ИТ-возможности для ретейла

Логотип компании
ИТ-возможности для ретейла
Оптимизация механизма ценообразования с помощью ИТ-продуктов для розницы может увеличить доход розничного предприятия от 2% до 5%
Начало ИT-бума совпадает с фактическим завершением этапа интенсивного развития рынка ретейла. Ещё в начале 2012 года эксперты Ernst&Young в своём обзоре розничной торговли делали выводы о том, что времена её бурного роста в России прошли, и одной из тенденций ближайших лет станет обострение конкурентной борьбы. Ответы представителей различных сегментов розницы, принявших участие в опросе, показали, что темпы роста выручки и прибыли, которые планируют респонденты, выше темпов роста рынка. Следовательно, ретейлеры готовятся переманивать покупателей и оптимизировать свою работу. Анализируя перспективы развития отрасли, всё тот же Ernst&Young представил исследование «10 возможностей рынка розничной торговли», в одном из пунктов которого эксперты советуют сетевикам обратить пристальное внимание на повышение эффективности в цепочке поставок. Именно этот шаг обеспечивает ценовые преимущества, так необходимые в условиях конкуренции при низком росте рынка. 

По мнению вендоров, большое значение в процессе оптимизации работы играет внедрение современных ERP и BI-решений, упрощающих процесс анализа данных и прогнозирования. Однако эксперты кадрового центра «ЮНИТИ» отмечают, что пока лишь наиболее крупные ретейлеры ставят перед собственными ИT-директорами практические задачи по сквозному внедрению информационных технологий во все бизнес-процессы торговой сети. «Средний бизнес ограничивается в функционале пунктами о «поддержании работы существующей ИT-системы» и «доработке её в соответствии с возможными потребностями розничной сети, – говорит Елена Тимошкина, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ». – Однако надо заметить, что вне зависимости от масштабов бизнеса все работодатели особый акцент делают на обязанностях по анализу прибыльности ИT-инвестиций (ROI). Сопоставляя эти факты, можно сделать вывод – для большинства средних и малых ретейлеров пока эффект от внедрения серьёзных дорогостоящих ERP и BI-решений не оправдан с точки зрения их высокой стоимости». 

Навести порядок в большом хозяйстве

Действительно, пока именно лидеры рынка активно интересуются новыми ИT-возможностями, да и сами вендоры тоже в первую очередь ориентированы на крупные и средние сети с филиальной структурой. Именно их сложная схема движения информации внутри организации мешает добиваться единого стандарта в работе торговых точек, одновременно учитывая индивидуальность спроса в конкретном регионе и магазине. Ручное управление затягивает процесс анализа и приводит к возникновению большого числа ошибок. 

Сквозная интеграция «ретейлер – дистрибьютор – производитель», реализованная в ERP-системах, не только упорядочивает поток информации, но и позволяет отслеживать эффективность всей цепочки. «Рассмотрим для примера решение SAP для розничной торговли. Оно содержит логистические сценарии для оптимизации закупок товаров с различным жизненным циклом. При этом в зависимости от особенностей торгового бизнеса в ИT-системе могут быть реализованы разнообразные схемы перемещения запасов в рамках торговой сети, а также виды распределения товарных потоков (push\pull стратегии), – поясняет Ирина Галактионова, руководитель группы продвижения компании Softline. – Функциональные возможности ERP-решения позволяют интегрировать данные локальных POS-систем в единую управленческую базу. Таким образом, помимо передачи сведений о текущих продажах в головной офис интерфейс поддерживает информационный поток и в другую сторону. Его цель – обеспечить оперативное обновление продажных цен, информирование магазинов о рекламных акциях и т.д.». По словам эксперта, реализация всех предусмотренных процессов ERP-решения позволяет понять, насколько эффективна действующая логистическая сеть, а также каким образом лучше перестроить цепочку, выгодны ли предприятию текущие поставщики, насколько эффективно работают менеджеры в отделе закупок, и многое другое. 

По данным эксперта, оптимизация механизма ценообразования с помощью ИТ-продуктов для розницы может увеличить доход розничного предприятия от 2% до 5%, а оптимизация процесса уценки может привести к увеличению маржинального дохода от 10% до 15%. Кроме того, отказ от неприбыльных товаров позволяет сократить ассортимент предприятия на 15-20%.

Ползком в массы

Безусловно, эффект от эксплуатации программы можно оценивать лишь в сопоставлении с затратами на его внедрение. И стоимость внедрения дорогостоящих программных продуктов пока не позволяет ему активно проникать в SME-сектор. Так, даже ориентированные на компании данного сегмента рынка BI-решения обычно рекомендуется внедрять сетям с оборотом не менее 50 млн. евро. «ИT-отдел мелких торговых сетей, как правило, представлен одним системным администратором. А поле его деятельности – локальная сеть, которая ограничена двумя-тремя компьютерами, – поясняет Елена Тимошкина (Юнити). – Наиболее популярным ИT-продуктом остается пока 1С – именно опыт работы в данной программе обычно требуется от кандидатов. А среди наиболее частых задач, стоящих перед сотрудниками ИT-отделов некрупных сетей: обновление типовых и нетиповых конфигураций, доработка их по требованию руководства магазина, создание новых документов и отчётов, переход на новые версии программы». 

По словам Дмитрия Никулина, руководителя департамента SAP компании НОРБИТ, среди бизнес-процессов, которые стремятся сегодня автоматизировать сети, на первом месте обычно стоит логистика. А именно – задачи по управлению ассортиментом, основными данными, закупками, ценообразованием, по распределению товара, управлению маркетинговыми мероприятиями, а также автоматизация процессов склада и процессов собственного производства. «В то же время, важную роль для развития бизнеса играют и другие доступные функции ИT-систем: например, автоматизация процессов бюджетирования или управление кредитами и займами, использование электронного обмена данными с поставщиками. Также уже на этапе планирования в систему можно заложить возможности формирования специфичной аналитической отчётности и её визуализации», – рассказывает Дмитрий Никулин.

Приходится признать, что в конкурентной борьбе между ретейлерами автоматизация пока остаётся оружием «титанов». Однако, оценивая развитие спроса на ИT-решения, надо признать, что первыми в очередь за новинками всегда встают лидеры рынка. При этом вывод на рынок типовых решений для ретейла говорит о том, что автоматизация пошла в массы.

Иван Меньшенин, пресс-служба Кадровый Центр "ЮНИТИ"

Опубликовано 04.02.2013

Похожие статьи