Построение КИС нового поколения
Для систематизации информации и автоматизации бизнес-процессов небольшим и средним компаниям достаточно стандартных офисных программ и «коробочных» бизнес-приложений. Но с ростом бизнеса увеличиваются и объемы данных. Стандартные решения уже не справляются с этим потоком, а потому возникает необходимость в построении и внедрении корпоративных информационных систем (КИС). Такие масштабируемые решения, предназначенные для комплексной автоматизации всех видов деятельности компаний, требующих централизованного управления. Но даже в этой категории следует выделить КИС, для крупного бизнеса и госорганов. В подобных системах, как правило, задействована иерархическая организационная структура, которая распределена по всем субъектам РФ и насчитывает тысячи подразделений. В этих КИС работают сотни тысяч пользователей, причем десятки тысяч из них действуют одновременно. Интеграция с десятками внешних систем, сотни и тысячи транзакций в секунду, сотни терабайт, хранимых данных с ежегодным приростом, уникальность бизнеса и государственных функций — все это характерно для таких гигантов в мире КИС. Они содержат миллионы строк исходного кода, а процесс разработки и сопровождения указанных систем измерим в десятках тысяч человеко-часов.
Наследие прошлого
Создание КИС началось еще в 90-е годы прошлого века, на основе доступных тогда информационных технологий, оборудования и ПО, а также телекоммуникационных возможностей. В то время автоматизация носила преимущественно «островной» характер, поскольку мало кто задумывался о концептуальном проектировании бизнес-процессов. В итоге за 15–20 лет эволюционного развития систем в постоянной эксплуатации накопились сотни слабо интегрированных комплексов, имевших в основном монолитную и клиент-серверную архитектуру.
Поскольку многие из таких унаследованных систем эксплуатируются и поныне, заказчикам приходится сталкиваться с множеством проблем, среди которых — необходимость работать в нескольких системах с ручным переносом данных, разрозненность сведений в разных системах и большие задержки при их актуализации, обмен приложений данными по принципу «каждый с каждым», физическое распределение приложений по серверам, а также большое число подрядчиковпри отсутствии единых стандартов и регламентов и длительные сроки и высокая стоимость доработки ПО. Специалисты компании RedSys прекрасно знают об этих проблемах и при построении КИС нового поколения успешно решают их с помощью новых технологий.
Новые возможности
Время не стоит на месте, и за последние 15–20 лет появился целый ряд новых технологических возможностей, которые могут и должны быть использованы при построении КИС. Ежегодный 50%-ный прирост пропускной способности каналов связи и постоянное снижение стоимости интернет-трафика открывают новые горизонты в области передачи данных. Облачные сервисы (IaaS и другие) позволяют без лишних затрат масштабировать и динамически изменять вычислительные ресурсы для работы приложений, а также предоставляют возможность унифицировать техническую архитектуру и компоненты. Промышленный «Интернет вещей» (IoT), телематические услуги и 4G расширяют и открывают новые перспективы для КИС. Наконец, за последние годы качество ПО с открытым кодом выросло настолько, что уже не уступает проприетарным решениям, и это подтверждено независимыми тестами. Разработаны аналоги наиболее востребованных компонентов проприетарного ПО, включая СУБД, серверы приложений, ПО промежуточного слоя, BI-системы, хранилища данных, системы автоматизации жизненного цикла систем. Созданы новые платформы, такие как Hadoop, OpenStack, Docker, Unikernel, которые превосходят проприетарные аналоги или не имеют их.
Комплексный подход
При построении современных корпоративных информационных систем, как свидетельствует многолетний опыт компании RedSys, должен использоваться комплексный подход, при котором сама КИС рассматривается как система систем (SoS). Она включает электротехническое оборудование, вычислительную инфраструктуру и СХД, программное, телекоммуникационное и организационное обеспечение с учетом их разнообразных связей и взаимозависимостей. Сам процесс развертывания КИС подразумевает взаимодействие заказчика и исполнителя, которые в течение достаточно продолжительного времени реализуют программу из сотен взаимосвязанных ИТ-проектов. Создавать КИС нужно, основываясь на итеративном и инкрементальном подходе. В этом случае фазы анализа, проектирования, разработки и внедрения циклически повторяются. Даже если системы находятся уже на стадии рабочей эксплуатации, к ним добавляются новые функции. Продолжительность подобных циклов может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев.
Гибкость ГОСТу не помеха
Не противоречит ли гибкий подход ГОСТам, который предписывает исключительно «водопадную» модель разработки? На самом деле нет. При формировании ТЗ согласно ГОСТ 34.602-89 нефункциональные требования к КИС прорабатываются максимально подробно, поскольку именно они определяют архитектуру системы, а функциональные также описываются на достаточно высоком уровне. Затем прорабатывается архитектура, описанная в техническом проекте в соответствии ГОСТ 34.201-89 и РД 50-34.698-90, а параллельно запускается итеративная и инкрементальная разработка. На каждой итерации уточняются функциональные требования в виде сценариев использования в отдельных документах «Проектные решения» согласно ГОСТ 34.003-90, которые по мере готовности утверждаются заказчиком и прикладываются затем к техническому проекту. Поэтому можно вполне справедливо говорить о реализации инкрементального подхода к разработке.
С перспективой на будущее
Для того чтобы не быть голословными, расскажем лишь о двух проектах по созданию корпоративных информационных систем в госструктурах федерального масштаба, которые осуществили специалисты компании RedSys. Так, Пенсионный фонд Российской Федерации, число сотрудников которого превышает 140 тыс. человек, а количество точек присутствия во всех субъектах РФ составляет 2800, в ходе внедрения ведомственной автоматизированной информационной системы нового поколения (АИС ПФР-2) разработал и создал новую инфраструктуру. Она предполагает возможность выполнения всех функций на любом уровне. Были созданы унифицированные типовые вычислительные комплексы и развернута «плоская» IP-сеть, исключающая необходимость привязки каждого локального офиса к конкретному территориальному признаку. Сегодня информационная система ПФР состоит из 25 подсистем, некоторые из которых по своим объемам и параметрам достойны называться полновесными ИС даже на федеральном уровне. В результате ПФР получил современные инструменты внутреннего взаимодействия для оперативного отклика на все запросы и быстрого принятия управленческих решений, а также единое информационное пространство и уникальный канал для общения с гражданами и организациями. При этом только благодаря созданию «плоской» сети удалось добиться снижения удельной стоимости корпоративной сети передачи данных (КСПД) в 4,2 раза при одновременном увеличении суммарной пропускной способности в 4,6 раза. Когда к России были присоединены Крым и Севастополь, ПФР смог развернуть в новых регионах типовые комплексы по предоставлению пенсионных услуг в течение двух недель.
Также инженеры компании RedSys провели модернизацию ИКТ-инфраструктуры в Ростехнадзоре. Разрозненные системы сменила комплексная система информатизации (КСИ), объединяющая около 17 абсолютно разных подсистем с различным количеством пользователей. Часть этих систем направлена на автоматизацию основной, а часть — управленческой деятельности ведомства. При этом все системы интегрированы между собой. В целом в КСИ работает около 2 тысяч пользователей из 150 тысяч эксплуатирующих организаций. В ходе внедрения заказчик и подрядчик столкнулись с рядом сложностей, таких как постоянно меняющееся законодательство, бюрократизация процессов внутреннего согласования, сложности по взаимодействию с подрядчиком, отсутствие функционального заказчика, но все они были преодолены. После внедрения КСИ в ведомстве появилась единая база организаций и единые методологические принципы ведения реестров, автоматизации госуслуг, единая база доступа к спецификациям, протоколам, техническим заданиям.
Итак, что получает заказчик? Прежде всего, это единое информационное пространство, обеспечивающее выполнение операций и доступ к информационным ресурсам в режиме реального времени. Гибкая и масштабируемая ИТ-инфраструктура обеспечит на ближайшие пару десятилетий интеграцию с существующими и создание новых информационных систем. Уровень автоматизации существующих бизнес-процессов и государственных функций будет выше, а административно-технологические процедуры станут проще и дешевле. Пользователи получат инструменты для мониторинга, предупреждения инцидентов и удаленного управления объектами и оборудованием. Наконец, сами КИС смогут развиваться на основе единых стандартов, регламентов и инструментов, определяющих их полный жизненный цикл, а их обслуживание будет дешевле благодаря использованию открытого ПО и технологий энергоэффективности.
Опубликовано 06.07.2018