Эволюция блокчейна: от криптовалют к экосистемам

Логотип компании
Эволюция блокчейна: от криптовалют к экосистемам
Работа цифровой платформы на базе блокчейн предполагает наличие актуальной копии достоверных данных у каждой из сторон

Около полутора лет назад начала спадать волна хайпа вокруг блокчейна и его использования в сфере обращения криптовалют. На смену ажиотажу пришло осознание того, что блокчейн является реальным, что он может служить решением бизнес-проблем в разных отраслях и что с его помощью возможно создавать новые бизнес-модели, повышающие качество ведения бизнеса и расширяющие его границы. Даже лидеры крупных компаний, скептически относящиеся к технологическим новинкам, признали важность этой технологии для трансформации ключевых процессов. Профессионалам стало понятно, что блокчейн следует рассматривать шире – как новый способ ведения бизнеса, а не только как технологию, подкрепленную инструментами децентрализации и смарт-контрактов.

Стартовали эксперименты по использованию блокчейна наряду с другими прорывными технологиями (IoT, AI, аналитикой больших данных, нейросетями) в области ретейла, логистики, финансов, здравоохранения, маркетинга и управления лояльностью. Почти все из них пока имеют статус пилотных проектов, некоторые развились в нечто большее и ожидают масштабирования в обозримом будущем.

Какие же выводы можно сделать после столь непродолжительного «пилотирования» технологии блокчейн и изучения ее возможностей? Во всем ли совпали ожидания бизнеса с реальностью?

Блокчейн для глобальных бизнес-процессов

Технология блокчейн изначально появилась в составе биткоина. Нестабильное положение криптовалют позволило задуматься о применении блокчейна и в других сферах, появились новые варианты использования, стимулирующие инновации. Блокчейн стали рассматривать не только в качестве движущей силы новой распределенной экономики в сфере P2P, способной создать «дивный новый мир», в котором исключались бы посредники, традиционные банки и брокеры.

Пока большинство организаций фокусируются на ИТ-решениях для использования исключительно в рамках своей компании и взаимодействуют с партнерами в традиционной бумажной форме, более передовые организации интегрируют блокчейн в свои существующие бизнес-процессы или, что еще лучше, создают новые бизнес-модели межкорпоративных взаимодействий.

Появились кейсы в областях торгового финансирования, аккредитивов и факторинга, финансирования гарантий, а также цепочек поставок, логистики, хранения цифровых активов, голосования, отслеживания изнашиваемости оборудования на производствах, например, в нефтегазовой и железнодорожной отраслях и т. д. Так, платформа TradeLens предназначена для работы с документами морских грузоперевозок, Tracelabel – для отслеживания цепочек поставок, платформа Askona Life Group разработана Райффайзенбанком для автоматизации расчетов с поставщиками и покупателями, платформа Tracr – для отслеживания алмазов от шахты до прилавка ювелирного магазина, у компаний «М.Видео» и «Сбербанк Факторинг» есть платформы для верификации поставок. Вот и мы в Digital Transformation Group в течение года разработали платформу Granum, которая представляет собой стек технологий, включающих блокчейн, и позволяет автоматизировать межкорпоративные взаимодействия. Именно на базе этой платформы реализован Tracelabel и решение для отслеживания морских грузоперевозок.

Игра по бизнес-правилам

Представим поставщика и перевозчика, которые ведут друг с другом бизнес. Каждая из компаний имеет свой внутренний бизнес-процесс и сотрудничает с другими игроками рынка. Что будет, если, например, каждый поставщик начнет навязывать перевозчику свою инфраструктуру и свою централизованную ИТ-платформу? У перевозчика усложнятся его функции из-за необходимости работы с неизвестными ему системами. Кроме того, он будет вынужден безоговорочно доверять данным, хранящимся у поставщика. Или другой распространенный вариант – у каждого участника своя централизованная система. Для этого случая актуальны прежние сложности взаимодействия компаний. Например, из-за недоверия к чужим данным и разногласий компании вынуждены тратить средства на проверку информации. Также возникают риски утечки конфиденциальных данных о торговых операциях.

Между партнерами есть определенный контракт – соглашение о том, как они взаимодействуют, какие есть исключительные ситуации, как они разрешаются. Не прописанные в контракте процессы являются внутренними. С точки зрений всей цепочки взаимодействия компаний – это черный ящик, и он позволяет организациям вести внутреннюю оптимизацию вне зависимости от процессов партнеров.

Блокчейн помогает формализовать контракт между компаниями. Любому партнеру достаточно интегрировать свои процессы с этим «контрактным» сервисом в соответствии с ролью, которую он играет в контракте. А поскольку блокчейн подразумевает доступ к данным всех участников цепочки, информация о внутренних процессах не должна появляться в блокчейне.

Технология доверия

Что касается доверия между партнерами, блокчейн изначально позиционировался как архитектурная парадигма, предназначенная для построения решений в trustless-среде, где контрагенты вынуждены вести бизнес с партнерами, которым у них нет оснований доверять. Работа цифровой платформы на базе блокчейн предполагает наличие актуальной копии достоверных данных у каждой из сторон. Запись данных выполняется их владельцами, валидация – всеми участниками. Любые действия осуществляются в соответствии с формализованными смарт-контрактами, исполняемыми на множестве узлов в сети, что делает данные неизменными, доступными и надежными. Например, в процессе поставки товара от производителя к ретейлеру партнеры обогащают систему данными о происхождении и характеристиках товара, сопроводительными и отгрузочными документами, информацией компании-перевозчика о передвижении товара, сведениями датчиков о температуре и влажности, статусе таможенного оформления, информацией о дополнительных расходах и т. д.

Возможности и ограничения технологии

Возможности блокчейн-платформы позволяют справиться с проблемами предыдущих решений для цифровизации и сформировать новую парадигму ведения бизнеса, в которой легко:

  • автоматизировать межкорпоративные взаимодействия между множеством участников, использующих разные системы;

  • поддерживать бесшовные и безопасные транзакции;

  • подключиться к глобальному процессу (организации интегрируются только с блокчейн-платформой вместо множества интеграций с разными централизованными платформами);

  • управлять и контролировать собственные данные;

  • разрешать спорные моменты (при возникновении инцидентов их разбор облегчается, поскольку все контрагенты обладают одинаковым набором данных в одинаковых форматах, который хранят на собственных серверах).

Для внедрения блокчейн-решений в корпоративной среде есть и некоторые препятствия, в частности, отсутствие гибкой настройки контроля доступа к атрибутам, хранящимся в блокчейне. Это означает, что владелец данных не сможет вручную указывать, какой атрибут каким партнерам он позволяет видеть, а какой – нет. Разработчики корпоративных блокчейн-платформ, таких как Hyperledger Fabric, отлично понимаю бизнес-ценность такой настройки и дорабатывают платформу в этом направлении.

Второе препятствие – присоединение к консорциумам. Здесь возникают не технические сложности, а организационные. Консорциумы требуют изменения мышления: участники экосистемы (будь то прямые конкуренты или нет) должны объединиться и стремиться не только к решению своих задач, но и к достижению общего результата. Участники консорциума должны понимать цели и экономическую эффективность, структуру участия и модель управления, как принимаются решения и каковы правила регулирования в консорциуме и др. Поэтому на текущий момент многие решения являются по большей части частными блокчейнами.

Понимая потенциал блокчейна

Хотя блокчейн еще не раскрыл свой потенциал полностью, опросы показывают, что компании возлагают все больше надежд на новую технологию. Согласно результатам исследования Deloitte (Deloitte's 2019 Global Blockchain Survey. Blockchain gets down to business), 87% респондентов из числа руководителей корпораций полагают, что блокчейн упростит интеграцию бизнес-процессов и создаст бесшовные взаимодействия, 86% ожидают, что применение блокчейна обеспечит новые источники дохода в их отрасли, 81% планируют заменить существующие учетные системы на блокчейн-платформы. То, что мы видим в 2019 году, – это продолжение эволюции блокчейна из способной, но недостаточно зрелой технологии в более усовершенствованное и надежное решение, которое готово реализовать первоначальные ожидания, разрушив традиционные бизнес-модели. Теперь руководители не задаются вопросом «Будет ли работать блокчейн?», а размышляют «Как заставить блокчейн работать для нас?».

Хорошо понимая возможности и ограничения блокчейна, мы в Digital Transformation Group сосредоточились на том, какие новые бизнес-модели можем выстроить для клиентов. И вопросы, которые они ставят перед собой и задают нам, уже касаются не технической составляющей блокчейна, а его роли в развитии бизнеса:

  • Каковы долгосрочные цели и стратегии моего бизнеса?

  • Хочу ли я изменить способ ведения бизнеса в моем секторе? Как в этом мне поможет блокчейн?

  • Какие возможности предоставляет блокчейн для создания новых рынков? Какую роль я буду играть в новой модели?

  • Хочу ли я вывести свои процессы за пределы организации и подключить других участников, создав новый глобальный процесс?

  • Как выстраиваются отношения с моими партнерами в текущей модели бизнеса? Готовы ли мои партнеры стать частью нового глобального процесса? Как в этом поможет блокчейн?

  • Повысит ли блокчейн уровень заинтересованности моих партнеров в создании новых рынков?

  • Как получить выгоду из прозрачности, которую дает блокчейн?

Конечно, блокчейн еще долго будет оставаться предметом дискуссий. Но важно, что меняется их настроение: участники обсуждают более развитые варианты использования и стратегические моменты. А мы, в свою очередь, апробируем версии блокчейн-платформ и создаем решения для конкретных кейсов, показывая различным отраслям новые возможности применения технологии.

Никто не может точно предсказать будущее блокчейна, но очевидно, что он продолжит развитие по традиционному циклу созревания, все больше приближаясь к наиболее продуктивным бизнес-решениям.

Тамара Сакварелидзе, ведущий аналитик Digital Transformation Group (группа компаний ЛАНИТ)

Опубликовано 02.07.2019

Похожие статьи