Сила знаний

Логотип компании
Сила знаний
ИТ-директора должны делиться опытом с коллегами, потому что, готовясь к этому процессу, они открывают и для себя что-то новое.
«Тот, кто тянет кошку за хвост, 
может научиться тому, 
чего не узнаешь никаким другим путем».
Марк Твен

Два года назад в недрах СоДИТ (Союза ИТ-директоров РФ) созрела идея открыть Высшие Курсы CIO. С 2013 года этот проект расширился до Высшей Школы Руководителей ИТ «IT Executive Education». К сожалению, любой ИТ-директор убежден, что знает в своей области всё, ну или практически всё, и заставить его учиться задача не из легких. Как же должно быть построено обучение, чтобы ИТ-директор захотел проголосовать за него своим временем и деньгами? Мыслями об этом делится член правления СоДИТ Борис Славин.

Борис, вопрос наверное, не в том, надо или не надо ИТ-директору учиться, а в том, чем мотивировать его к расширению профессиональных знаний?

Воплощая эту идею, мы руководствовались тем, что в современном мире все быстро меняется, а быстрее всех - ИТ. На наш взгляд, каждые два-три года появляется столько нового, что для CIO необходима перезагрузка или подзарядка знаниями. Такая перезагрузка может быть краткосрочной, не больше недели.  Это ведь не MBA, здесь речь идет о специфическом формате обучения.

В таком случае кто эти авторитеты, которые будут наставлять CIO?

ИТ-директору в качестве преподавателя нужны в первую очередь практики, имеющие заслуги и стратегическое видение в своей области знаний. Однако сторонняя практика не всегда ложится на любую почву. Поэтому практиков надо разбавлять профессиональными преподавателями и учеными системно. Мы с самого начала предполагали широкий круг вопросов, которые необходимо рассмотреть в учебном курсе CIO. Помимо непосредственно ИТ, в нем должны быть представлены различные дисциплины, в том числе экономика, психология и пр. А в качестве преподавателей должны быть специалисты, которые выше или равны CIO по статусу и рангу. 

А с самими CIO советовались?

Прежде чем утвердить концепцию нового курса, мы всесторонне обсуждали все ее положения внутри профессионального сообщества и поняли, что интерес к этому есть. Когда встал вопрос о стоимости курсов, один из ИТ-директоров сказал, что курсы для CIO не могут быть дешевле курсов SAP. Для меня это был очень разумный аргумент. Осенью 2011 года состоялась первая учебная сессия. Курс современной экономики читал один из гуру постиндустриального общества – доктор экономических наук Владислав Иноземцев. Курс стратегии – Ричард Эймс, ИТ-директор ТНК-BP, курс коммуникаций – профессор Виктор Макаров, мастер-класс по инновациям – вице-президент Газпромбанка Алексей Широких и многие другие.

Вы оплачиваете труд преподавателей?

Несмотря на то, что эти курсы мы организовывали в рамках общественной деятельности, мы исходили из того, что они должны быть коммерческими, т.е. самоокупаемыми. А это означает, что преподаватели должны получать вознаграждение, а слушатели – платить. Конечно, кто-то из гуру может согласиться выступить, что называется, на добровольных началах, но число таких волонтеров быстро закончится и инициатива иссякнет. Наиболее известные гуру, как правило, приглашаются для однократного чтения лекций (по одной теме). Их мастер-классы записываются на видео и бесплатно распространяются. Кстати, по поводу правильности свободного распространения лекций у нас нет однозначного мнения. Я, например, считаю, что в этом нет ничего плохого, так как все равно заменить личное общение с этим человеком никакая запись не сможет. Кроме того Высшие курсы, а теперь уже и Высшая Школа Руководителей ИТ – это еще и общественный проект, для всего профессионального сообщества. 

Мне кажется, очень тяжело в плотном пространстве столь насыщенного информационного поля выбрать по-настоящему актуальные темы. Как вам это удается?

Что касается профессиональных преподавателей, то у них есть свои наработки, методики – мы отбираем самые лучшие. По-настоящему же интересные и уникальные знания привносят гуру. Впрочем, не каждый из них может хорошо донести свои мысли до аудитории. Бывают и издержки. Но перед слушателями в общей сложности выступают до 20 (!) первоклассных лекторов за неделю, косноязычие одних компенсируют блистательные мастер-классы других.

Каков формат учебного курса?

Обзорный курс – пять рабочих дней. За это время перед аудиторией проходит до двадцати преподавателей. Может случиться, что кто-то из них сдал свои профессиональные позиции или не попал в тему. Тут уже самим слушателям решать, кого выбрать. Например, Ричард Эймс, читая у нас лекцию по теме «ИТ-стратегии», рассказывал, как ему приходилось решать эту задачу в ТНК-BP в условиях, когда шла битва между акционерами. После этого была лекция другого преподавателя, рассказавшего, как этот вопрос выглядит с позиции учебников. При таком формате учебного курса всегда есть возможность дополнить тему, которая недостаточно подробно раскрыта одним преподавателем, лекцией другого преподавателя.

Как вы оцениваете на сегодняшней день результаты своих курсов?

Прошла уже третья сессия. И я с удовлетворением отмечаю,  что большинство слушателей все пять дней не покидают аудиторию, если, конечно, не какие-то чрезвычайные обстоятельства. По-моему, это очень хороший показатель. А по окончании курса многие CIO говорят, что «мозги взорвали», то есть увидели для себя что-то новое в разных областях именно благодаря тому, что перед ними прошел целый калейдоскоп тем и занятий. По своему опыту могу сказать, что самое страшное для ИТ-директора –  не сделать сегодня, сейчас что-то из того, что завтра будет уже поздно делать. Этот страх присутствует в каждом CIO, ведь ИТ-отрасль развивается чрезвычайно быстро. Особо хочу отметить наших партнеров, без которых проект бы не состоялся. В первую очередь это Высшая Школа экономики (в лице ректора ВШБИ Александра Олейника) и интернет-университет ИНТУИТ (Анатолий Шкред). На протяжении всего времени с нами были руководители компаний Leta IT групп и IT Эксперт (Александр Чачава и Михаил Потоцкий). На разных этапах нам помогали компании IBM, Крок, Accenture.

Какова периодичность курсов?

По нашим расчетам, курсы необходимо посещать один раз в два-три года. Но есть пример двух выпускников, которые посещали курсы дважды в течение одного года! Ведь каждый раз выступают новые гуру. Можно было предложить слушателям выбирать какие-то конкретные, интересные ему лекции, но мы поняли, что наибольший эффект достигается, когда прослушан весь курс целиком.

Мой опыт модерации круглых столов говорит, что лучше всего собирать CIO из одной отрасли, в этом случае им комфортнее в группе. Как вы решаете отраслевые приоритеты?

Пока никак. Когда мы создавали концепцию школы, предусматривались отраслевые программы. Например, четыре дня как у всех, а один день – отраслевой. Но пока число желающих еще не такое большое (все-таки курсы не из дешевых), чтобы комплектовать профильные группы. Это – в будущем

А чем ИТ-директора мотивируют своих руководителей, чтобы те одобрили идею их обучения?

Есть ИТ-директора, для которых не проблема найти на это деньги. Либо из ИТ-бюджета либо из корпоративного бюджета на образование. Было несколько случаев, когда инициатива исходила от генеральных директоров. А для HR-службы вообще, оказывается, проблема найти курсы для CIO: есть обычные ИТ-курсы, но они не соответствуют уровню CIO. Надо сказать, что наши программы  рассчитаны не только на москвичей, но и на регионы. И получается, что у нас в аудиториях примерно поровну столичных специалистов и региональных. Думаю, для тех и других это уникальная возможность пообщаться с теми, кого мы приглашаем преподавать. Москвичи - более избалованы, они имеют возможность встретиться с известными экспертами на конференциях. А вот большинство региональных специалистов знает таких авторитетов только по СМИ. В отличие от MBA, где слушатели часто сами оплачивают курс, у нас установка, чтобы именно компания, где работает ИТ-директор, отплачивала его обучение, тем самым подтверждая, что она заинтересована в росте его компетенций. Одно играет на другое. Я часто говорю ИТ-директорам, что уровень их зарплаты важен не только для жен. Если зарплата высокая, будет больше и доступ к ресурсам, и уважение в компании. А ведь это не все понимают. То же самое касается курсов для CIO. Всегда есть на чем сэкономить, но в данном случае это будет неправильно и ни к чему хорошему не приведет.

Как планируется развивать программы курсов?

Высшие курсы CIO выступили своеобразной затравкой. Мы поняли, что это правильная и востребованная форма и пришли к пониманию, что в дальнейшем встанет необходимость более глубокого раскрытия отдельных тем. Причем каждому слушателю свое: одному мало выступления одного гуру о стратегии, другому мало три часа на психологию управления. Однако всем ясно, что нельзя чрезмерно раздувать программу. И тогда родилась идея создать курсы переподготовки по отдельным темам. Мы назвали это высшей школой для ИТ-руководителей, потому что подразумеваем, что не только ИТ-директора, но и их замы могут заинтересоваться таким предложением. Например, заместитель по стратегическому развитию или заместитель по ИТ стандартам. Первый курс провели недавно по ИТ стратегии – получили очень хорошие отзывы. В феврале на базе высшей Школы Бизнес Информатики (ВШБИ) пройдет трехдневный курс по психологии управления, в ходе  которого будут рассматриваться не ИТ, а коммуникации. Это будет уникальный курс, благодаря которому CIO сможет усилить свою харизму, научиться управлять конфликтами и коммуникациями – все то, без чего невозможно успешное внедрение крупных проектов. CIO должен уметь грамотно погасить конфликты, грамотно выстроить взаимоотношения, в том числе и с топ-менеджерами компании.

В наше время, когда все знания очень быстро теряют актуальность, встает задача поиска учителей для учителей. 

За ответом на этот вопрос стоит большая философия. Моя точка зрения: что касается студентов и школьников, все останется как есть, хотя и добавятся новые электронные технологии. Что касается взрослых людей, в первую очередь тех, кто работает в хайтеке, им понадобится дополнительное обучение, причем в условиях быстро меняющегося мира – все время и на протяжении всей жизни. Это так называемое непрерывное образование. Но образование будет не только непрерывным. Человек учится, не только когда сидит в аудитории, но и когда сам учит других. ИТ-директора должны делиться опытом с коллегами, потому что, готовясь к этому процессу, они открывают и для себя что-то новое. Скорее всего, мы будем двигаться к такой форме образования, когда каждый учит каждого – т.е. к коллективному самообразованию. 

Не получится ли так, что любое обучение уже с самого начала обречено на забвение – ведь через небольшое время надо опять учиться?

Знания некуда не уходят. Просто их значение уменьшается. Они как годовые кольца на деревьях, которые не пропадают, а уплотняются, оставляя место для новых колец. То же самое касается «взаимоотношений» инноваций и стандартов в деятельности CIO. Кто-то считает, что ИТ-директор может быть специалистом либо в стандартах, либо в инновациях. Это неправильно. Любая инновация через какое-то время должна превратиться в стандарт. Если этого не происходит, то не остается места для следующих инноваций. ИТ-директор, даже если внедрил какое-то новшество, через год-два должен посмотреть, как его можно стандартизировать, и отправить в область поддержки. Внедрение инноваций - очень сложный процесс. У него нет регламентов, и он требует очень много времени. И как раз повсеместное использование стандартов эту проблему времени решает. К сожалению, есть очень много ИТ-директоров, которые не используют стандарты в своей практике и в результате заново открывают то, что уже было кем-то сделано до них. 

Мы постоянно перескакиваем на тему инноваций.

И это правильно, все общество идет к этому. Во всех наших услугах и товарах доля знаний все больше и больше. Стоимость материалов в любом девайсе или ПК становится незначительной по сравнению с интеллектуальной составляющей, которая в них заложена. А это означает, что и доля инноваций, и доля управления знаниями становятся больше. Это элементы новой экономики, о которой много говорят, но пока мало кто понимает, как она выглядит. 

Каковы перспективы профессии CIO?

Первая сессия Высших Курсов CIO открылась лекцией доктора экономических наук Владислава Иноземцева, который посвятил ее экономике знаний. По его мнению, знания, в отличие от любого другого средства труда, неотъемлемы от их носителя. В обществе, где основным средством производства становятся знания, их отнять (экспроприировать) уже невозможно. Основная парадигма марксизма теряет смысл. Следовательно, не только экономика, но и все общество будет меняться. И в первую очередь будет востребованы системы управления знаниями, компетенциями и инновациями. Я хорошо помню перелом 2000 года, когда те из ИТ-директоров, кто не понял, что от них уже не ждут инженерных откровений, а ждут понимания бизнеса, те, кто не перестроился, перестали быть ИТ-директорами. И сейчас, десять лет спустя, ИТ-директоров, которые не понимают, что их роль меняется на инновационную, ждет та же судьба. Они останутся сервис-ориентированными менеджерами для бизнеса, но не останутся топ-менеджерами. Мне кажется, если в компании появляется директор по инновациям, то этот человек в скором времени займет место ИТ-директора. Эта та позиция, которая должна быть за CIO. И чтобы ее занять, надо учиться у тех, кто это уже сделал. Не стесняться и не лениться учиться!

Опубликовано 24.12.2012

Похожие статьи