Hard и digital в управлении недвижимостью

Логотип компании
Hard и digital в управлении недвижимостью
Мир стал digital и sharing – оба слова непременно нужно держать в голове, когда думаешь о клиентах и их потребностях.

Александр Шарапов, президент Becar Asset Management Group: «Мы сейчас как на ладони. Надо с этим смириться... или уходить в леса».

У вас имидж новатора в области развития и управления недвижимостью.

Мы этот имидж заслужили. Мы были созданы весной 1992 года, а уже осенью я переманил своего преподавателя из Военмеха (БГТУ «Военмех» им. Д. Ф. Устинова) Юрия Максимачева в основном потому, что он был одним из первых программистов. Он пришел и начал делать то, что сегодня, 27 лет спустя, называется Proptech – property technology. Суть того, что мы делали тогда, – исправляли мозг нашим сотрудникам.

В девяностые годы любимый инструмент сотрудника Becar состоял из двух папочек – в одной список клиентов, в другой – список квартир. Сотрудник листал одну папочку, вторую папочку и старался совместить клиента с квартирой. Когда было сказано, что мы переводим все «в компьютеры», у нас вспыхнул «бунт на корабле», нам заявили, что мы занимаемся глупостями и мешаем людям работать. Потому что «компьютеры эти ваши крайне неудобны и, если некуда деньги девать, лучше пойдите и пропейте их, все меньше вреда будет». Так еще в 1992 году я понял, что основная трудность внедрения технологий связана с людьми.

Тем не менее с 1992 года развивалась наша компьютерная база данных объектов, подбор и автоматизация. Просто сейчас это на другом уровне. Потому что тогда казалось, что в недвижимости можно прожить без digital, а сегодня мы понимаем, что нет, невозможно.

Сейчас сопротивление сотрудников значительно упало, поскольку современный клиент хочет получать информацию по телефону либо на планшет или компьютер. Клиент едет смотреть недвижимость, только когда практически уверен в покупке, да и вообще, смартфон стал основным средством общения. Сегодня люди предпочитают не только пиццу заказывать через приложения, но и клининг, службы эксплуатации и все остальное.


Наверное, в дальнейшем клиенты будут покупать квартиру или офис, как пиццу, через приложение. А каков портрет современного перспективного клиента вашей компании?

Что сказать о современном клиенте? Это миллениал от 20 до 40 лет, человек-путешественник, ему не нужна недвижимость, которая, как якорь, держит его на одном месте. Для него это либо объект инвестиций, либо место, максимально отвечающее его представлениям об удобстве. Мир стал digital и sharing – оба слова непременно нужно держать в голове, когда думаешь о клиентах и их потребностях.

Как следствие, потребности покупателя, инвестора или собственника закрываются платформами для недвижимости. И компания в Real Estate становится больше платформой, организующей их взаимодействие.

Такие компании, как Wework, например, состоят из двух частей. Первая – digital для поиска и выбора рабочих мест, организации взаимодействия с другими компаниями, специалистами, сотрудниками и даже поиска полезных знакомств. Вторая часть – hard, освобождающая от всех проблем, не связанных с бизнесом (кофе с булочкой, уборка, бумага, общение, связь и даже пиво после трудового дня).

То, что организует для своих клиентов компания Wework, мы делаем у себя в Becar. У нас тоже предусмотрены две платформы, одна из которых hard. И если вы окажетесь в Петербурге, Москве или Казани, то в любом из трех наших coworking-центров сможете почувствовать некую своеобразную атмосферу. Другая платформа с digital-частью, потому что, когда у вас тысячи клиентов, от частных предпринимателей до крупных компаний, выстроить отношения можно только с помощью digital.

В Лондоне сейчас 5% офисов работают в coworking, который, по прогнозам аналитиков, в ближайшие годы станет основным местом размещения компаний. Если все страны используют этот тренд, то и мы обратимся к нему.

Можно ли сказать, что coworking – привычное рабочее место, оборудованное доступом в Интернет и общей кухонькой?

Если бы офис начинался и заканчивался предоставлением стола и Интернета, можно было бы спокойно отправиться домой – там все это есть.

Как вы можете легко убедиться, мы организуем наши представительства не в бизнес-центрах класса А, наш выбор – классы B и C. Но в них мы создаем специальную атмосферу для того, чтобы люди раскрепощались. В coworking происходит примерно то же самое, что когда-то было в гостиничном бизнесе: появляются Hilton, Continental, Mercury – и каждый формирует свой стиль, способ общения и атмосферу. Coworking все чаще специализируются на «своих» клиентах – будь то коммуникационные компании, трейдеры, архитекторы или юристы, и предоставлять им условия, отвечающие специфике конкретной фирмы, включая такие нюансы, как рабочая обстановка и настрой. Например, наши клиенты – те самые миллениалы, предпочитающие ходить на работу в джинсах, креативный класс.

Такая организация рабочего процесса выгоднее, чем сдавать площади в аренду?

Для управления своими coworking-центрами мы наняли людей из гостиничного бизнеса. Потому что быть сервисно ориентированным – сложнее, нежели просто сдавать помещения в аренду. Мы сделали даже специальное приложение для смартфонов, которое выполняет роль супервайзеров и следит за тем, где находится сотрудник, и показывает ему, что он сейчас должен заниматься.

В coworking рабочие места находятся не в Open space, а организованы по принципу объединения в команду. Мы разделяем общее пространство на зоны так, чтобы создать условия для спокойных продуктивных размышлений, для командного общения или даже организуем площадки для сотрудников, которым для успешной работы надо буквально стоять на головах, как это происходит на Нью-Йоркской бирже, когда все орут и ты орешь вместе с ними. Но при тех же затратах, что и на аренду офиса, клиенты получают больше благодаря совместному использованию множества помещений – кафе и рекреаций, переговорных комнат и ресепшен, а также услуг охраны и многочисленных сервисов – расходы распределяются равномерно по всем собственникам. 

Читайте также
Решение об отстранении 11 российских разработчиков от ядра Linux и последующий жесткий комментарий Линуса Торвальдса вызвали серьезный резонанс в ИТ-сообществе. Возник вопрос о будущем российских операционных систем на базе Linux. IT-World обратился к экспертам «Инферит ОС» - команде с многолетним опытом разработки Linux-дистрибутивов, чтобы разобраться в ситуации и понять перспективы развития отечественных решений.

А при таком стиле организации офиса что можно сказать о безопасности данных?

Если говорить о безопасности, ее нет как в публичных сетях, так и в частных. Я помню историю, когда на конференции в Париже вышел человек, которого называют Белый Хакер. Он предложил двум ребятам из зала выйти на сцену. Я точно знаю, что это не постановка, поскольку один из парней был мой сын. Человек попросил положить на стол телефоны и назвать только их номера. Спустя пять секунд один из аппаратов сам позвонил на второй. Еще через несколько секунд второй телефон отправил сообщение на первый. Когда человек попросил сообщить ему номер банковской карты, обещая потом обязательно вернуть деньги, никто не решился.

Являются ли общественные сети более безопасными, чем частные, – нет. Впрочем, на сегодня абсолютно безопасных сетей вообще не существует. Мы предоставляем сеть, предпочтительную для клиента, начиная от vpn и заканчивая проводными сетями внутри офиса или нескольких офисов. Еще с 1998 года в нашей группе компаний есть провайдер, который занимается связью, data-центрами и другими необходимыми услугами. Сейчас «Миран» входит в пятерку крупнейших компаний на Северо-Западе и в двадцатку компаний в России. 

Ваш бизнес охватывает все сферы управления недвижимостью. Давайте от новшеств в области бизнеса перейдем в область жилья для тех, кто будет работать в ваших coworking. Мне кажется, тут самое время упомянуть smart-home.

Мы говорим о других понятиях. О microliving, coliving и о том, что в Европе все больше появляется людей, которые отказываются от покупки недвижимости, даже если могут себе это позволить – о generation rent. И еще о том, что люди предпочитают получать гораздо больше сервиса при аренде жилья.

Секрет в том, что люди не хотят жить в транспорте. И неслучайно на первый план выходит работа в пешей доступности, вытесняя даже зарплату, которая везде одинакова. В Москве это обычная практика, в Петербурге еще нет, но звонки с вопросом о расположении места работы уже звучат. Таким образом, крайне важным становится не то, какой площади моя квартира, а то, какие сервисы я получаю. Мне нужен хороший матрас, душ, как водопад, и все остальное на уровне. В наших отелях мы уже используем программы, позволяющие управлять всем с пульта или телефона.

Но, если говорить о технологиях, то важнее другая задача – мгновенно предоставить возможность личного общения, как только вы переехали. Помочь найти ту среду, которая будет для вас комфортной. И здесь лучше всего подходит digital. Люди в возрасте от 22 до 30–40 лет больше контактируют с друзьями, чем с мужьями или женами, которыми, к слову, сегодня и не стремятся обзаводиться до 35. Ошибкой было бы думать, что развитие Интернета закрывает потребность в живом общении и скоро все разъедутся по деревням. Напротив, насидевшись в Сети, человек все больше понимает, что ему не хватает социализации и стремится в город, в самый его центр, туда, где жизнь кипит.

Обратите внимание, что в Telegram появился сервис, где вы можете найти людей в километре от себя, выпускники компании Google создали социальную сеть по географическому принципу. Именно это мы сейчас развиваем и в закрытой зоне coliving – вы объединяете жизнь в онлайне c офлайном, делая это с помощью digital-платформы. Программа поможет найти тех, с кем хочется пойти в кино, на лекцию, в поход, спортивный зал или в баню. 

Вы давно работаете с недвижимостью для жизни и работы людей. А почему ваша компания заинтересовалась строительством ЦОДов?

Мы расширяем серию data-центров, понимая, что у нас есть одно преимущество – подход к строительству ЦОДов как гостиниц. Или как информационных перекрестков, доступ к которым должен быть удобен отовсюду. Почему-то все остальные строят их на окраинах, где дешевле, а надо бы там, куда сисадмин может легко доехать из офиса своей компании или из дома. А раз компании находятся в центре, то и ЦОДы надо строить там же. Айтишники всего Санкт-Петербурга будут нам благодарны за то, что мы о них заботимся.

Впрочем, закон Яровой был нам на руку – наши ЦОДы стали больше загружены. Может быть, Большой брат расшифрует всю эту информацию... когда-нибудь. В целом, надо просто привыкнуть к тому, что мы сейчас как на ладони. Надо с этим смириться... или уходить в леса.

Каким образом влияют на ваш бизнес государственные и законодательные инициативы?

Чем сложнее бизнес, тем с большими проблемами сталкиваются регулирующие органы. Одно дело – регулировать аренду офисов или прием персонала на постоянной основе, а совсем другое – зарегулировать вопросы coworking, sharing и digital, когда сотрудник работает и получает оплату в соответствии заказом, а стоимость аренды переговорных комнат в течение суток меняется в разы.

Я не сочувствую правительству. Я считаю, что правительство должно в первую очередь создавать условия для бизнеса, а лишь в пятую – его регулировать. Так что, некоторая неторопливость законодателей в области бизнеса, медленная реакция на события нам сейчас не вредит.

Вот разве только законодательное разрешение частным лицам инвестировать в недвижимость через краутфайндинговые платформы здорово подтолкнуло бы инвестиционные проекты в нашей области. А перевод государственных учреждений на блокчейн сильно сократило бы коррупцию.

Опубликовано 27.08.2019

Похожие статьи