Прямая передача

Логотип компании
Прямая передача
Любое планирование – многоходовка. Особенно если это планирование жизни

С ростом масштаба и сложности задач, которые решает руководитель, повышаются и требования к «калибру» его команды. Классные разработчики, результативные проектные специалисты, эксперты по постановке и управлению процессами, гуру ИТ-систем – у большинства из них есть одна общая черта: они востребованы и намертво заняты. Кого и как руководителю искать, привлекать, удерживать, развивать? При этом те, кто входит либо растет в профессии, также ведут непрерывный поиск: у кого учиться, с кем быть, кого уважать и кого в конечном итоге превзойти.


К началу 2019 года в вечной теме поиска кадров сошлись несколько тенденций. Если собрать их вместе, получится парадокс.

Первое: в Глобальной сети бесплатно доступен исчерпывающий набор знаний для многих профессий. В отношении ИТ это верно с тройным запасом прочности: книги, видеокурсы, статьи, кейсы, онлайн-площадки для разработчиков – есть все. Если владеешь английским, проблемой будет не получить в свое распоряжение нужный материал, а найти время для сна.

Второе: экспертиза также доступна. Вопросы, проблемы, решения обсуждаются в соцсетях, на онлайновых и офлайновых форумах. Приложив немного усилий, можно получить экспертный совет в широком диапазоне областей.

Третье: проблема с поиском кадров никуда не исчезает, она становится глубже по мере роста скорости изменений, появления и устаревания знаний. Классных профессионалов не хватает, их невозможно найти в требуемые сроки (нередко вчера), даже опытные специалисты не всегда справляются со скоростью, сложностью, внутренней средой, культурой организаций, в которые они приходят.

Самое важное из знаний и опыта передается лично. Это правило тем вернее, чем сложнее работа. Толковый наставник не просто поможет с ответами – он наведет на правильные вопросы. Любая организация, а тем более индустрия устроена сложно – там есть уровни экспертизы, тенденции и контртенденции, траектории развития и множество разнообразных минных полей. Ментор подскажет, проведет, предостережет, поможет не сгореть раньше времени и не подорваться. Мне повезло, у меня их было несколько.


А еще люди уходят. С этим можно бороться, или пытаться их не отпускать, или относиться к ним как к предателям – ничего не сработает. Попробуйте уговорить встречный ветер с дождем не хлестать вам в лицо – результат будет схожий.

У поколения Z свои, еще более прямолинейные представления о приверженности. Не понравилось – встал и пошел, жизнь одна (другие поколения, кстати, не особо отличаются).

Для удержания кадров компании выворачиваются наизнанку. Перенос центра разработки под пальмы, в уютный город на берегу Волги, построение комфортной офисной среды, полное решение бытовых проблем сотрудников (плюшки и холодильник с колой – позавчерашний день), Дед Мороз со стриптизершами на Новый год, возможность удаленной работы – пробуется все. Чего им еще нужно? Нужно больше, а иногда совсем другое.

Навигация, план, выбор


Я встречаюсь с будущими айтишниками с начала 2000-х, мы говорим об организациях, тенденциях, о будущей работе. Некоторые уже стали ИТ-директорами, консультантами, экспертами. Базовый набор вопросов у вступающих в профессию неизменен:
  • Как определиться в пространстве вариантов развития при том, что в ИТ новые знания постоянно появляются и исчезают?
  • Как разработать многошаговый план хотя бы года на три?
  • Как «войти» в организацию, пройти фильтры отбора, встроиться (либо не встроиться) в культуру?
  • Как справиться с офисной политикой, конфликтами, выгоранием?
Ответы на большинство из этих вопросов не рассматриваются ни на одном из уровней образования. Можно получить их самостоятельно, но это напоминает бег по граблям. Сократить этот профессиональный травматизм поможет наличие одного, а лучше нескольких наставников (меняющихся при переходе от уровня к уровню). И это будет самая эффективная, самая глубокая передача знаний и опыта – личная, непосредственная, неразрывно связанная с самой работой.

Ни в школе, ни в университете не обучают тому, как думать и как действовать в типовых рабочих ситуациях: кризисы и сокращения, работа со сложными людьми, доносы, подставы. Не проще бывает, когда жизнь подбрасывает несколько завлекательных вариантов будущего и возникает проблема выбора. Цена вопроса гораздо выше зачета либо оценки. В зависимости от того, как в таких ситуациях думать и действовать, из них можно выйти сильнее, а можно и выгореть, перейти в режим «а пошло оно все», сорваться.

Повезло тем, у кого принято обсуждать такие ситуации в семье, а у членов семьи, в свою очередь, присутствуют опыт и способы действия. Еще большей удачей станет наличие рядом опытного ментора, который проходил такие ситуации в промышленных масштабах. В этом случае важны не знания, даже не готовые алгоритмы поведения. Гораздо нужнее способ, как к таким вопросам относиться, что воспринять серьезно, а чем, напротив, не заморачиваться. Когда стоит немного выждать, а когда развернуться и немедленно уйти.

Поиски контакта


Трудно ли найти наставника? Проблема первая: опытный руководитель либо эксперт – не обязательно хороший ментор. Вторая: не каждый руководитель считает нужным вкладывать свое время в передачу знаний и опыта другим.

В поиске наставника и в том, чтобы стать интересным для него/нее есть элемент удачи, но попробовать стоит. Помочь могут несколько факторов.

Опытный руководитель нередко ведет за собой команду из одного проекта в другой. А еще он год за годом создает, выращивает вокруг себя экспертов, руководителей, лидеров.

Главное: у руководителя-лидера, реализующего изменения и большие проекты, всегда есть потребность в команде, разделяющей его ценности и включенной в осуществление замыслов. Крупные дела в одиночку не делаются, грамотный лидер постоянно «сканирует пространство» вокруг себя. Иногда он говорит об этом прямо, например, в выступлениях или сообщениях в соцсетях.

Также можно «прислушаться к слабым сигналам» (например, мониторить новости компаний или информацию об интересных проектах) и самому обратиться к руководителю, с которым хотелось бы поработать. В «рабочем поле» таких людей дел, как правило, больше, чем ресурсов (more work than workers). Еще подсказка: списки людей, реально (это ключевое) желающих брать на себя ответственность и риски, обычно не сильно длинные, спрос заметно выше предложения.

И еще о мотивации потенциальных наставников. Эйчары самых разных организаций и стран с ног сбиваются в поисках менторов для работы в процессах наставничества, программах подготовки стажеров и перспективных ключевых кадров. Ищут тех, для которых это не только цифры и галочки в KPI, но и потребность, идущая изнутри. Для менторинга по-прежнему нужны два разума, два сердца, две души, здесь люди пока что впереди машин. Наставники, осознайте это временное конкурентное преимущество перед роботами, пользуйтесь, пока оно есть.

Кстати, именно современные HR-процессы и системы стали площадкой, биржей, Uber-ом, если угодно, на которых сходятся и находят друг друга обучающиеся и менторы со своими потребностями в ресурсах, талантах, энергии тех, кто двинет их дело вперед. Если искать ментора внутри своей организации – общение с эйчаром может стать хорошим источником информации.

Навигация за горизонт


Любое планирование – многоходовка. Особенно если это планирование жизни. С анализом вариантов на несколько шагов вперед, с накоплением опыта, с расчетом сил на длинную дистанцию, профессиональной и личностной готовностью, сменой приоритетов во времени, рисками и тенденциями отраслей. А делать многоходовки толком не учат ни в школе, ни в университетах, здесь важен совет тех, кто их строил для себя и для других.

От своих наставников я узнавал о разных подходах к планированию всего цикла работы: от выбора один раз и на всю жизнь (врач) до сценария нескольких карьер по ходу жизни, когда отрасли и сфера приложения сил в плановом режиме меняется несколько раз.

Мы говорили также о планировании на трех горизонтах времени одновременно: три месяца, год и три года и как увязать три эти горизонта вместе. Применимо и для работы, и для себя.
Страхует ли от ошибок? Нет, но снижает их вероятность и повышает качество планирования.

Впереди обрыв. И не один


При первых встречах с моими наставниками меня не оставляло ощущение, что я общаюсь с законченными параноиками: «сроки сорвутся, деньги закончатся, система не заработает, все быстро бежим исправлять ситуацию».

А дальше мы все равно наступали на грабли. Но если бы не было этой, почти параноидальной сосредоточенности на рисках – многие проекты и программы взлетали бы куда тяжелее.

Уже позднее я понял, что такой способ думать, управлять и действовать вырос из того, что девяносто процентов граблей просто хорошо им известны. Из этого развилось проактивное мышление, отличающееся от типичного для русского стиля управления «увидели пожар – героически бросились тушить».

Были и противоположные примеры: однажды я поднял достаточно серьезную управленческую проблему, а в ответ получил: «я только один из старших менеджеров компании. Давай подождем, пока проблема не станет видна всем, не станет bloody and obvious for everybody». Так и произошло: через полгода проблема была решена быстрыми и согласованными действиями. Решать немедленно, или выждать – дается опытом.

Ненулевая сумма


Итоговый счет сделанного нами не только в масштабных проектах, построенных организациях и созданных продуктах. Он еще и в людях, которые пойдут дальше и выше нас. Каждый для себя решает – как сформировать этот счет.

В каждом сегодняшнем дне есть элементы прошлого и элементы будущего. А в прошлом были гильдии, которые в своей основе предусматривали прямую передачу знаний и опыта – рабочего, коммерческого, жизненного. Метод пережил четыре промышленные революции и, как видим, при определенной доработке вполне вписывается в будущее.

Пока люди остаются людьми.

Опубликовано 27.01.2019

Похожие статьи