Мы на очередном витке модернизации

Логотип компании
Мы на очередном витке модернизации
Описывать бизнес-процессы или нет — должен решать их владелец, и это возможно сделать только в тех подразделениях, где подобные процессы есть

Руководитель департамента развития цифровых технологий холдинга ВГТРК Сергей Голубенцев хорошо известен в сообществе ИТ-менеджеров. Хотя бы потому, что является лауреатом премии «ИТ-лидер». Наша беседа с ним была посвящена тому, как трансформируется сфера телевещания и как при этом меняется ИТ-поддержка данного процесса.

Каким был ваш путь в ИТ?

Я пришел в ИТ в 1995 году, сразу после того, как оставил службу в вооруженных силах. Но до 2001 года был «по другую сторону баррикад»: работал в различных системных интеграторах, пройдя путь от инженера до начальника отдела. В 2001 году начал работу в  ВГТРК на посту заместителя директора по техническому обеспечению Дирекции интернет-вещания, а в 2015-м возглавил Департамент развития цифровых технологий холдинга. Мне довелось участвовать в решении целого комплекса задач, включая обеспечение функционирования «Прямой линии» Президента Российской Федерации и ее интернет-трансляцию, организацию сети интернет-вещания, создание единой корпоративной сети холдинга, объединившей все 78 филиалов, построение единого Цифрового Архива ВГТРК  . И этот список далеко не полный.

Что, на ваш взгляд, входит в обязанности ИТ-руководителя?

Если выделить круг основных вопросов, это, прежде всего, обеспечение коммуникации с потребителями ИТ-услуг с целью понимания стоящих перед ними планов и задач, возможность применения информационных технологий для автоматизации бизнесс-процессов компании; взаимодействие с сервисными службами для поддержания необходимой логистики контрактов и юридических документов; подбор кадров для проектной и операционной деятельности ИТ-подразделения. Важная часть — долгосрочное сотрудничество с поставщиками ИТ-услуг и оборудования, чтобы в идеале сформировать технологическое партнерство и обеспечить проактивное реагирование на потребности ИТ в ресурсах. Безусловно, необходимо держать руку на пульсе современных законотворческих течений и документов регуляторов, касающихся деятельности ИТ. Ну и наконец — выстраивание отношений и соответствующих организационных конфигураций в ИТ-подразделении, которые должны обеспечить достаточную гибкость и эффективность как при реализации проектов, так и в операционной деятельности. Это если кратко.

Тема спецвыпуска журнала — «Бизнес в цифре». Есть ли место «цифре» на ВГТРК? Нужно ли оцифровывать существующие бизнес-процессы?

Задам встречные вопросы: а что у вас дома из бытовых приборов имеет аналоговое управление? С каких носителей вы слушаете музыку? Кодирование медиаконтента для хранения, передачи, обработки, печати, одним словом, на всех стадиях его жизненного цикла происходит именно в цифровом формате. И не очень понятно, какие тут могут быть альтернативы. Вы же не собираетесь возвратиться в эру аналоговых вычислений? Про квантовые компьютеры мы пока речь не ведем.

Оцифровка бизнес-процессов — очень загадочный термин. Имеется в виду перевод описания бизнес-процессов из нарисованных на бумаге схем в формат BPMN в соответствующую информационную систему, которая умеет работать с этой нотацией? Тогда да, управлять и заниматься оптимизацией корпоративных бизнес-процессов без системы автоматизации очень накладно и неэффективно. Описывать бизнес-процессы или нет — должен решать их владелец, и это возможно сделать только в тех подразделениях, где подобные процессы есть. Использовать при этом средства автоматизации или нет — должен решать бизнес-аналитик. Или владелец процесса.

Понимание клиента является одним из составляющих успеха цифровой трансформации. В настоящее время для телевидения характерна конкуренция с сервисами потокового вещания (Youtube и другие) и новыми медиа в целом. Особенно для молодой аудитории, которая ТВ уже практически не смотрит. Как решать эту проблему?

Это не проблема, а тенденция. Потребление контента уходит на мобильные устройства, connectedTV и OTT-сервисы. Достаточно взглянуть на данные о проникновении Интернета в России и статистику телепросмотров. Решение простое: надо увеличивать контентное присутствие в Интернете и в новых медиа.

Адаптация контента для миллениалов. Задумывается ли ваша компания об этом, и если да, то как планирует это решать?

Очевидно, что контент и каналы его потребления для этого поколения, равно как и для других аудиторных срезов, разнятся. Мировосприятие и интересы, способы коммуникаций молодого поколения серьезно отличаются от предыдущих поколений. И чтобы говорить с ними на одном языке и производить контент, который был бы им интересен, надо сначала понять их мир, пожить в нем, привлечь к созданию контента и контентной политики тех самых представителей поколений Y и Z. А они совсем другие, и этот разрыв между поколениями тем сильнее, чем интенсивнее и технологичнее информационный обмен. Мобильные коммуникации — часть их культуры, а не вредная привычка, это надо понять и принять. Рэп-баттлы, сериалы, фантастика, 3D, гаджеты, космополитичность, жизнь в Интернете — таковы черты миллениалов и, программируя эфир или производя контент, надо думать именно об этом.

Кто, на ваш взгляд, должен выступать драйвером изменений, драйвером инноваций в компании?

Драйвер изменений уже «выступил». Им стал рост скоростей информационного обмена ввиду удешевления и географической доступности коммуникаций, а также появление удобных в использовании средств доступа к информации. В итоге — увеличение скоростей процессов, сокращение горизонтов планирования. Кстати, прежде, стратегическое планирование имело горизонт 10–15 лет, сейчас разумный срок — пять-семь лет. Появились новые способы, сочетающие классический и прогрессивный подходы в виде гибких методик управления. Сначала это коснулось программирования, потом «вирус» agile проник во все сферы деятельности.

Я бы не отметал старые методы коммуникаций и преждевременно не говорил об их смерти — по-прежнему это голосовые и текстовые коммуникации. Но под влиянием внешних факторов голосовая связь обогатилась видеосвязью и мобильными голосовыми сообщениями, уйдя в Интернет и избавившись от проводной зависимости, обмен электронной почтой дополнился мессенджерами с мгновенными сообщениями (включая аудио и видео).

С моей точки зрения, произошел очередной виток модернизации процессов, методик, технологий и это органический, эволюционный, а не революционный процесс.

Как меняться, чтобы прийти к успеху? Как правильно проводить организационные изменения? Можно ли изменить мышление?

Изменение мышления — уж очень радикальный метод. Это как перестать строить коммунизм и повернуться лицом к капитализму

Необходимо быть готовым измениться, и в первую очередь самому. Пересмотреть свое отношение к формированию рабочего процесса, методам планирования, заняться самоорганизацией. Дальше можно перейти к коллегам и рабочим моментам — и это самое сложное — изменить чей-то взгляд на мир и отношение к работе, в частности. Надо делать ставку на сотрудников, которым интересны изменения и быстрый темп работы. Следует убрать лишний формализм, бюрократию в отношениях с подчиненными, надо быть готовым вместе с ними участвовать в изменениях, а лучше их возглавить.

Очень непростой момент — изменение организационной конфигурации под требования бизнеса, которая, будучи устойчивой структурой (если у вас, конечно, не стартап-проект), станет всячески сопротивляться. И здесь можно достичь успеха, если только в изменениях заинтересовано руководство компании. Классические, функциональные, вертикально ориентированные схемы управления бизнесом обречены — компании со схемой организационной координации типа «организационная бюрократиях» бизнеса либо вымрут в современных условиях, либо выживут только благодаря финансовой подпитке извне.

Когда, на ваш взгляд, компании нужен центр компетенций?

Зависит от бизнеса. Если вы собираетесь тиражировать ноу-хау, технологии и так далее, и они составляют ваш капитал, вне зависимости от того, внутренние ли это продажи в организации либо внешние, тогда вам потребуется команда, правильно отстроенные процессы для поддержания и взращивания компетенций, ну и организованный процесс продаж и маркетинга.

Переход на цифровое ТВ, в том числе высокой и сверхвысокой четкости. Какие не для всех очевидные проблемы это создает?

Ровно те же проблемы, как и ранее при переходе на HD, только во много крат большие — изменение большинства элементов технологической цепочки, начиная от студийного оборудования и технологических систем и заканчивая технологиями хранения и распространения контента. И здесь важно заранее понять, что классические, прежде годами апробированные технологии могут не работать или быть очень дорогими в использовании. Другими словами, переход на форматы высокого разрешения запустил цикл апгрейда существующих технологий и открыл новые горизонты для их развития.

Оцифровка архивов. Как решается эта задача? Насколько она сложна?

Решается, не так быстро, как хотелось бы: технологии гарантированной сохранности контента довольно дороги и требуют целевого финансирования не только для их создания, но для их эксплуатации и развития — форматы и разрешения видео меняются, а значит, технологии архивного хранения должны изменяться соответственно. При этом обеспечивая обратную совместимость с ранее оцифрованным контентом. Это требует слаженной работы команды профессионалов — экспертов как в области видеообработки, так и в технологиях построения архивов.

Важно также не просто положить материал в архив, но и обеспечить его поиск и извлечение, а потому архив должен «обрасти» правильно спроектированными процессами и технологиями. По сути, вокруг архива должна быть создана экосистема, обеспечивающая доставку материалов в архив и его подъем из архива и предоставление контента потребителям.

Обработка контента. Создание спецэффектов. Проходит данный процесс на собственных мощностях или на арендованных? И что выгоднее?

 Я думаю, каждый случай индивидуален. В новостном производстве всё может выполняться на собственных мощностях, при производстве «длинного» контента возможно использование арендованных ресурсов.

Цифровая экономика требует другой защиты. Недаром вторым трендом сейчас является информационная безопасность. Какие, на ваш взгляд, основные угрозы ИБ подстерегают компании и как им противостоять?

С моей точки зрения, опасность кибернарушений во всем мире недооценена. Если сегодня об этом серьезно не задуматься, завтра может быть слишком поздно. Классические методы взлома вроде использования уязвимостей в операционных системах или протоколах меняются на более интеллектуальные, происходящие на уровне логики работы приложений и предусматривающие «закладки» в мобильном ПО, ботнеты, удаленную прослушку через Интернет и многое другое. Публикуемая мировая статистика финансовых потерь компаний из-за нарушений информационной безопасности сопоставима с бюджетами небольших государств. Соответственно, должны меняться и подходы к защите — она должна быть не только эшелонированной, но и гибкой, адаптивной к новым видам угроз, риски возможности успешных атак необходимо минимизировать, в том числе и «нулевого дня». Должны применяться технологии защиты на основе машинного обучения. В связи с увеличением скоростей мобильных подключений и появлением троянов под мобильные платформы следует подумать и о защите мобильных девайсов. Это особенно важно, если в компании разрешено использовать личные устройства для работы в корпоративной сети.

Большую роль в защите от интернет-атак начинают играть сервисы безопасности, предоставляемые операторами связи, облачными провайдерами или компаниями, специализирующихмися на информационной безопасности: это и защита от DDoS, и услуги SOC (security operations center), услуги по очистке трафика и антивирусной защите и т. п. Очевидно, что если информационная безопасность не является основным бизнесом компании, то ресурсоемкие сервисы безопасности целесообразнее арендовать, нежели создавать собственную инфраструктуру. Такой подход обеспечит большую оперативность реагирования на инциденты, покажет б?льшую эффективность за счет применения информационных ресурсов security-сообщества и специализированных подписок на базы уязвимостей и сигнатур.

 

Опубликовано 22.09.2017

Похожие статьи