Теорема CIO

Логотип компании
Теорема CIO
Слово «инновации» само по себе замылилось. Уже непонятно что считать инновацией, а что – нет.

Уважаемая редакция всегда находит такие темы выпусков, о которых интересно порассуждать, поскольку у этих тем всегда есть несколько смыслов. Вот, например, сейчас: CIO, по сути, тождественно challenges, innovations, opportunities. Полагаю, никто не станет спорить, что в работе ИТ-директора всегда присутствуют вызовы, он постоянно опирается на инновации и перед ним открыты огромные возможности по трансформации бизнеса. Только собственник может больше (потому что может всё).

Однако интересно разобрать, будет ли работать обратное тождество и что для этого требуется. Если у кого-то в работе присутствуют вызовы, инновации и возможности, достаточно ли этого, чтобы быть CIO (хотя бы в душе)? Не существуют ли такие же вызовы, инновации и возможности в работе директора по логистике, финансового директора, начальника производства или зав. складом? Вообще, вызовы и возможности есть, наверное, у всех в той или иной степени, и чем выше позиция, тем опаснее вызовы, зато шире возможности. А вот к инновациям доступ имеют не все.

Что такое инновация?

Большинство инноваций сейчас встречается в мире информационных технологий и вычислительной техники, что напрямую связано с низким порогом вхождения в эту сферу. Любой школьник в одиночку может написать какую-нибудь полезную программу. Разработать новый материал или химическую формулу значительно сложнее. Также, ИТ-программы значительно проще выводить на рынок – тиражирование ничего не стоит. Вот и растут они как грибы после дождя.

Количество новых разработок в области информационных технологий и компьютерных программ сейчас насколько велико и настолько быстро увеличивается, что основная проблема уже не в создании инновации для своего предприятия, а в инновационном методе использования уже готовых разработок. Слово «инновации» само по себе замылилось. Уже непонятно что считать инновацией, а что – нет.

Еще 15 лет назад Николас Карр написал, что самостоятельная разработка инновационных ИТ-проектов себя не окупает – слишком быстро конкуренты ее скопируют.

Конечно, из любого правила есть исключения, и они только подтверждают правило. Возможно, именно поэтому столь развиты различные xAAS-сервисы. Они концентрируются на совершенствовании определенной (уникальной) услуги и имеют возможность продавать ее всему рынку. Исходя из этой логики, можно предположить, что вместо разработки собственной инновации с нуля надо просто найти что-то подобное уже имеющееся в других сферах и областях и адаптировать для решения своей проблемы. Но чтобы что-то найти, надо, во-первых, представлять, существует ли нечто подобное, то есть иметь широкий кругозор, превосходящий рамки текущей отрасли, и, во-вторых, уделять поиску довольно много времени.

Мыслить вне контекста

Интересный вопрос: кто может обладать столь широким кругозором и достаточным временем для поиска, а также тем, что называется think-out-of-the-box (русского аналога, насколько я знаю, нет, иногда мы говорим «мыслить нестандартно», хотя наиболее близкий по смыслу перевод «мыслить вне контекста»). Значит, нам надо понять, чья эрудиция может простираться далеко за пределы своей отрасли? Кто способен мыслить нестандартно? У кого может быть время на поиски того, не знаю чего? По совокупности признаков ИТ-директор сюда очень хорошо вписывается. Он легко может из кондитерского бизнеса перейти в логистику или машиностроение и использовать предыдущий накопленный опыт на новом месте. Но ведь любой новый сотрудник, приходящий из другой компании, а тем более из другой отрасли, мыслит вне контекста новой компании. Очень часто с появлением нового сотрудника возникают новые идеи, если и не ставшие инновациями, то способные вести компанию к изменениям.

Кругозор вообще штука очень индивидуальная: кому-то хочется узнать обо всем, а кого-то не привлекает вообще ничего – человек работает за зарплату и идет домой отдыхать. У большинства же есть некий определенный круг интересов и хобби.

Что же касается времени, необходимого на поиски чего-то нового, ИТ-директор – единственный менеджер, который не должен участвовать в текущей деятельности компании. Да, он обеспечивает все процессы, но сам в них участия не принимает. Есть такие руководители, которые сами занимаются разработкой и поддержкой ИТ-систем – я к таким всегда отношусь с большим уважением – они отличные технари, толковые программисты и ценные сотрудники, но ожидать от них инноваций не стоит, на это у них просто не хватает времени и сил.

Систематизированность, инициативность и ответственность

Уже много раз говорилось о том, что ИТ-директор должен четко отделять рутину от развития и заниматься исключительно развитием. Только в этом случае у него есть шанс уследить за миллионом появляющихся ИТ-решений, разобраться в тысяче из них, попробовать сто и применить хотя бы десять. 

Надо сказать, что компании в целом все равно, кто занимается развитием и внедрением инноваций – ИТ-директор или кто-то другой. Была бы инициатива. Если ее нет, очень часто на такую роль вообще приглашаются внешние консультанты – у них и глаз не замылен, и опыт из разных отраслей имеется, и рутиной они по долгу службы совсем не занимаются. Этим консультанты чем-то похожи на того самого CIO, который challenges, innovations, opportunities.

Но универсальных решений не бывает, и проблема консультантов кроется там же где и достоинства, – они внешние и не понимают специфики бизнеса. Они смотрят на проблемы через призму предыдущего опыта. В результате может получиться, что компания будет внедрять систему или методику, которую знает консультант, а не которая оптимальна для конкретной проблемы конкретного бизнеса. Поможет она или нет – никто не знает, а зачастую консультанту это и неважно. Он решение предложил, а за внедрение отвечает сама компания.

Зато внутренний ИТ-директор обладает и квалификацией консультанта, и знаниями специфики бизнеса, а за счет того, что он наделен определенными полномочиями, способен не только предлагать решения, но и продвигать их исполнение. И продвигать важно не все идеи, а только те, которые помогают именно бизнесу, а не отдельным менеджерам. Их интересы не обязательно совпадают с интересами бизнеса. Для этого важно видеть картину целиком и мыслить системно. Получается новая аббревиатура для СИО, правда, на русском: систематизированность, инициативность и ответственность.

Итак, возможности открыты для всех, но у одних не хватает идей или инициативы их продвигать, у других нет времени, а третьи не готовы брать ответственность. Хороший ИТ-директор должен обладать всеми подобными качествами и постоянно показывать это бизнесу. Настоящие инновации встречаются довольно редко, но во время их поиска всегда есть место постоянным небольшим улучшениям бизнеса. Японцы называют это «кайдзен». Важно видеть эти возможности, применять инновационный подход и отвечать на вызовы – вот те самые принципы CIO, соответствие которым делает из менеджера ИТ-директора. Теорема доказана.

 

Опубликовано 28.01.2019

Похожие статьи