Эксперт-менеджмент. Точка абсурда

Логотип компании
Эксперт-менеджмент. Точка абсурда
«Точка абсурда» — ситуация, в которой тот, кто должен делать дело, начинает вить веревки из того, кто за это дело платит.
Понятие «метасистемного перехода в менеджменте», введенное в прошлой статье (IT Manager №11, 2012), пока описано не достаточно точно. Нет ясности, как определить характер «перехода», каким он будет — «удобным», «с изъяном», «зыбким» или «иллюзорным»? Что вносит изъян и от чего зависит результат?

Факторов, влияющих на управление и на результаты инноваций, много. Их делят на внешние и внутренние, объективные и субъективные и т.д. В этом месте мы упираемся в, ставшую общим местом дискуссию, существуют ли универсальные механизмы управления, или нам надо погружаться в предмет и изучать отраслевые или локальные особенности конкретного проекта. Действительно, сейчас в исследованиях общих механизмов наблюдается застой: похоже, что подход «от универсальных факторов» себя исчерпал. Например, всем известный «человеческий фактор» — это очень абстрактное и малосодержательное понятие, природа человеческого поведения изучена плохо. Известная всем универсальная пирамида Маслоу является вероятностной, ибо встречаются люди, которые выбирают для себя иной пусть, не соответствующий пирамиде, и, к примеру, готовы идти за идею на каторгу. Кстати, в инновационных проектах мы тоже работаем с не совсем обычными людьми: нас прежде всего интересуют эксперты, а они выделяются из общей массы и, скорее всего, ведут себя иначе, чем все.

Если есть ситуации, которые встречаются часто — разных отраслях и на разных проектах, их надо выделить и изучить, а затем уже искать причины возникновения.

Предлагаю сменить подход: давайте пойдем не от факторов, а от обстоятльств. Если есть ситуации, которые встречаются часто (в разных отраслях и на разных проектах), то их надо выделить и изучить, а затем уже найти причины их возникновения. Рассмотрим один пример, характерный для многих инновационных проектов.

Цель и средства

Кто платит, тот и заказывает музыку.

Сложные проекты — это не только вопросы технологий и квалификации специалистов, но и особенности взаимодействия заказчика и исполнителя. Казалось бы, заказчик платит, исполнитель выполняет, и это верно всегда. Если заказчик пожелал сменить исполнителя, то он просто делает это. Не тут-то было! Последнее утверждение многими в консалтинге будет воспринято в штыки: «на переправе коней не меняют» или «смена исполнителя может оказаться более затратным делом, чем оставить все как есть», «исполнитель тоже имеет право на долгосрочный контракт». Самые крутые скажут с сарказмом: «пусть только попробует найти кого-то еще». Нет уж! Заказчик имеет право заменить исполнителя, и точка.

Дело в том, что у заказчика есть цель, и если подрядчик ею манкирует, то подрядчика надо менять — иначе цель достигнута не будет. Разговоры о том, что у каждого своя цель, являются бессмысленными. Даже если цель исполнителя не сводится к простому получению прибыли, и он желает сделать качественный проект, все равно цель заказчика должна стать его целью, а не наоборот. Исполнитель может предложить пути и даже более амбициозную или более достижимую цель, но новая цель будет только предложением, пока заказчик ее не примет как свою, а ведь может и не принять! Цель проекта — это именно цель заказчика, за которую он платит и к которой стремится, и никто кроме него не знает эту цель лучше. Это значит (повторюсь), что тот, кто платит, должен иметь возможность сменить того, кто выполняет, если есть ощущение, что проект делается плохо.

Цель проекта — это цель заказчика, за которую он платит и к которой стремится, и никто кроме него не знает эту цель лучше

От этого утверждения двинемся вперед. Если сменяемость исполнителя является необходимым условием получения правильного результата, то логично обратную ситуацию назвать недопустимой или даже абсурдной.

«Точкой абсурда» называется ситуация абсолютной монополии исполнителя по отношению к заказчику. Абстракция? Но не так уж и абстрактна эта точка. Например, если проект имеет жесткий срок (т.е., несвоевременное выполнение проекта делает его бессмысленным), тогда время, потерянное на смену исполнителя, может оказаться губительным. Получаем ситуацию, в которой заказчику придется продолжать работать с тем же подрядчиком, несмотря на то, что его надо заменить. Это и есть «точка абсурда» в которой тот, кто должен делать дело, начинает вить веревки из того, кто за это дело платит.

«Точка абсурда» — ситуация, в которой тот, кто должен делать дело, начинает вить веревки из того, кто за это дело платит.

А ведь это реальный шанс заработать сверхприбыль. Что тут ссылаться на контракт, ведь заказчику нужны не разборки в суде, а выполненный проект, и он будет вынужден идти на крупные уступки и дополнительные затраты.

И это вариант, о котором мечтает каждый (чур, не я): поставить заказчика на колени и заставить платить много за пустяки — не к этому ли стремятся все консультанты мира?

Ситуация наизнанку

— Вот мы тут 10 минут с тобой разговариваем, и ты уже третей раз назвал меня дураком. А ты всего лишь сисадмин, а я все-таки директор, и мне обидно.
— Ну так сделай мне такую должность, чтобы тебе не было обидно.
Цитата из просторов Интернета

Проанализируем наше открытие. Например, в близкой к «точке» ситуации перестает работать контроллинг, потому что всем известная схема «План–Контроль выполнения» на самом деле выглядит так: «План–Контроль выполнения–Поиск виновного–Санкции–Мотивированность на достижение плановых показателей» (это тоже упрощение, но в нашем случае его достаточно). В «точке абсурда» возможность применения санкций к исполнителю не то чтобы ограничена, она просто исчезла. Теперь исполнитель может сам применять санкции к заказчику, а это значит, что обратная связь утрачена.

В «точке абсурда» возможность применения санкций к исполнителю превращается в ничто: теперь исполнитель может сам применять санкции к заказчику, а это значит, что обратная связь утрачена.

Именно эта абстрактная точка является источником провала многих начинаний. Представим себе упрощенную модель неудачных проектов. При достижении «абсурда» или точки, «близкой к абсурду», запросы исполнителя растут, и он быстро выгребает остаток бюджета проекта. Заказчик сперва идет на уступки и увеличивает бюджет проекта, но это все равно не помогает. В некоторый момент менеджмент заказчика приходит к шокирующему выводу, что проект нужно закрывать или начинать заново с другим исполнителем (если он очень нужен).

Нередко можно встретить собственников, которые однажды через это прошли, и в результате очень осторожно начинают новые высокотехнологичные проекты.

Управление

— Предложите свой вариант понятия «точка абсурда».
— Точка абсурда — это когда у заказчика 
заканчиваются деньги или терпение?
(http://ru-erp.livejournal.com/129824.html)

Жажда власти над заказчиком, который обычно сам является источником власти, нередко толкает консультантов на шаги в сторону «точки абсурда».

Для крупных консалтинговых компаний на первое место выходят финансовые показатели, и «абсурдная ситуация» для рядового консультанта, работающего у заказчика, — отличный способ улучшить показатели своей деятельности в компании. В пирамиде управления таких монстров нередко используется Indulgence Management (http://kiborg.net/stat_12_2.htm), и это значит, что руководитель ради денежных результатов потерпит нечистоплотный способ их получения.

Что же делать заказчику? Как избежать проблем? Очевидно, что надо рулить от «точки абсурда» как можно дальше.
«Точка абсурда» — это даже не ситуация, а маяк, с помощью которого можно оценить любое действие на проекте.

«Точка абсурда» — это даже не ситуация, а маяк, с помощью которого можно оценить любое действие на проекте. Все решения по проекту можно разделить на две категории: те, которые приближают нас к «точке абсурда» и те, которые удаляют нас от нее.

Правильным этапом будет обсуждение с исполнителем путей реализации проекта, которые позволят эту точку обойти. Правда, сложность технологий позволяет легко построить бутафорию, которая с виду нацелена на удаление от точки, а на самом деле приближает к ситуации, в которой консультант легко прыгнет «из грязи в князи». Этот вопрос требует отдельного обсуждения, и мы к нему еще вернемся. А что еще можно противопоставить «точке абсурда»? Возможны ли проекты, которые принципиально не могут ее обойти? Если проект оказался в такой неудачной ситуации. можно ли из нее вырулить?

Абсолютному «абсурду» можно противопоставить только абсолютную честность исполнителя. Правда, критериев измерения честности наука пока не придумала, и этот вопрос тоже требует изучения.

* * *

Нам надо использовать сетевые принтеры, тогда мы, как специалисты,
будем более незаменимыми: обычный локальный принтер 
настроит каждый дурак, а с сетевым поди разберись…
Высказывание начальника ИТ-отдела

Итак, словосочетание «точка абсурда» мы зазубрили, теперь ее надо уметь найти на чертеже или на плане. Местоположение «точки» зависит от отраслевых особенностей, сути проекта и этапов его пути. Но есть и некоторые общие вещи, и о них мы поговорим в другой раз.
Многие, конечно, с «точкой абсурда» не встречались, ведь эта проблема существует не всегда. Если вы копаете траншею и нанимаете подрядчиков по разовым контрактам в ближайшем большом городе, то, скорее всего, эта статья покажется вам бессмыслицей. Применимость данного понятия имеет рамки, которые мы также еще обсудим.

Опубликовано 24.12.2012

Похожие статьи