ИТ-услуги: перемены изнутри

Логотип компании
ИТ-услуги: перемены изнутри
В прошлом номере мы обсудили влияние внешних факторов, таких как курс на цифровую трансформацию, импортозамещение, и других. Сегодня хотелось бы остановиться на внутренних процессах и их влиянии на ситуацию.

Рынок ИТ-услуг постепенно восстанавливается после катаклизмов, вызванных сложной экономической ситуацией и, что актуально для России, международными санкциями, направленными не только против отдельных компаний, но и целых секторов экономики. Конечно, санкции никто не отменял и вряд в ближайшем будущем отменит, однако цены на нефть и курс валюты стабилизировались, падение экономики прекратилось. Соответственно, и ценовая политика производителей оборудования и ПО, а также поставщиков услуг стала более предсказуемой. Как говорил древнегреческий философ Гераклит Эфесский, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Технологии, о которых пять лет назад говорили разве что самые смелые маркетологи, сегодня все чаще находят применение в различных компаниях, клиенты тоже меняются. Они становятся более мобильными, им нужны интерактивные сервисы, возможность выбора товаров и услуг из максимально широкого спектра предложений. Трансформируется и бизнес. Слабые игроки уходят с рынка либо поглощаются более удачливыми конкурентами, появляются новые направления, которые необходимо максимально быстро развивать, а масштабирование компании должно поддерживаться надежными ИТ-сервисами.

В прошлом номере журнала мы обсудили с экспертами, работающими на рынке ИТ-услуг, влияние внешних факторов, таких как курс на цифровую трансформацию, импортозамещение, и других. Сегодня хотелось бы остановиться на внутренних процессах и их влиянии на ситуацию.

==========================================  

ИТ-услуги: перемены изнутри. Рис. 1
Александр Файнбойм

Александр Файнбойм, руководитель направления ИТ-аутсорсинга компании «Крок»:

«Компании переходят к цифровым бизнес-моделям и трансформации на основе данных. Такие изменения сопряжены с увеличением доли аутсорсинга на самых разных уровнях: от поддержки отдельных бизнес-приложений до аутсорсинга вычислительных ресурсов».

ИТ-услуги: перемены изнутри. Рис. 2
Дмитрий Бессольцев
 

Дмитрий Бессольцев, директор департамента ИТ-аутсорсинга компании ALP Group:

«Критически важной для ИТ-компании становится способность к отслеживанию и выгодному использованию рыночных, отраслевых и экономических трендов при создании новых услуг. Причем нужно уметь не просто выхватывать одну очевидную тенденцию, а работать с большой совокупностью трендов».

==========================================  

SLA не роскошь

Александр Файнбойм, руководитель направления ИТ-аутсорсинга компании «Крок», отмечает, прежде всего, возросшую зрелость заказчиков. Она находит воплощение в четкой и грамотной формализации SLA. По его словам, если 5–6 лет назад грамотно выстроенный SLA в контракте был редкостью, то сейчас — это стандарт. Сегодня в SLA заинтересованы не только заказчики, но и исполнители. Таким образом, удается закрепить все договоренности еще на этапе заключения контракта, что значительно облегчает дальнейшее сотрудничество.

Дмитрий Бессольцев, директор департамента ИТ-аутсорсинга компании ALP Group, в качестве наиболее наглядного примера смены требований к SLA приводит ситуацию в ретейле. «С одной стороны, бюджеты торговых сетей на ИТ-обслуживание торговых точек сократились в среднем в три раза. С другой — точки должны продавать. То есть SLA страдать не должен, как и качество ИТ-услуг, — объясняет Дмитрий, — поэтому Smart SLA — модель торговых точек на категории в зависимости от требуемой мягкости/жесткости SLA — имела большой успех у наших клиентов. Они перестали переплачивать за слишком высокое время реакции и решения ИТ-проблем там, где это излишне, и стали оправданно платить там, где это совершенно необходимо — в салонах с самой высокой проходимостью или, например, в магазинах, имеющих только одну кассу. Подобная дифференциация SLA позволила им сэкономить в среднем 20–30% бюджета на поддержку торговых точек. А наш отдельный, выверенный процесс помог со временем переместить точки из категории в категорию. В частности, за счет добавления в магазины резервных касс или интернет-каналов».

==========================================  

ИТ-услуги: перемены изнутри. Рис. 3
Алексей Бутычин

Алексей Бутычин директор операционного центра компании Experian в России и странах СНГ:

«Клиенты стараются приобретать то, что действительно поможет развитию бизнеса, и очень внимательно смотрят на показатели окупаемости».

ИТ-услуги: перемены изнутри. Рис. 4
Максим Захаренко
 

Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека»:

«В облаках ситуация не ухудшалась никогда в течение последних 3–4 лет, рынок растет на десятки процентов в год. Мало того, чем острее были экономические проблемы, тем активнее народ двигался в облака». 

==========================================  

«Требования и ожидания изменились кардинально, особенно для систем, критичных для бизнеса. Финансовые гарантии выполнения SLA и поддержка 24?7 все чаще встречаются в запросах клиентов, и мы обязаны реагировать на эти потребности, чтобы конкурировать на рынке услуг», — соглашается с коллегами Алексей Бутычин директор операционного центра компании Experian в России и странах СНГ.

Ценность отраслевого подхода

В последние годы отчетливо наблюдается и такая тенденция, как разделение рынка ИТ-услуг по отраслевому принципу. Заказчикам уже не нужен набор сервисов от ИТ-подрядчиков широкого профиля, они предпочитают обращаться к поставщикам, сотрудничающим с компаниями, представляющими конкретную отрасль. Отчасти это связано с цифровой трансформацией бизнеса, курс на которую сегодня взяли все, как крупные корпорации, так и малые предприятия. «ИТ-услуги должны быть адекватны цифровой трансформации. Если нет больше своих серверов, то и не требуется их сопровождение, а, наоборот, необходима интеграция облачных сервисов. Цифровая трансформация — это в том числе и глубокое понимание своего клиента, предсказание его желаний и другие современные подходы. Здесь нельзя идти широким фронтом, нужна глубокая специализация», — комментирует Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека». В свою очередь, Наталья Краснобаева, генеральный директор компании «Роспартнер», связывает подобное разделение с расширением сфер человеческой деятельности. «Если лет 40 назад было несколько моделей ПК и пара приложений для работы, то сейчас технологии шагнули далеко вперед и охватили практически все области. Их бесчисленное количество, в рамках одной компании невозможно стать экспертом сразу во всех областях, поэтому и происходит разделение по отраслевому принципу», — говорит она. Вместе с тем не все эксперты разделяют это мнение. Так, Илья Жепетов, исполнительный директор компании «БДО Юникон Бизнес Солюшнс», отмечает, что на рынке услуг по сопровождению ERP-систем, никакого особого отраслевого разделения не наблюдается, а если оно и существует, то за прошедшие годы не изменилось.

==========================================  

ИТ-услуги: перемены изнутри. Рис. 5
Наталья Краснобаева

Наталья Краснобаева, генеральный директор компании «Роспартнер»:

«Сейчас разработками занимается очень много различных групп и фирм, однако реальной востребованностью будут пользоваться лишь некоторые из разработок. И это естественный отсев. Крупным компаниям подчас бывает проще. Однако и маленькие игроки могут предложить рынку хороший продукт, и такой продукт в ИТ-сфере может очень быстро превратить компанию в крупную».

ИТ-услуги: перемены изнутри. Рис. 6
Илья Жепетов
 

Илья Жепетов, исполнительный директор компании «БДО Юникон Бизнес Солюшнс»:

«Растет спрос на ИТ-услуги, а количество специалистов не успевает за рынком. В этой ситуации не важно, в какой компании работает специалист — и в маленькой, и в большой он оказывается загруженным работой».

==========================================  

Артем Гавриченков, технический директор компании Qrator Labs, специализирующейся на оказании услуг в области информационной безопасности, вспоминает, что раньше на рынке действительно было немало компаний, предоставляющих ИТ-сервисы широкого профиля. «Эти компании должны были выступать связующим звеном между ИТ и бизнесом, однако на практике ряд подобных организаций превращался скорее в испорченный телефон, чем в связующее звеном, — комментирует он. Однако со временем заказчики стали понимать, что без правильно поставленных задач хорошего результата не получишь. Эксперт отмечает, что правильно поставленная задача — половина решения: бизнесу, который мог самостоятельно четко сформулировать требования к решению проблемы, сразу становилось ясно, где именно искать подрядчика, не прибегая к услугам многопрофильных компаний.

В тот момент, по словам Артема Гавриченкова (Qrator Labs), и начался постепенный закат эпохи системных интеграторов широкого профиля и переход игроков к стратегии дифференциации. «Многие компании стали выделять в своей инфраструктуре собственного персонального поставщика ИТ-услуг или формировать специальные отделы, способные организовать детальную проработку ИТ-процессов. Управление стало проще, прибавилась прозрачность при решении задач, в свою очередь, рынок труда и ИТ-услуг начал расти еще активнее», — говорит он. По прогнозам эксперта, за переносом детального управления отдельными ИТ-услугами в каждую из крупных компаний последует формирование местных центров компетенций для обмена опытом и информацией между отделами и сотрудниками различных организаций. Данный процесс, по сути, уже идет, однако только сейчас он начал привлекать интерес инвесторов.

Материальный аспект

Нередко от поставщиков ИТ-сервисов можно услышать мнение о падении платежеспособности заказчиков. Иногда системным интеграторам даже приходится заниматься не свойственной им коллекторской деятельностью для сбора задолженности за свои услуги. «На мой взгляд, платежеспособность заказчиков в денежном выражении сократилась, — утверждает Ирина Яхина, директор по технологиям компании Hitachi Vantara в региона North EMEA. — Однако компании пытаются максимизировать свою прибыль, что проявляется в интересе к сервисам, которые предлагает ИТ-рынок для оптимизации бизнес-процессов и снижения расходов, — прогнозной аналитике, облачным хранилищам, аналитике больших данных». Дмитрий Бессольцев (ALP Group) говорит о том, что по-прежнему остаются замороженными бюджеты, касающиеся массовых закупок лицензий и дорогостоящего оборудования, а также о проблемах, связанных с финансированием импортозамещения. «И даже организации-заказчики, готовые запускать крупные проекты импортозамещения и быть впереди всех, пока довольствуются пилотными проектами в десятки и сотни рабочих мест, при обычном масштабе проекта в тысячи и десятки тысяч рабочих мест. Мы, как исполнители проектов, а также сами заказчики вместе ждем, что ситуация изменится уже во второй половине текущего года или в первой половине следующего», — объясняет он.

Читайте также
IT-World разбирался, как машинное обучение трансформирует клиентский опыт, в чем специфика работы ИИ-ассистентов в банковской сфере, и влияет ли внедрение технологий  на рост удовлетворенности и лояльности клиентов.

==========================================  

ИТ-услуги: перемены изнутри. Рис. 7
Артем Гавриченков

Артем Гавриченков, технический директор компании Qrator Labs:

«Существует надежда, что ввиду вектора на импортозамещение и нивелирование валютных рисков, бизнес сдвинется в сторону формирования собственных экспертиз и взращивания высококвалифицированных кадров». 

 

ИТ-услуги: перемены изнутри. Рис. 8
Ирина Яхина

Ирина Яхина, директор по технологиям компании Hitachi Vantara в региона North EMEA:

«Именно бизнес-подразделения понимают отдачу от своих инвестиций, поэтому могут их планировать».

==========================================  

В свою очередь, торговые сети, по словам эксперта, остаются платежеспособными, отчисления поступают регулярно. Но при этом они существенно сократили бюджеты на поддержку непрерывности работы торговых точек, в среднем, в три раза по сравнению с 2014–2015 годами, сохранив высокие требования к SLA и качеству обслуживания.

Алексей Трефилов, директор компании ELMA, напротив, говорит об улучшении ситуации с платежеспособностью заказчиков. «Десять лет назад, во времена ИТ-безграмотности, клиентов часто удивляло, что софт и ИТ-услуги могут столько стоить. Сейчас бюджеты выделяются лучше и легче — у заказчика есть понимание, что он вкладывает деньги в будущие изменения, а не просто выкидывает их в трубу», — поясняет он. Такого же мнения придерживается Наталья Краснобаева («Роспартнер»). Она считает, что платежеспособность улучшилась не только потому, что у заказчиков стало больше свободных средств, но и потому, что предприятия начали осознавать значимость ИТ-услуг, поняли, что внедрение ИТ в своей компании снижает издержки и увеличивает КПД.

Профессионалы всегда в цене

На фоне структурных и профессиональных трансформаций поставщиков ИТ-услуг меняются и кадровые требования. Какие специалисты сегодня нужнее всего системным интеграторам? Артем Гавриченков (Qrator Labs) считает, что сегодня работа в ИТ-компаниях найдется для любого хорошего специалиста. «Главное, чтобы кандидат обладал необходимой экспертизой и был готов брать на себя ответственность при решении задач, — объясняет он. — К сожалению, таких специалистов сфера образования в нужном количестве не поставляет. Компаниям необходимо самостоятельно вкладываться в образование сотрудников (в том числе будущих и потенциальных кандидатов) и повышение их квалификации, однако мало кто готов нести эти расходы. В этом и заключается основная проблема современного рынка труда. По злой иронии судьбы, даже некоторые западные компании принимают больше участия во взращивании отечественных кадров, а среди российского бизнеса такая инициатива прослеживается пока слабо».

==========================================  

ИТ-услуги: перемены изнутри. Рис. 9
Алексей Трефилов

Алексей Трефилов, директор компании ELMA:

«Высок спрос на экспертных аналитиков, консультантов и архитекторов. Всем нужны «головы», которые знают Best Practices и предлагают качественные изменения, а не просто «руки».

 

ИТ-услуги: перемены изнутри. Рис. 10
Эльвира Моисеева

Эльвира Моисеева, директор ИТ-академии ИТ-парка Казани:

«Если специалист обладает опытом решения практических задач от года и больше, то он с вероятностью в 95% трудоустроится».

==========================================  

Ведя речь о текущем положении на рынке ИТ, Эльвира Моисеева, директор ИТ-академии ИТ-парка Казани, выделяет три ключевых момента: миграция специалистов в связи с ростом ожиданий, специализация на стыке дисциплин, а также машинное обучение и искусственный интеллект. По ее мнению, ни один из этих трендов не является какой-то новинкой, но демонстрирует устойчивое влияние на рынок.

Александр Файнбойм («Крок») говорит о дефиците специалистов по блокчейну и машинному обучению. Также, по его словам, увеличивается спрос на сервисных инженеров, поскольку заказчики передают на аутсорсинг не только вычислительную инфраструктуру, но и бизнес-приложения, часто специфичные для той или иной отрасли. Ирина Яхина (Hitachi Vantara) констатирует появление на рынке труда запросов на специалистов в области машинного обучения, блокчейна, компьютерного зрения, дополненной реальности и искусственного интеллекта, а также на профессионалов в сфере больших данных и прогнозной аналитики. По мнению Алексея Трефилова (Elma), наиболее востребованные сотрудники — те, кто имеет специализацию на стыке прикладной отрасли и программирования. Например, специалисты, с опытом работы в банке и знанием кода. Анатолий Свищев, генеральный директор компании InformConsulting, называет целый набор профессиональных компетенций ИТ-специалистов, наиболее востребованных сегодня на рынке. Это блокчейн, Agile, DevOps; умение работать с промышленными платформами виртуализации; знание языков программирования Python, Perl, Ruby, Bash, Powershell, JavaScript, C +, C ++, Java и других; способность администрировать современные СУБД и многое другое. «При этом хоть сколько-нибудь дальновидным организациям нужны не одиночные «припарки», а постоянный поток компетенций. Например, в случае с импортозамещением — знания и практические умения центров компетенций по импортозамещению и Open Source, упакованные в понятные и выгодные для заказчиков услуги. А это может дать только зрелая и подготовленная ИТ-компания», — заключает Дмитрий Бессольцев (ALP Group).

==========================================  

ИТ-услуги: перемены изнутри. Рис. 11
Анатолий Свищев

Анатолий Свищев, генеральный директор компании InformConsulting:

«На сегодняшний день Java Developer — одна и самых востребованных ИТ-специальностей в мире, которая предполагает наличие высоких навыков программирования».

==========================================  

Сегодня поставщикам ИТ-услуг приходится соответствовать целому ряду новых требований рынка. Это и наличие бизнес-опыта, а не только ИТ-бэкграунда у специалистов, умение облекать малопонятные для несведущего человека технологии в привлекательные для бизнеса продукты и услуги, способность говорить с бизнесом на одном языке, а также постоянный анализ рыночных и технологических тенденций на предмет их практического применения на благо своих заказчиков.

Опубликовано 28.03.2018

Похожие статьи