; разработать мобильные интерфейсы, способные эти данные отображать.

Второй класс задач — разработка мобильного Dashboard руководителя. Что имеем: как правило, тот же набор информационных систем и баз данных, иногда — консолидированные информационно-аналитические системы, MDM и ERP. Что требуется: сформировать наборы ключевых показателей и индикаторов деятельности корпорации, разработать ETL и ELT-коннекторы, создать мобильный интерфейс Dashboard.

Третий класс задач — оперативное информирование и оповещение сотрудников. Что имеем: набор корпоративных регламентов. Что требуется: подключить к мобильным интерфейсам сотрудников инструменты информирования и оповещения, обеспечивающие гарантированную адресную доставку, при необходимости — со сбором обратной связи.

А сейчас попробуем отойти от теории и представить варианты использования мобильной платформы потенциальным заказчиком, организационно и технологически достигшим уровня зрелости для перехода к полноценной корпоративной мобильности. На примере мобильной информатизации сферы здравоохранения абстрактного региона.

Медицинскому учреждению важно предоставить доступ к информации о своем местоположении и о режиме работы специалистов: если оно государственное — чтобы разгрузить специалистов регистратуры и исполнить требования законодательства, если коммерческое — чтобы привлечь потенциальных пациентов; гражданину в данном случае важно в первую очередь, в зависимости, например, от геопозиции, найти ближайшую коммерческую клинику либо определить принадлежность к конкретному медицинскому учреждению и участку, где ему смогут оказать услуги в рамках обязательного медицинского страхования. . Гражданину, который зависим от дефицитных лимитированных лекарственных средств, оперативное информирование о поступлении жизненного важного препарата на ближайшую к нему точку отпуска, может спасти жизнь или избавить от бюрократических проволочек. Столь популярная сейчас услуга электронной записи на прием к врачу может быть тоже заведена на мобильный телефон пациента, причем подобный сервис на индивидуальном устройстве позволит минимизировать ввод информации при повторных обращениях пациента к мобильному сервису. И поскольку сейчас все регионы работают с единым федеральным сервисом записи на прием к врачу, необходимость его многократной реализации отпадет при наличии мобильной платформы, поскольку логичным было бы включить в платформенную поставку набор доступных «по умолчанию» инструментов подключения к федеральным сервисам и интеграции с широко применяемыми российским отраслевыми информационными системами – эти инструменты могут быть реализованы в виде встраиваемых в приложения «коннекторов» либо в виде готовых к использованию мобильных приложений.

Итак... Ждем ярких платформ мобилизации от отечественных разработчиков. И пополнения реестра отечественного программного обеспечения!




[1] Master Data Management, управление мастер-данными — совокупность процессов, политик, стандартов и инструментов, позволяющих единообразно работать с данными; управление мастер-данными обеспечивает согласованность в управлении, сохранении и доступе к информации, гарантирует использование согласованных версий одних и тех же данных для решения различных задач.


[2] Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия — организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного ПО, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности.



Опубликовано 01.04.2016

Похожие статьи