Цифровая экономика с предсказуемым партнером
Российское государство взяло курс на построение цифровой экономики, что затронет целый ряд ключевых направлений. Для решения подобного рода глобальных задач очень важен надежный партнер. Так считает директор департамента по работе с государственными учреждениями компании Huawei Enterprise Business Group Александр Котов.
Как вы сегодня оцениваете интерес государства к переходу на цифровую экономическую модель? Какие конкретные шаги и инициативы вы могли бы отметить?
В России государство уже сформировало определенное понимание того, как должны проходить процессы развития цифровой экономики. Определены пять ключевых направлений федеральной программы «Цифровая экономика»: «Нормативное регулирование», «Кадры и образование», «Информационная инфраструктура», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» и «Информационная безопасность». Уже существуют соответствующие программные документы, определены ответственные министерства и ведомства, складывается партнерская экосистема участников данной программы, идет процесс формирования финансирования программы. Согласно последней информации, в конце марта 2018 года Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении бюджетных ассигнований в размере 3,04 млрд рублей на финансирование первоочередных мероприятий федеральной программы «Цифровая экономика». В перечень направлений программы «Цифровая экономика», которые будут профинансированы в первую очередь, вошли «Информационная инфраструктура», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» и «Информационная безопасность». На данный момент объем финансирования федеральной программы «Цифровая экономика» до 2024 года оценивается в 570 млрд рублей.
Также ожидается, что эта программа будет дополнена новыми направлениями. В 2018 году были внесены предложения на включение в программу «Цифровая экономика» направлений «Цифровая медицина» и «Умный город». Заявка по направлению «Цифровая медицина» была подготовлена консорциумом «Цифровое здравоохранение» и предполагает создание в Российской Федерации сети телемедицинских консультативно-диагностических центров, а также сопряженной с ней системы мобильных телемедицинских лабораторно-диагностических комплексов. Заявка по направлению «Умный город», подготовленная консорциумом «Умный город», предполагает создание системы, которая повысит оперативность и прозрачность учета топливно-энергетических ресурсов путем внедрения цифровых приборов дистанционной передачи данных. Еще одной задачей, обозначенной в заявке, является внедрение «умной» транспортной инфраструктуры и автоматизированного транспорта.
В феврале 2018 года правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под руководством председателя правительства Дмитрия Анатольевича Медведева утвердила проект плана мероприятий по направлению «Кадры и образование», подготовленный Агентством стратегических инициатив, которое выступает в качестве центра компетенции по данному направлению федеральной программы. Ключевые направления плана мероприятий предполагают разработку форм ускоренного образования для удовлетворения потребности цифровой экономики в новых кадрах.
Мониторинг выполнения утвержденных мероприятий федеральной программы «Цифровая экономика» будет проводить проектный офис, созданный на базе АНО «Аналитический центр при Правительстве РФ».
Как вы, наверно, знаете, Китай является одним из лидеров по использованию процессов цифровой экономики. В этой связи компания Huawei готова делиться со своими партнерами и заказчиками своим опытом построения информационных решений для цифровой экономики, накопленным как в Китае, так и в других странах. Кроме того, мы готовы кооперироваться с локальными партнерами, имеющими готовые решения по тому или иному направлению цифровой экономики. В апреле 2018 года состоялось открытие Huawei Open Lab в Москве — это подразделение будет оказывать помощь российским разработчикам программных продуктов в плане миграции на аппаратную платформу Huawei. Они бесплатно смогут получить площадку для разработки, тестирования и сайзинга своих программных продуктов на оборудовании компании Huawei.
Насколько целесообразно привносить в Россию именно китайский опыт построения цифровой экономики?
Конечно, большая часть инсталляций нашего оборудования приходится на Китай. Тем не менее Huawei — международная компания, имеющая свои представительства более чем в 170 странах. Поэтому при построении любых информационных решений мы можем использовать этот колоссальный международный опыт. Россия уже давно интегрирована в мировую экономику, поэтому все мировые тренды находят отражение и здесь, хотя иногда и с некоторой задержкой. А иногда в чем-то и мы опережаем. Того, что происходит в мире, нам не избежать. Информационные решения, которые компания Huawei имплементирует в мире, в том числе и в области цифровой экономики, мы пытаемся имплементировать и в России. Весь вопрос лишь в том, какие из этих решений на данный момент востребованы для внедрения в России.
Будут ли доступны российским заказчикам совместные решения Huawei, представленные в Open Lab, расположенных в других странах?
Как я уже говорил, в рамках Open Lab компания Huawei активно взаимодействует с независимыми разработчиками программных продуктов для внедрения решений на локальных рынках на базе своей аппаратной платформы. Следует понимать, что разработчики программных продуктов, взаимодействующие с компанией Huawei в рамках Open Lab, являются полностью самостоятельными компаниями, их разработки нам не принадлежат, но мы можем рекомендовать нашим заказчикам их решения, апробированные в других странах. Допустим, речь идет о таком направлении, как «Умный город». В какой-то стране мы с местными разработчиками программных продуктов подготовили качественное и надежное решение в этой области и готовы со своей стороны предложить этому партнеру прийти на российский рынок. Правда, возникает вопрос сертификации данного программного продукта и его размещения в «Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» в том случае, если аналогичный по функционалу программный продукт уже существует на локальном рынке. Естественно, подобного рода ограничения введены только по отношению проведения процедуры закупки для российских государственных учреждений. На данный момент российские коммерческие организации не имеют ограничений на покупку программных продуктов у любых иностранных производителей. В силу того, что государственные учреждения тратят государственные деньги, они должны работать в условиях соответствующих законодательных правил.
Цены на нефть стабилизировались. Будет ли государство и дальше развивать курс на цифровую экономику?
Безусловно, определенная связь между стоимостью нефти марки Urals и ИТ-бюджетами министерств и ведомств существует, поскольку нефтегазовые доходы бюджета составляют его значимую часть. Например, при формировании бюджета РФ на 2018 год в базовом прогнозе Минфина была заложена стоимость барреля нефти марки Urals на уровне $43,8, а на сегодняшний день биржевая стоимость барреля нефти марки Urals составляет $72,61,8, но это не значит, что все дополнительные доходы бюджета будут направлены на увеличение ИТ-бюджетов министерств и ведомств. Естественно, подобная ситуация создает позитивную конъюнктуру, при которой возможно выделение дополнительных ассигнований на финансирование федеральной программы «Цифровая экономика», поскольку на данном этапе развития цифровая миграция для России приобретает одно из ключевых значений.
И последний вопрос. Целого ряда российских заказчиков, причем довольно крупных, коснулись международные санкции. Западные ИТ-компании уже не могут работать по понятным причинам с такими клиентами, оказывать им поддержку и продавать новые продукты. Сложнее или проще в этих условиях стало работать компании Huawei?
Конечно, в такой ситуации китайские компании получают определенные преимущества, особенно если мы говорим о работе с государственными учреждениями. Однако самое большое преимущество должны получить локальные российские производители, поскольку государство, особенно в сложившейся ситуации, уделяет больше внимания их развитию, предоставляя им все больше преференций даже в процедурах государственных закупок. Что, на мой взгляд, вполне понятно и логично. Именно поэтому в рамках программы «Цифровая экономика» уделено столько внимания направлениям «Информационная инфраструктура» и «Информационная безопасность». Данные направления, как вы видите, уже получили первые финансовые ассигнования в рамках указанной федеральной программы. Важно, чтобы Россия могла самостоятельно решать свои задачи, связанные с ИТ, но обеспечение информационной безопасности собственными силами – это самое важное.
Мир входит в эпоху информационных войн. Меняется воздействие информации на людей, растет зависимость людей от социальных сетей и мобильных устройств. Соответственно, управлять и манипулировать людьми с помощью информации становится намного легче и проще, в этой связи вопросы стратегической информационной безопасности государства чрезвычайно актуальны. Россия пока не может в силу понятных причин полностью отказаться от покупки импортных ИТ-продуктов, да это и не нужно. Но сама ситуация на рынке приводит к выбору более предсказуемых и надежных поставщиков информационных решений для России.
Опубликовано 04.05.2018