По лестнице с названием «карьера»

Логотип компании
По лестнице с названием «карьера»
Парень, нанявший вас на работу, достаточно взрослый и умный, раз он построил и управляет этим бизнесом

 Дьяволы бывают двух видов:

разжалованные ангелы и сделавшие карьеру люди.

Станислав Ежи Лец

 

Ты бодро топаешь вверх по карьерной лестнице и вдруг понимаешь, что находишься на большой-большой лестничной площадке. Такая... курилка. Где много таких же, как ты, и где никогда и ничего не происходит. По крайней мере ничего хорошего. И пути дальше нет. Так бывает иногда в торговых центрах с кучей лестниц. Когда знаешь, что выше есть какие-то этажи, там ходят и смеются люди, но с лестничной площадки, где ты стоишь, дальше пути нет. Надо искать другую. Среди моих клиентов, с которыми я работаю в индивидуальных коуч-сессиях, ИТ-директоров, упершихся в стеклянный потолок в своей карьере, процентов тридцать. Если добавить туда моих клиентов — финансовых директоров и эйчаров, —всех вместе будет процентов пятьдесят. Карьерные проблемы, которые мы вместе с ними решаем, — разные, но в них есть что-то общее. 


Некоторые ступени карьеры ведут на виселицу.

Станислав Ежи Лец

У одних — «все хорошо, место насиженное, денег хватило на квартиру, дом за городом», иногда даже на «дачу» где-нибудь в Испании. Но ходить на работу, видеть остальных членов совета директоров и играть в подковерные игры — просто нет сил. Тошнит. К тому же есть «топы первого сорта» и есть «топы второго сорта», и очень хочется быть в первых, а не во вторых, и надо постоянно сражаться, чтобы удержаться на плаву. А где-то внутри мысль: «Что если на мое место найдут кого-то другого? И вообще, непонятно, зачем мне все это нужно. Зачем это начальству, жене, детям… понятно. Но где во всем этом я?!»

У других — «все вроде не так и плохо, но ИТ-директор – это «недотоп», «системный администратор — переросток», которому и платят не так, и положение неустойчивое, и на работе день и ночь, и каждый пытается на планерке свалить все на тебя, и эти крысиные бега достали. Понятно, надо обеспечивать семью, жену, детей, надо построить дом или купить квартиру, надо...… Но где во всем этом я?! И найду ли я другую работу, если эта вдруг закончится?»

У третьих — «все плохо, после 45 работы не найти, рассылаю резюме, но даже не отвечают, у них просто стоит фильтр по возрасту. Я просто уперся в какую-то стену, я просто не понимаю, где во всем этом я?!»

Четвертые — «только что пришли на новое место. Как пройти испытательный срок, как построить взаимоотношения с коллегами, подчиненными и руководителем? Как объяснить необходимость инвестиций, когда ИТ-инфраструктура похожа на съеденный термитами дом, которые уничтожают дерево изнутри, оставляя только слой краски. Внешне все вполне добротно и пристойно, но малейшее прикосновение — и все рассыпается в труху. Как найти свое место в организации и где во всем этом я?»

Мы разбираемся вместе со всеми этими вопросами. Но заметили ли вы, что этим стоит еще один вопрос, который объединяет их все предыдущие? Вопрос, над которым человеку зачастую страшно даже задуматься. Хотя он намного важнее и ответ на него во многом определяет ответы на остальные вопросы. Это вопрос «зачем?» или «для чего?». Для чего вы каждый день встаете утром, завтракаете и идете именно на эту работу? Что, кроме зарплаты, она вам дает? 


Главный вопрос: что мы на самом деле делаем, 

когда мы делаем то, что мы делаем?

Олег Вайнберг

Это один из тех вопросов, которые стоит себе задать хотя бы раз в жизни. При этом ответы «улучшить бизнес», «перестроить работу», «повысить» и «изменить» — не принимаются. Это не ваш бизнес. Парень, нанявший вас на работу, достаточно взрослый и умный, раз он построил и управляет этим бизнесом. Можно смело оставить подобные вопросы ему. Интересно, зачем это все лично вам? Хорошо взять лист бумаги и написать, какое место и в какой компании вы хотите занимать через год, два, пять, десять, перед окончанием своей карьеры. Это тихая гавань, которая позволит проводить больше времени с семьей? Или пост ИТ-директора крупной корпорации, чья жизнь напоминает работу сталкера из «Пикника на обочине» Стругацких, когда прежде чем сделать малюсенький шаг, надо бросить гайку и посмотреть, как полетит? Это свой собственный бизнес? Ответ на заданный вопрос, по сути, определяет, какое сейчас место работы выбрать, как себя на нем вести, сколько проработать в компании и куда из нее уйти. А теперь подумайте, почему вы хотите именно этого. Действительно ли этого хотите именно вы? Или желание обусловлено мамой, папой, школой, социумом? Что, по настоящему важное, вы получите, оказавшись на этой ступеньке? Престиж? Что он значит для вас? Деньги? Для чего они вам? Уважение окружающих? Почему это важно? Свободу? Власть? Что вы почувствуете, когда это будет у вас в руках? Не торопитесь. Что вы чувствуете там, наверху? Что большее станет тогда возможным? Какие новые цели могут появиться? 


Когда кругозор сжимается в точку – 

человек начинает говорить о своей точке зрения.

Олег Вайнберг

Очень часто в такой момент приходит мысль, что это все просто недостижимо. Потому что родился слишком поздно или слишком рано, учился не в той школе и не в том классе и вступил в неправильный садоводческий кооператив. Что хочется заниматься делом, а не политическими играми и подсиживанием своих начальников. И вообще, цена каждой ступеньки слишком велика, чтобы ее оплатить. При этом знание того, что среди людей, стоящих на высоких постах, есть люди всех возрастов, родившиеся во всех регионах страны, — не помогает. Понимание, что среди них немало очень достойных людей, — не помогает. Ощущение, что среди них достаточно много здоровых, счастливых людей, — не помогает. Это включаются наши ограничивающие убеждения. Чтобы их преодолеть, надо их понять. Давайте попробуем в них разобраться. Очень условно для работы я разделяю их на три большие группы.

Безнадежность, или «чудес не бывает». В этом случае человек не верит в возможность достичь чего-либо в принципе. У него нет даже надежды получить то, что ему хочется. С такими убеждениями своих клиентов касательно карьеры я встречаюсь редко. Поскольку очевидно, кто-то же занимает соответствующую позицию, значит, в принципе это возможно. Разве что у кого-то в карьерных целях стоит «галактический император», но такого рода цели не являются предметом работы с коучем, здесь нужны совершенно другие специалисты. В общем, для того чтобы поколебать подобное убеждение, достаточно одного примера, который показывает, что кто-то достиг искомого. После этого убеждение обычно переходит в следующую стадию — беспомощность.

Беспомощность, или «от осинки не родятся апельсинки». В этом случае человек верит в принципиальную возможность достижения чего-либо, но только не для себя самого. Он не чувствует в себе сил или возможности получить то, что ему хочется. Сюда же попадают, к примеру, убеждения, что после 45 (50, 55…) невозможно найти работу, потому что эйчары просто не рассматривают резюме. Обратите внимание, как причудливо переплелись убеждения в этом утверждении. Первое, что эйчары не рассматривают резюме. Так ли это? Действительно ли ВСЕ эйчары не рассматривают резюме? Второе, что для того, чтобы получить работу, надо, чтобы эйчары рассмотрели резюме. Все ли и всегда получали работу через резюме, рассмотренное HR? Третье, что эйчары вообще влияют на принятие решения. На все ли посты и во всех ли организациях новых сотрудников отбирают менеджеры по персоналу? Хорошо, не будем спорить. Предположим, действительно есть организация, в которой эйчар что-то там не рассматривает. А как насчет выпить виски с владельцем? Или поиграть с ним в хоккей? Не любите виски или не умеете играть в хоккей? Придется полюбить и научиться, в конце концов, вам нужно получить работу? Это наиболее часто встречающиеся убеждения, с которыми мне приходится помогать справляться. Здесь помогает трезвая оценка и инвентаризация ресурсов, то есть того, что нужно для следующего шага наверх. Каких знаний и умений не хватает? Где их можно получить? Не нужна ли еще одна дополнительная ступенька? Каких связей недостает? Как вы можете их приобрести? Где? Что еще будет полезно? Очень часто в такой момент происходит переоценка ценностей. Появляется более трезвое понимание того, нужна эта ступенька и стоит ли она того. Но одновременно возникает четкое ощущение, что это возможно. Обычно после такой работы удается выстроить план достижения цели или цель меняется и удается сформировать план для достижения новой цели. Но иногда убеждение трансформируется в следующий тип — бесполезность.

Бесполезность, или «со свиным рылом в калашный ряд». В этом случае человек не верит в то, что имеет на что-то право, считая себя недостойным. Он вообще не чувствует права занять свое место. Это, к сожалению, тоже встречается достаточно часто. Многим кажется, будто им надо еще изучить то или научиться вот этому. Виртуализация, AI, блокчейны, MBA и прочие АБВГДЖЗ. На профессиональном языке это называется «синдром самозванца», или impostor syndrome. Когда вполне успешные люди всю жизнь чувствуют, что они недостаточно хороши и их вот-вот в чем-то разоблачат. Возможно, именно этот психологический термин лежит в основе очень известного и постоянно упоминаемого сейчас эффекта Даннинга — Крюгера, который заключается в том, что высококвалифицированные люди склонны занижать оценку своих способностей и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем люди компетентные, которые к тому же склонны предполагать, будто окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами. К сожалению, это именно тот случай, когда самолечение, скорее всего, не поможет. Хороший коуч или психолог достаточно легко справляется с синдромом самозванца, и намного проще обратиться к специалисту.

Можно, наверное, подытожить, сказав, что ключом к построению успешной карьеры является состояние взрослости. Взрослый — этот тот, кто принимает действительность такой, какая она есть. Не морализируя, не впадая в обиды, не боясь. А вообще, как писал один из моих приятелей, стать взрослым означает «понять, что ты несовершенный человек, которому предстоит прожить несовершенную жизнь в неидеальном мире, и чувствовать при этом себя хорошо». Я абсолютно уверен, что российские CIO — это взрослые люди. Или люди, которые сейчас очень быстро взрослеют. Как профессиональный коуч, я готов в этом помочь всем, что в моих силах. Тех, кто готов к изменениям, я жду 21-22 февраля в Москве, на коуч-тренинге «Путь наверх» http://www.ovaynberg.com/go_up/, где каждый сможет разобраться в своих личных убеждениях и проложить свой путь. И поскольку данная статья готовилась для специального выпуска, хочется просто пожелать все вам разобраться со своими барьерами и занять в 2018 году ту позицию, которой каждый достоин.

 

Опубликовано 26.01.2018

Похожие статьи