Аналоговые пороги цифровых рек

Логотип компании
Аналоговые пороги цифровых рек
Множество новоиспеченных CDO сейчас размышляют в таком ключе: «Вот, сверху поставили задачу – “цифровизируйся”. А куда бежать-то? Что делать?»

Множество новоиспеченных CDO1 (или CDTO2? оставим в стороне религиозные войны насчет правильности аббревиатур...) сейчас размышляют в таком ключе: «Вот, сверху поставили задачу – “цифровизируйся”. А куда бежать-то? Что делать?»

Кто-то пытается разобраться, идет учиться, нанимает консультантов. Кто-то в очередной раз философски пожимает плечами: «И эта дурь из головы руководства рано или поздно выветрится – подождем... переживем... А пока понатаскаем статей из Интернета и презентаций с конференций, подучим очередной новояз, прикинемся поборниками прогресса – да еще и бюджет под это дело выбьем».

Недавно опять вспомнили про «противостояние» ИТ-директор vs CIO – не перешло ли оно на новый уровень и сейчас выглядит как CIO vs CD(T)O?

Но теперь вроде бы уже несколько с другим посылом... Если раньше ИТ-директора всячески пытались доказать, что «не твари они дрожащие, а право имеют» называться CIO и быть бизнес-партнером, полноправным со-движителем бизнеса и т. д. и т. п., а бизнес говорил «идите серверы настраивайте», то теперь вроде бы наоборот: все больше явных запросов на такое «партнерство» со стороны бизнеса – «давай нам новые цифровые инструменты, трансформируй меня, делай из меня новый Uber/Amazon/...»

Все ли так радужно?

В ситуации, когда про цифровизацию говорят, как в старом анекдоте, «из каждого утюга», кажется – вот он, новый Клондайк, серебряная пуля, философский камень. Сейчас откроются краны финансовых потоков «цифровой экономики», и различные платформенные решения преобразят лицо государства, целых рынков и отраслей. Сколково наконец извергнет из своих недр высокотехнологические отечественные решения, в результате чего тысячи клерков будут заменены одним сервером с программными роботами, SWIFT рухнет от конкуренции с отечественным блокчейн-финтехом, «умные кассы» в супермаркетах начнут обслуживать наших «цифровых двойников», а дрон станет сбрасывать на наш балкон в специальном амортизирующем контейнере бутылку витаминизированного молока от генномодифицированной коровы.

Что мешает радужному диджитал-будущему наступить прямо сейчас? Да во многом все те же «аналоговые» факторы, которые во времена оны приводили гигантские по замыслу проекты автоматизации к анекдотическим результатам из серии «электронный документооборот в России – это когда ты распечатываешь документы, чтобы подписать, отсканировать и загрузить в систему электронного документооборота».

Как обычно, в первую очередь – это менталитет.

Нам нужен план и воля

Прежде всего, топ-менеджмент должен «произвести» цифровую модель бизнеса, что далеко не так просто, требует огромных усилий по привлечению экспертизы, прогнозированию, да и просто способности предугадывать будущее (какие «цифровые» продукты окажутся востребованными и завоюют мир, а какие не выйдут за пределы mvp?). Много ли есть управленческих команд, способных на это? Много ли владельцев могут дать таким командам хоть какой-то карт-бланш на вложение ресурсов в подобную деятельность, могут перешагнуть тот барьер, который отделяет «как бы это сделать так, чтобы ничего не делать» от «давайте сделаем, и если даже ошибемся – то никто не будет расстрелян»? И – совсем уж крамольную для наших времен вещь скажу – многим ли компаниям вообще нужна глобальная цифровая трансформация, много ли людей, развивающих бизнес, вообще понимают, стоит ли им затевать трансформацию и зачем? Может быть, стоит говорить не о смене бизнес-модели в принципе, а о каком-то точечном внедрении цифровых решений?

Но разработать цифровую модель бизнеса мало – нужно ее еще и воплотить в жизнь, ведь «сколько ни говори “халва” – во рту слаще не становится». Нужен план цифровой трансформации. После плана – политическая воля по разработке новых «цифровых» продуктов и внедрению принципиально новых процессов (что может вызвать бешеное сопротивление, потому что оставляет за бортом или заставляет кардинально менять содержание деятельности большое количество людей). Нужно появление новой культуры управления, основанного на данных, data-driven-менеджмента. Поставьте себя на место бухгалтера – и вы ощутите, какой гигантский ментальный скачок он на самом деле совершает, когда, наконец, отказывается от пересчета баланса на калькуляторе и начинает доверять тому, что автоматом выдает 1С или какая-то другая финансовая система. Так это простое сложение и вычитание... А как перевернуть мышление, когда при обработке огромных массивов данных алгоритмами предиктивной аналитики система подсказывает тебе решение, которое кажется неочевидным или даже противоречит предыдущему опыту? И проверить это решение нельзя – месяца не хватит, а цеху надо работать сейчас. Как довериться «бездушной железке»? Считает-то она, а отвечаешь и подпись (электронную, конечно, а вы что подумали?) на производственном плане ставишь ты...

И опять тут вопрос: сколько управленческих команд и владельцев бизнеса могут пройти этим путем, доверяя друг другу в игре «вдолгую» (такие вещи за месяц и даже за год не происходят)? Сколько менеджеров вообще понимают, что такое управление изменениями и способны воплотить это в жизнь? Сколько из них готовы рискнуть и поставить на карту свою репутацию, а не ограничиваться «продажей» руководству улучшений стандартных КПЭ бизнеса за стандартный же бонус? И готовы не «войти в соблазн» привычно спихнуть неудачи в цифровизации на айтишников – это же они технологически устарели, не готовы, не предусмотрели, не закупили, не перешли на agile и всячески не о-scrum-ились. И готовы признать ошибки, неудачи в технологических или управленческих экспериментах и идти дальше с новым опытом?

Хорошо, предположим – определили необходимость, нашли управленцев, договорились, поверили, доверились, поехали.

За чей счет банкет?

Вообще говоря, внедрение новых инструментов управления сродни технологическому перевооружению производства. Нужен бюджет на приобретение технологий. Нужен бюджет на массированное обучение сотрудников работе с ними. Нужен бюджет на приобретение новых управленческих компетенций – тренинги, стажировки, разработку новых функциональных и оргструктур, формирование команд и т. п. Нужен бюджет на отработку новых технологий. А поскольку это все еще и не с гарантированным результатом (в отличие от станков – их-то уже кто-то разработал, опробовал, они выдают гарантированное количество деталей определенного качества в единицу времени) – то, опять же, возвращаемся к проблеме менталитета и доверия. Да и с бюджетом-то напряженка. И не очевидно, что его надо выделять. «У вас же есть ИТ-бюджет? Неужели нельзя часть на эксперименты перераспределить? Ну, найдите стартап какой, пусть экспериментируют бесплатно – все равно на гранты живут». А задача-то не только в ИТ-бюджете, да его может и целиком не хватить... Нужно уметь рискнуть инвестициями в переход «на цифру» – много ли готовых?

В развитии компетенций людей, по сути, нужно стереть границу между технологиями и бизнесом. Вместо «чистого» сейла, производственника, логиста и отдельно живущего он них всех айтишника («приходите с ТЗ – будем работать») должны появиться сейл/дата-аналитик, производственник/дата-аналитик, логист/дата-аналитик. Или даже дата-аналитик/сейл. Тут, конечно, немного утрирую, но суть процесса развития профессий именно в этом – во взаимном проникновении цифровых технологий в предметную область бизнеса до степени полного смешения.

Люди и возможности

Да что там бюджет и культура принятия решений. Нужно как минимум сделать компанию местом, привлекательным для работы тех самых «хипстеров на скутерах», которые творят новые реалии и двигают новые форматы и технологии бизнеса. Немного странно и внезапно обнаружить, что любой завод в тмутаракани, озаботившийся обработкой big data (предположим, что эти самые data там действительно есть), начинает конкурировать как работодатель с такими компаниями – да-да, ни много ни мало, – как Google или Amazon, поскольку наличие Интернета у программиста в той самой тмутаракани (спасибо госпрограмме по ликвидации цифрового неравенства) делает его частью всемирного пула трудовых ресурсов, для которого фактически нет границ и расстояний как с точки зрения обучения и приобретения новых знаний (благодаря проекту Coursera и иже с ним), так и с точки зрения продажи собственных умений и навыков. Привет эйчарам новой эпохи. Слабо из угрюмой корпорации с черногалстучной охраной на входе и «на ваш входящий наш исходящий» сделать хипста-офис с блэкджеком аэро-хоккеем и яблоками, митапами и проджект-ревью? И высокотехнологичный «Робот Вера» вам тут точно не поможет...

Ну и вишенка на торте – наличие самих возможностей применения технологий. Сколько уже первопроходцев начинали со светлых идей и заканчивали тем, что «такое еще сделать нельзя», «пока нет достаточного количества и качества данных, чтобы можно было проводить полноценный анализ». А уж особенно чего только стоят пресловутые законы о защите всего чего только можно – персональных данных, медицинских данных, просто нежелание делиться информацией с потенциальными конкурентами (хотя можно приложить усилие и выстроить такую бизнес-модель, когда конкурент превращается в партнера) ...

***

Только тогда, когда все, о чем мы говорили выше, сочетается в одном месте и в одно время, – можно надеяться, что корабль бизнеса счастливо минует коварные аналоговые пороги и поплывет по цифровой реке в светлое «матричное» будущее, а цифровизация не превратится в очередной карго-культ с пустопорожними обрядами поклонения серверу с установленной на нем нейросеткой, выкроенному в ИТ-архитектуре.

Ну а уж ждать этого благополучного сочетания событий или проталкивать корабль через пороги – дело сугубо индивидуальное.




1 - Chief Data/Digital Officer
2 - Chief Digital Transformation Officer



Опубликовано 28.08.2019

Похожие статьи