УправлениеИТ в бизнесе

Прыжок из рутины

Григорий Рудницкий | 27.09.2019

Прыжок из рутины

Наш собеседник Иван Лагунцов проработал в мебельной компании Mr.Doors два десятилетия, пройдя путь от простого программиста до операционного директора...

Наш собеседник Иван Лагунцов проработал в мебельной компании Mr.Doors два десятилетия, пройдя путь от простого программиста до операционного директора. Умение быстро переключаться на другие области деятельности и погружаться в новые сферы он считает залогом профессионального долголетия. Сегодня Иван Лагунцов занят собственными проектами, но готов рассказать нашим читателям о накопленном опыте и поделиться планами на будущее. 


 
Вы проработали двадцать лет в одной компании, из них пятнадцать в должности CIO. В чем секрет профессионального долголетия?

В свое время я был первым программистом, пришедшим на работу в компанию Mr.Doors. Сел и потихоньку начал вникать в процессы. Первая программа по учету продаж вышла у меня буквально через две недели. Затем постепенно стали появляться подчиненные, был создан отдел. Фактически я вырос по классической схеме: программист, руководитель группы программистов, начальник отдела ПО и, наконец, CIO. Но жизнь и движение не заканчиваются и после СIO. Двигаться нужно вверх, вширь, а иногда и вглубь. Допустим, поставили перед тобой задачу автоматизировать какой-либо бизнес-процесс. И ты начинаешь что-то менять уже в рамках проекта, затем выходить с предложениями по уже достаточно серьезному изменению бизнес-процессов и продолжаешь двигаться дальше. В результате перед тобой встают задачи по решению уже конкретных бизнес-проблем. То есть это уже не ИТ-, а чистая бизнес-задача, допустим, проблема себестоимости материалов на производстве. Она ведь к ИТ не имеет никакого прямого отношения, ее можно решить при помощи ИТ, а можно и без помощи ИТ. Когда ты растешь в рамках проектов, сначала в области ИТ, потом в области ИТ и бизнеса, потом уже в стратегии бизнеса, тебе трудно стоять на месте, ты не «застаиваешься». Вот это движение и заставляет долгие годы работать в одной компании.
 

Как защититься от профессионального выгорания?

Нужно уметь резко менять сферу деятельности. Сначала ты занимаешься, к примеру, производством, затем продажами, потом логистикой. Новые вызовы помогают переключаться и погружаться в новые для сферы, а это хорошо защищает от выгорания и рутины. Нужно уметь «выпрыгивать». Конечно, этот процесс не бесконечный, что тоже надо понимать.

 

Когда работаешь в компании не один десяток лет, она становится частью твоей жизни. Наверное, сложно расставаться?

Конечно. На работе ты проводишь времени больше, чем в семье. И работа – это, действительно, достаточно большая и важная часть твоей жизни, особенно если ты искренне ее любишь. Просто так уйти из компании, где, по сути, провел половину своей жизни, причем сознательную, невозможно. Так или иначе, ты общаешься с людьми, советуешь и советуешься, консультируешь, интересуешься жизнью компании. Просто обрубить все концы и заявить, что у меня в жизни начался новый этап, я, честно говоря, не смог.

Вы не планируете снова устроиться CIO, пусть в другой компании и другой отрасли?

У меня двоякое ощущение. Двадцать лет я проработал в одной компании, а теперь организм просто физически хочет свободы. С одной стороны, есть чувство, будто вырвался из каких-то рамок, хочется порхать и летать. С другой – понимаешь, что может долго порхать и не получится. И вполне возможно, что рано или поздно найдется другая «клетка». Но пока я в состоянии свободного полета, тянет заняться чем-то для себя.

Сегодня все говорят о цифровизации. Что это такое, на ваш взгляд: «Автоматизация 2.0» или что-то радикально иное?

Я не считаю цифровизацию чем-то революционным. По сути, это очередной виток эволюции. Таких витков было немало, а впереди, абсолютно точно, еще больше. Мы получаем новые технологии, но маркетинговый хайп вокруг них повышает их значительность и популярность. Однако любая технология приживается на рынке лишь в том случае, если она приносит пользу. Цифровизация ради цифровизации никому не нужна, так когда-то говорили и об автоматизация ради автоматизации. Надо исходить от того, какие выгоды получает бизнес в результате цифровизации. Например, банкам, в части скоринга, чат-ботов и других интересных вещей цифровизация помогает очень эффективно.

Цифровизация и информатизация – это одно и то же или же разные понятия?

Четкого разделения я бы не стал проводить. Эти области пересекаются. Автоматизация, информатизация, цифровизация – понятия разные, но у них немало общих точек. Нужно исходить от бизнес-задач, а с помощью каких технологий ты их решаешь и уж тем более как они называются уже не особо важно. Категоризация и точность определений актуальна для маркетологов, аналитиков и журналистов. А с точки зрения бизнеса никакой принципиальной разницы нет, бизнесу необходим результат. Сначала надо понять, что хочет бизнес, а уже потом подтягивать требуемые технологии.

Вы в последние годы в Mr.Doors решали именно бизнес-задачи?

Так и было. На протяжении нескольких лет работал операционным директором, занимался вопросами, связанными с производством и логистикой, запускал новый завод по производству мебели. И уже в самое последнее время – стратегическими проблемами.

Какие самые сложные задачи вам приходилось решать в Mr.Doors и как вам в этом помог опыт айтишника?

Самые сложные и интересные задачи связаны с работой с людьми. Например, мы внедряли новый софт для менеджеров по продажам. У нас их чуть меньше тысячи человек. Все они территориально распределены и привыкли работать по одной технологии, а ты им предлагаешь совсем другую. Трудно вовлечь в проект большое количество людей, убедить их в том, что он им необходим. Люди очень инертны. Это сложно, но очень интересно. Надо уметь слушать, отделять эмоции от фактов, выделять главное, правильно выставлять акценты. Кстати, у меня есть интересное наблюдение. Обычно самыми активными проводниками новых идей, из числа обычных пользователей, часто становятся те, кто больше всего конструктивно критиковал эту идею в самом начале. А, если говорить, в общем, то все задачи решаемы, если есть вера в успех. Если ты веришь, что сможешь решить задачу, ты ее решишь. Так было, например, когда мы много лет назад внедряли систему Axapta. Там против было практически все, а за была только вера. И проект был успешно завершен. Сегодня на ней в компании работают типовые сервисы: финансы и логистический контур. А наши «самобытные» процессы обслуживаются самописными системами.

Самописные системы – проблема для бизнеса. Особенно когда из компании уходят сотрудники, которые их создавали. Как тут поступить?

Здесь важно правильно организовать процесс. Наша самописная система, обслуживающая продажи и производство, живет без малого двадцать лет. Начинал ее разрабатывать лично я. За минувшие годы она сильно изменилась. Люди приходят и уходят, а система остается и развивается. Важно правильно сориентировать программистов и иметь «главного архитектора», который, кстати, может меняться. Система должна иметь «скелет». Он тоже может меняться, но это просто отдельный процесс. А так новому специалисту проще сориентироваться и начать работу, глядя на этот «скелет». Но, в общем, соглашусь с вами в том, что самописная система — это риски и риски разработчиков в том числе. Их можно минимизировать, но полностью устранить нельзя. Сейчас я бы начинал разработку самописной системы только если бы понимал ее потенциал на свободном рынке как отдельного ПО. В любом другом случае использовал бы сторонний софт.

Вы упомянули Axapta. Это зарубежный продукт. Многие компании сегодня отказываются от них из-за угрозы санкций. Думаете ли вы о рисках?

В текущей ситуации риски есть, согласен. Разумеется, можно все взять и перевести на «1С», но это очень тяжелый проект, связанный с огромными затратами, как финансовыми, так и временными. Тут надо аккуратно считать и планировать. Для разных компаний, может быть разное решение. Однако если мы говорим о внедрении какой-то совершенно новой системы, то риски иностранного ПО сейчас имею серьезный вес и его внедрение надо очень серьезно обосновывать. Мы же выбирали Axapta уже довольно давно, практически десять лет назад. Тогда и Axapta, и «1С» стояли на разных ступенях, а о санкциях никто не слышал. Сегодня ситуация уже несколько иная.

Как синхронизировать взгляды ИТ и бизнеса на цифровизацию?

Для меня это вопрос звучит несколько странно. Конечно, ИТ и бизнес далеко не всегда и не везде разговаривают на одном языке. Но ситуация, когда существуют разногласия и непонимание между ними, для меня странная по своей природе. У бизнеса и ИТ не может быть разногласий в принципе! Бизнес – это ведь суть, а ИТ, как бы это обидно не звучало, сервисная служба, как электрики или водопроводчики. Какая может быть конфликтная ситуация между этими двумя сущностями? Никакой. Есть бизнес задачи и способы их решения. Цифровизация один из них. Да, многим CIO интересно внедрить ту или иную технологию, «продать» ее бизнесу. А бизнес не всегда понимает, чего от него хотят и что это ему даст. Здесь и появляются разногласия. Но единственное правильное решение в подобной ситуации заключается в том, что ИТ должны научиться думать так, как думает бизнес, погружаться в его проблемы и задачи, «встать на его место». И когда ты понимаешь суть бизнес-задач и при этом владеешь технологиями которые могут помочь данные задачи решить никаких синхронизаций взглядов не понадобится, они уже синхронизированы изначально. И так должно было быть всегда.

Сегодня нередко ИТ-компании стараются работать напрямую с функциональными заказчиками, минуя ИТ-директора. Так продавать легче и комфортнее. Каким «покупателем» были вы в Mr.Doors: легким или тяжелым?

В нашей компании сложилась такая ситуация, что все продажи ИТ-продуктов проходили только через меня, как CIO. Важный момент, чтобы CEO доверял своему CIO. Если доверия нет, ИТ-компании могут продавать, минуя ИТ-директора, как вы говорите. Но это заведомо нездоровая ситуация. В таком случае CIO окончательно превращается в сантехника, и его дальнейшая судьба незавидна. Сам же ИТ-директор должен понимать, что и зачем он приобретает. Могу привести аналогию со швабрами и пылесосами. Я мою пол тряпкой, мне предлагают швабру. Я ее с радостью покупаю. Потом мне предлагают современный моющий робот-пылесос. Я его тоже покупаю. А затем приходит еще один продавец, и предлагает мне инновационную, модную швабру, очень удобную. Однако у меня уже есть робот-пылесос. Какие бы скидки он мне ни делал, какие-бы преимущества не расписывал бы, передо мной задач, которая решает эта швабра не стоит. В области ИТ-решений действуют те же законы и подходы. Не нужно что-то внедрять ради внедрения. Вообще могу сказать, что, когда ко мне кто-то приходил и что-то предлагал, вероятность последующей покупки стремилась к нулю. Когда я решал ту или иную бизнес-задачу, реализовывал тот или иной проект, то обычно сам искал нужную мне компанию.

Компания Mr.Doors работает на рынке уже много лет. Есть ли в этом определенная заслуга со стороны ИТ?

Ключевой секрет долголетия компании Mr.Doors – это люди. Большинство сотрудников абсолютно искренне любят свою компанию, свою работу, продукт, который они делают и искренне переживают за результат. Многие люди работают в компании десятилетиями. Это одновременно и большое преимущество и в тоже время большая беда Mr.Doors. Мы говорим, что наше основное конкурентное преимущество - производство индивидуальной мебели индустриальным способом. Без ИТ это было бы невозможно и скорей всего это была бы уже другая компания. Но повторюсь, основной секрет – люди.

В какой области находятся ваши интересы сегодня?

У меня в работе два направления. Первое – для себя, для души, для ума. Оно связано с большими данными и машинным обучением. Это довольно сырой проект, о нем пока рано подробно рассказывать. Второе направление – консультирование компаний и отдельных людей по автоматизации, информатизации, развитии карьеры CIO. Здесь уже есть интересные проекты и финансовая отдача.

По каким вопросам конкретно консультируете?

Допустим, какая-то компания задает вопрос, нужно ли ей ИТ решение определенного класса, и если да, то какое именно. Соответственно я пытаюсь понять, что действительно хочет заказчик, какую задачу он действительно решает, а часто это совсем не совпадает с изначально изложенной. Рекомендую определенное решение, описываю ключевые моменты и риски. Стратегическое консультирование, проведение стратегических сессий. Очень люблю консультировать по структурно-организационным изменениям. Сейчас я не занимаюсь внедрением сложных систем. Самое длительное общение занимает, пожалуй, месяц, два. Также работаю и с отдельными людьми, которые задумываются о карьере CIO или уже действующие CIO. Помогаю им понять, что нужно бизнесу, что нужно им самим и что если оцифровывать бардак, то получишь оцифрованный бардак.

Кадры CIO

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 09/2019], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия