Гибридное облако vs мультиоблако: отличия и практика использования
На заре облачной эры российские ИТ-компании предоставляли услуги IaaS, то есть продавали инфраструктуру. Инфраструктура могла быть приватной или публичной – в зависимости от потребностей заказчика. Следующим шагом в развитии облачных технологий стала модель гибридного облака.
Гибридное облако состоит из двух или более самостоятельных облачных инфраструктур, которые соединены между собой стандартными, запатентованными технологиями. Гибрид – это связка публичного и частного облаков компании, которые видны в одной подсети. В гибридной модели отразились все преимущества выделенной инфраструктуры приватного облака и экономия на менее критичных сервисах в публичной части. Также в публичной части гибридного облака стали делать резервные копии систем из приватных облаков или части систем для создания дополнительной отказоустойчивости.
Как работает гибридное облако на практике? Рассмотрим, как гибридную стратегию реализует ретейл – один из наиболее быстро развивающихся игроков на рынке.
Инфраструктуру ретейлера можно разделить на два больших контура: первая часть – закрытая – относится к обеспечению работоспособности офисов и магазинов, вторая – публичная – выполнена в виде интернет-магазинов и мобильных приложений для клиентов. Для повышения доступности открытых систем заказчики размещают их в нескольких публичных облаках, а для закрытых используют два облака – приватное и публичное, например, для восстановления в случае аварии.
В целом гибридные решения позволяют экономить, быстро получая необходимые ресурсы: если компании нужны дополнительные вычислительные мощности, она просто берет их из публичного облака, платит за использованные ресурсы, а если в них нет надобности – отключает. Таким образом бизнес решает свои задачи, не закупая оборудование и не тратя человеческие ресурсы.
Мультиоблачные решения
Новой вехой в развитии гибридных облаков стали мультиоблака. По мере распространения на рынке услуг SaaS и PaaS (о чем свидетельствуют аналитические отчеты Gartner) компании начали все чаще обращаться к разным облачным провайдерам за услугами различного типа. Так, ИТ-отдел компании может покупать почту из облака у одного провайдера, а заказывать резервный дата-центр – у другого. В этом и заключается мультиоблачная стратегия.
Компания может также привлекать разные команды и использовать разные платформы для разработки приложений. То есть она берет лучший сервис от лучших поставщиков, экономит, находя наиболее выгодные предложения на тот или иной сервис, и страхует себя от сбоев: если у одного провайдера появляется проблема в работе приложений, заказчику не нужно тратить время на поиск и выбор нового партнера, он просто переключается на аналогичный сервис, который предоставляет другой облачный партнер.
Преимущества мультиоблачной стратегии для предприятия:
1. Экономия – заказчик выбирает по своим индивидуальным критериям сервис-провайдера и платформу, на которой будет работать приложение или его часть.
2. Отказоустойчивость – для каждого функционального элемента может быть выбран свой сервис-провайдер.
3. Эргономичность – разработчик использует ту платформу, которая ему удобна.
4. Ресурсоемкость – если у одного сервис-провайдера недостаточно ресурсов, то без вреда для приложения можно взять ресурсы у другого провайдера.
Для сервис-провайдера реализация мультиоблачной стратегии предприятия подразумевает, с одной стороны, применение уже знакомых инфраструктурных систем по предоставлению IaaS и PaaS, а с другой – работу с конкурентами и в некоторых случаях создание выделенных каналов до конкурентов, поскольку в большинстве случаев низкий отклик между функциональными модулями конечного приложения очень важен.
Чем характеризуется мультиоблачная стратегия?
Во-первых, последовательным или одновременным использованием услуг от различных поставщиков для обеспечения стабильной работы приложения.
В качестве примера рассмотрим, как поставщик SaaS-решений работает с гибридными облаками. Компании, предоставляющей услуги SaaS, в первую очередь важна стабильность работы приложений, так как они являются конечным продуктом, за который и платят клиенты компании. Основная задача поставщика услуг SaaS – создать стабильную платформу для своего решения, желательно зарезервированную по всем современным технологиям. Для осуществления этой цели и размещения своего приложения поставщик SaaS, естественно, выберет несколько провайдеров облачных услуг. Помимо этого, в период пиковых нагрузок на приложение компании потребуется некоторый механизм балансировки между поставщиками облачных услуг, другими словами, брокер. Брокером может выступать либо внутренний механизм оркестрации одного из поставщиков, либо какой-то внешний или третий игрок.
Во-вторых, мультиоблачная стратегия предприятия реализуется благодаря микросервисному подходу к разработке приложений. Такой подход подразумевает проектирование приложений с разделением на ряд независимых сервисов, каждый из которых отвечает за функциональную возможность общего приложения. Взаимодействие между сервисами осуществляется по стандартным протоколам http/s.
Микросервисы могут быть развернуты независимо друг от друга в автоматическом режиме, а разработка каждого сервиса – выполняться разными командами. Иными словами, микросервис изолирован от других микросервисов и окружения. Все операции (создание, удаление, дублирование, остановка) над каждым микросервисом могут быть произведены без ущерба для остальных.
Для примера визуально сравним классический подход к разработке монолитного приложения и приложения, созданного в рамках микросервисной архитектуры (см.рис.1 и рис.2).
Рис. 1. Монолитное приложение
Рис. 2. Микросервисная архитектура
Итак, мы выяснили, что гибридное облако и мультиоблако представляют собой этапы облачной эволюции. Если первое концентрируется вокруг решений на уровне инфраструктуры, то второе – вокруг решений на уровне сервиса. Несмотря на явные преимущества мультиоблачной стратегии для предприятий, мультиоблачные решения в России пока не получили широкого распространения и остаются по большей части экспериментальными. Тем временем на Западе уже активно применяют мультиоблачную стратегию: для различных нужд компании крупного и среднего бизнеса используют единовременно услуги примерно восьми облачных провайдеров. Как сообщает Wall Street Journal, в следующие два года на одну компанию будут работать приблизительно 11 облачных провайдеров. В связи с этим бизнес на Западе перешел на следующую ступень развития мультиоблачной стратегии и ищет решения по автоматизации и менеджменту различных облачных платформ, которые позволяют агрегировать всю информацию и приложения разных провайдеров компании в одном месте. Это тот самый случай, когда для России некоторое технологическое отставание даже благо, потому что отечественные компании могут перешагнуть стадии поисков, используя лишь лучшие западные практики.
Опубликовано 25.07.2018