ИТ в эпоху пенсионных реформ
У Кирилла Бантукова, главы ИТ-отдела Негосударственного пенсионного фонда «Транснефти», непростое время. Когда перемены наступают извне, это всегда связано с нервотрепкой. Но Кирилл находит ресурсы не только на антикризисное управление своим отделом, но и на развитие информационных систем НПФ и будущих сервисов для своих клиентов.
Кирилл, расскажите о своей карьере в ИТ.
Еще в институте я начал работать в страховой компании «Русский страховой центр» простым айтишником и за десять лет стал начальником отдела. В 2013 году меня пригласили строить зимнюю Олимпиаду в Сочи в госкорпорацию «Олимпстрой». Успешно все построили, и провели лучшую зимнюю Олимпиаду в мире! Айтишники уходили из «Олимпстроя» в числе последних, можно сказать, выключили за собой свет. И после этого в компании коллег я перешел в одну из структур «Транснефти» — «дочку» по строительному контролю и надзору на объектах.
То есть в ИТ-отдел пенсионного фонда «Транснефти» вы перешли из параллельной структуры компании?
Это случилось в начале марта текущего года. Меня фактически пригласили восстановить стабильность, так как предыдущий ИТ-директор немного перегорел на работе и не выполнил некоторые пункты KPI.
Прежде чем обсудить работу вашего отдела, давайте поясним, как вообще работает негосударственный пенсионных фонд?
Основа бизнеса негосударственных пенсионных фондов — это клиенты, которые до 2014 года инвестировали в фонд свою переменную часть пенсионных накоплений или участвовали в проекте со финансирования пенсионных накоплений, для нас это программы корпоративного негосударственного пенсионного обеспечения организаций системы Транснефть и их работников. Наш фонд обеспечивает социальную защиту работников системы «Транснефть», всех ее «дочек» и «внучек». За сотрудников делают вклады их работодатели, рассматривая эти инвестиции как социальную нагрузку. Дальше все как обычно. Деньги фонд инвестирует, получает доход с инвестиций и таким образом зарабатывает средства и для пенсионеров, и для своей деятельности. Другими словами, до момента выхода работника на пенсию деньги, которые за него перечисляет работодатель, это еще не деньги работника. По выходу на пенсию, в соответствии с определенной программой страхования между фондом и вкладчиком, бывший сотрудник получает дополнительную пенсию к той, что ему выплачивает государство.
Сколько у вас сейчас вкладчиков, сколько пенсионеров... и сколько будет пенсионеров, когда их количество уравновесится и перестанет расти? Как инвестируются деньги фонда?
Основные наши вкладчики — это все предприятия организации системы «Транснефть». Сейчас уже получают пенсии из фонда приблизительно более 25 тысяч человек. Как известно нам требуется соблюдать немало требований, установленных государством.
Инвестиционная деятельность фондов строго регулируется. НПФ вправе самостоятельно размещать средства только в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать управляющую компанию.
Государство планирует вернуть возможность фондам инвестировать самостоятельно. Не исключено, что в этой ситуации схема может изменится. Но, в любом случае, политика НПФ «Транснефть» заключается в осторожном подходе к инвестициям и использовании классических инструментов.
Выступая весной этого года на конференции в Высшей школе экономики, министр финансов Антон Силуанов предложил россиянам самим позаботиться о своей пенсии, используя накопительные пенсионные системы. Много ли работников «Транснефти» добровольно откладывает часть денег из зарплаты для увеличения своей будущей пенсии?
Добровольные отчисления работников в пенсионный фонд составляют незначительную часть. Поэтому говорить о том, что люди думают о своей старости и целенаправленно вкладывают в пенсионное обеспечение, пока рано. Граждане живут здесь и сейчас. Впрочем, те, кто не в кредитах, может быть, копят на пенсию самостоятельно.
Как изменится сумма выплат, если предлагаемая Правительством РФ пенсионная реформа и работники будут выходить на пенсию позже?
Схема получения пенсии и расчеты выплат совершаются по определенным правилам и формулам, которые утверждаются на уровне правления компании и учитывают множества факторов. По всей видимости, эти формулы тоже подкорректируют. Конечно, пенсионеры, которые будут выходить на пенсию позже, получат за эти годы дополнительный инвестиционный доход и прибавку к пенсии.
Вернемся тогда к ИТ. Вы говорили, что вам пришлось восстанавливать ИТ-систему фонда. С чем это связано?
В прошлом и позапрошлом году, когда государство обратило внимание на негосударственные пенсионные фонды, произошли большие изменения. Одной из сложнейших процедур был переход на единый план счетов для НПФ, почти как в банках. Это нас, прямо скажем, изумило; ведь фонды заявляют совсем другую деятельность. Аналитиков или методологов по такому переходу не хватало. Ни подрядчики, ни вендоры не были 100 % готовы. И ИТ-ресурсов, конечно, не хватало. Я знаю, что наши айтишники чуть ли не ночевали на рабочих местах. И тут, как розочка на торте, с 2018 года Банком России был введен новый формат отчетности в XBRL с достаточно сложной аналитикой.
Сейчас правила стали более понятны, и ситуация выровнялась. Как раз и подрядчики подтянулись. Была создана некоммерческая организация АНО "Центр ИксБиАрЭл", в которой все, кто занимается отчетностью в XBRL, получают помощь и консультации. Там присутствует компания ООО «НПФ «Информаудитсервис», которая помогает нам перевести разрозненные модули на единую платформу, для консолидации данных и формирования отчетности в новом формате. Кстати, благодаря в том числе и им мы выиграли в номинации Лучший проект года в отрасли Инвестиционные компании, фонды в конкурсе проводимым компанией 1С.
Что вы скажете о рынке специализированного ПО для негосударственных пенсионных фондов?
Рынок очень небольшой. Коллеги из других фондов либо разрабатывают все сами, либо привлекают кого-то. Насколько я знаю, у компаний Diasoft, IT Capital, Sintegro которые в свое время автоматизировали банки и страховые компании, также есть готовое программное решение.
Мы же используем решение на базе платформы 1С — ветку, частично отпочковавшуюся от страхования, частично от доверительного управления ценными бумагами.
Так что рынок готовых решений есть, хоть их и нельзя назвать полностью готовыми. Функционал, необходимый для фонда, реализован не полностью, и нам приходится силами отдела из восьми человек проводить анализ и дорабатывать.
Теперь, когда требования регулятора выполнены, можно подумать и о дальнейшем развитии. Что вы считаете наиболее актуальным? Какие ИТ-решения возьмете за образец?
Требований у регулятора прибавляется. Например, с первого января мы будем предоставлять в Государственный пенсионный фонд сведения о переходе граждан из одного фонда в другой. Все бы ничего, и НПФ с пониманием отнеслись бы к этой необходимости, если бы был выработан механизм предоставления этих данных. Электронных форматов обмена данными пока нет. У меня есть опасения, что нам в очередной раз придется в некотором аврале что-нибудь придумывать под новый год.
Тем не менее мы ведем и несколько собственных направлений. Во-первых, очень актуально наладить обмен информацией как с информационными системами организаций системы «Транснефть», так и с государственными структурами. Я имею в виду Государственный пенсионный фонд, МВД, Налоговую инспекцию, Центральный банк. Это повысит качество и чистоту данных. Я очень надеюсь на сотрудничество, ведь некоторые сведения нам негде получить, кроме как в государственных организациях, например информации о смерти или смене места жительства.
Второе направление, к которому мы хотим приложить свои усилия и финансы, — удаленное обслуживание. Нынешние пенсионеры и те, кто собирается на пенсию, уже привыкли к госуслугам, многофункциональным центрам и мы планируем сотрудничать с этими центрами для удобства наших клиентов.
Еще мы с удовольствием смотрим на те возможности, которые дают мобильные приложения. Классический способ общения с клиентами пенсионных фондов сейчас —личный кабинет, но, согласитесь, проще идентифицировать человека с его телефонным номером, тем более что законодательство позволяет это сделать. С помощью мобильного телефона можно получать от человека запросы и отвечать на них. Можно достаточно просто заполнить заявление или запрос, отправить фотографию документа и, вообще, многие современные пенсионеры вполне себе гаджетоманы. А о будущих пенсионерах это можно сказать с уверенностью. Скорее всего, личный кабинет, который необходим по требованию регулирующих органов, у нас будет соседствовать с мобильным приложением.
Государство обязывает нас вести часть документооборота в бумажном виде. Но ведение электронных пенсионных дел, на мой взгляд, не за горами. Имеет смысл уже сейчас параллельно применять полностью электронный документооборот.
И еще, если бы вы знали, какое количество типовых операций мы проводим, какое количество персональных данных регулярно обновляем, на сколько типовых запросов и вопросов отвечаем, вы бы ни удивились, что нам очень хочется переложить большинство из этих операций с операторов колл-центра на искусственный интеллект. В отличие от ПО для отчетности негосударственных пенсионных фондов существует много стартапов в этой области, и есть из чего выбирать. Мы изучаем рынок.
Вы заявляете о планах значительного расширения сервиса. Может быть, НПФ «Транснефти» выйдет за рамки группы компаний «Транснефти»? Другими словами, планируете ли вы расширять бизнес?
Нет. На этом этапе мы сосредоточены на работниках «Транснефти». Однако очевидно, что рынок негосударственных пенсионных фондов укрупняется. И такая консолидация заслуживает пристального внимания. Так что мы решение примем позже, а пока будем следить за изменениями.
Вы принимали участие в предыдущих «Подмосковных вечерах». Что из услышанного на форуме вас заинтересовало?
В этой статье я поделюсь практическими наработками из опыта своей компании по организации эффективной коммуникации при создании ПО на заказ.
На прошлых «Подмосковных вечерах» коллеги совместно с «Лабораторией Касперского» представляли свою систему по анализу визуальных данных на промышленных объектах. Мне тогда она очень понравилась, и я хотел бы поговорить с теми, кто эту систему реализовал у себя.
Для меня ценность таких мероприятий в том, что на них я могу не рекламные картинки смотреть, а поговорить с теми, кто с интересующим меня решением поработал. Да еще и в достаточно неформальной обстановке.
А чем готовы поделиться сами?
Если до лета следующего года мы все же запустим мобильное приложение для своих пенсионеров, тогда с удовольствием обсужу с коллегами этот проект и его перспективы. Но, видимо, уже на следующих «Вечерах».
Опубликовано 20.09.2018