ИТ-садовник
Чем ближе проект к завершению, тем меньше хотят подрядчики что-то дорабатывать, переделывать, несмотря на то, что задач подобных становится все больше
Здания, которые строят и продают девелоперские компании, могут быть «умными» и обычными. И даже «интеллектуальными» настолько, что просто плакать хочется. Тем, например, кто там не пожил. К одному из таких «сверхумных» зданий относится гостиница «Камелия», которую компания «Галс-Девелопмент» построила к сочинской Олимпиаде. Владимир Иванов, CIO «Галс-Девелопмент», в «Камелии» пожил. В силу служебной необходимости. Но про осьминогов на завтрак знает не понаслышке. Так же, как и про бассейн в виде цветка, по стеблю которого можно выплывать из гостиницы прямо в бар. Наверно, за нектаром.
В своем интервью Владимир Иванов рассказал о том, насколько «умным домом» является сама девелоперская компания. И как повышается интеллектуальный уровень ее ИТ-систем в нынешних переменчивых условиях.
Какой вариант автоматизации вы считаете оптимальным для девелопера — с помощью одной «большой» систем, или нескольких решений поменьше?
В идеале любая компания стремится сделать одну систему, которую можно было бы использовать для автоматизации всех бизнес-процессов. Мы сроим и продаем жилье, бизнес-центры, торгово-развлекательные центры, гостиницы. В идеале — все должно быть охвачено. Но в реальности это невозможно: решение, идеальное для строителей, будет неудобным для отдела продаж, и наоборот. Поэтому для определенных процессов нередко используют сторонние решения, данные из которых перегружают в основную систему. В нашем случае сделать «все» на одной платформе — это автоматизировать около 90% бизнес-процессов. Теоретически годится любая известная платформа: SAP, Oracle, 1C. Мы выбрали последнюю.
Что не вошло в указанные 90%?
В частности, процесс подготовки сметы. Обсчитать смету в 1С практически нереально. Для этого большинство девелоперов использует специальное решение «Смета.ру», можно сказать, отраслевой стандарт. Самостоятельное решение, данные из которого подгружаются в основную систему для обсчета финансовой модели.
А какие-то системы под конкретные «уникальные» строительные проекты устанавливаете?
С точки зрения информационных технологий все проекты внутри своего сегмента типовые. То, что в них отличается, — где находится объект, какие архитектурные и планировочные решения и так далее. А бизнес-процессы везде стандартные.
Даже если объекты совершенно разные?
Строительные объекты различаются между собой наполнением. Это может быть бетонная коробка с инфраструктурой, с отделкой или даже без, а может быть, как в случае с гостиницей, — набор готовых «мини-квартир». Или, как в случае с элитными гостиницами, — набор «умных домов — номеров» в большом «умном доме». Так строился отель «Камелия» в Сочи. Там каждый номер — это «умный дом». Но принципиальных отличий, повторюсь, нет. Все они охвачены традиционными бизнес-процессами.
Нет ощущения, что из 1С вы уже «выросли»?
Это все чистой воды экономика. Когда принимали решение о внедрении ИТ-системы, все опиралось на три критерия: быстроту внедрения, стоимость поддержки и владения и стоимость эксплуатации. Поддержка — это зарплаты ваших программистов. Эксплуатация — это и программисты, и прочий персонал, работающий в системе. Его нужно обучать. Переучивать бухгалтеров с 1С на SAP, особенно если в компании есть большая бухгалтерия, — недешевое удовольствие. И все надо учитывать. Да, это разовая операция, но на старте проект становится дороже.
Если говорить о поддержке, то самого простого программиста для обслуживания SAP сегодня можно нанять за 120 тысяч рублей в месяц, а программиста для поддержки 1С — за 70 тысяч. Лицензирование — отдельная история. Можно купить лицензию 1С за 70 тысяч рублей на аппаратное ПО и плюсом еще за клиентские лицензии или платить несколько миллионов на лицензии SAP. В последнем случае есть разные программы, но поддержка выходит дороже.
В плане обслуживания и сопровождения «иностранцы» от «наших» сильно отличаются?
1С обслуживается франчайзингом. Принцип работы партнеров Microsoft такой же, хотя формально они не называются «франчами». Про SAP мне сейчас сложно говорить, в силу того, что не присматривался. Но известно, что они напрямую работают.
Отличий принципиальных нет. Начинают все партнеры за здравие. Работа на старте проекта всегда спорится. А вот заканчивают все «за упокой». И чем ближе проект к завершению, тем меньше хотят подрядчики что-то дорабатывать, переделывать, несмотря на то, что задач подобных становится все больше. Это понятно: подрядчик мысленно уже завершил проект, возможно, что и не только мысленно, а и в реальности уже начал другой. А если просочится информация, что продлевать контракт заказчик не будет и перейдет на «инсорс», то начинается самое «веселье». К этому надо быть готовым при любом внедрении.
А если отбросить «экономику» и масштаб и просто взглянуть на юзабилити — наши сильно отстают?
Судя по всему, нет. Недавно мой коллега, работавший ранее в нефтяной компании, рассказал, что центральный офис этой компании, расположенный в Хьюстоне, перешел на 1С. Причем на семерку. Сказали, что так им удобнее. Про себя лично не могу сказать, что являюсь ярым фанатом интерфейса 1С. Нет, он не очень дружелюбный. Но при этом есть функционал, потрясающий по своим возможностям. Кроме того, интерфейс волнует, как правило, только нового клиента. А старому либо нравится то, что было, либо все равно. Это касается не только «производственных», или «продающихся» ИТ-систем. Как пример можно привести банковские системы удаленного обслуживания, есть системы крайне простые, никакого дизайна и «юзерфрендли» интерфейса, но клиенты с ним работают и их устраивает, новому клиенту часто хочется чего то, помимо функционала, еще и удобства, дизайна и т.д.
Как-то у вас все чересчур рационально, а как же инновации? Быть на передовой использования новейших технологий. Не знаю, Google Class, например, или что-то еще...
Так мы следим за новинками. Изучаем на предмет того, как можно было бы их использовать. Иногда появляются весьма полезные «игрушки». Для Google Glass, правда, я не вижу пока возможности конкретного практического применения — ну не будет наш менеджер ходить и снимать очками реакцию клиента. Зачем ему это? Чтобы дома пересматривать? А вот отечественное ноу-хау нам уже пригодилось. Знаете, наверное, про 3D-столы? Так вот с такими наши сотрудницы департамента маркетинга уже ездят по выставкам. Там в прямом смысле — на столе — с отличной визуализацией представлены наши объекты. Стол — это плазма с экраном в 60 дюймов. Надеваешь очки и получаешь 3D-картинку строительного объекта, которой можно управлять. Решение я случайно увидел на одной из конференций. Взяли «поиграться» — оказалось полезным. Понравилось всем — и нашим менеджерам, и клиентам. А сама разработка принадлежит небольшой воронежской компании Nettle. Это фактически местный стартап.
Сейчас куда ни глянь — повсюду нестабильность. У вас, наверное, инвесторы требуют каких-то гарантий, расчетов, отчетов о рисках?
Мы открытая компания, котируемся на биржах, публикуем отчетность. Там все прозрачно, можно посмотреть.
Но как же кризисы? Они же и на рынке недвижимости сказываются?
Сказываются, но как? Когда был кризис 2008 года — да, упала арендная ставка на офисы с 1200 до 800 долларов. Такая низкая цена держалась полгода, потом начала расти. В период спада сейлзы переходили на продажу апартаментов, чтобы принести больше прибыли акционерам. Паники не было. И все довольно быстро вернулось на круги своя. Так что девелоперский рынок в целом довольно стабилен. Для нас минимизация рисков — сотрудничество с компаниями, которым доверяет рынок.
Ваше отношение к необходимости вносить изменения в ИТ-системы?
Ничто не идеально. Рано или поздно любую систему приходится обновлять. Самое важное, чтобы даже при переделке фундамента пользователи этого не заметили. Какое-то время назад HP перестала выпускать сетевое хранилище, которое у нас было установлено. Мы сделали вынужденную миграцию — приподняли «крышу», поменяли «фундамент», вернули обратно. Никто ничего не заметил — с одной стороны это прекрасно, сделали все идеально, а с другой даже обидно, из-за того что не заметили. При этом ИТ-cистема вроде бы стала новой, более быстрой, больше возможностей, а с другой стороны — осталась прежней, пользователей ничему переучивать нет необходимости. Но веры в то, что новое всегда лучше старого, не должно быть. Все нужно просчитывать. И то не всегда удается. Как это все будет реальности покажет только практика. У меня есть множество реализованных проектов. Не все «выстрелили» так, как я ожидал. Некоторые — с большим трудом, но тем не менее заработали!
Есть ли у вас персональный подход к подбору ИТ-персонала? Есть здесь какие-то «персональные» ИТ-стандарты?
Качество программирования напрямую зависит от качества программиста и, соответственно, от его зарплаты. Если вы наймете специалиста за 50 тысяч рублей — получите набор циклов для решения определенных задач. А если пригласите сотрудника, с оплатой уже 120 тысяч, — то он уже будет (скорее всего) способен объединить все задачи в классы и сделать все по-человечески. Так что надо понимать, какие именно задачи перед сотрудником стоят, и уже под них нанимать персонал.
Опубликовано 27.03.2014
Похожие статьи
Павел ГорбачевКак это сделать, 29.11.24
Дарья Варламова, Виталий РожковИТ в бизнесе, 24.05.24
Федор ДуленковИТ в бизнесе, 01.03.24