УправлениеИТ в бизнесе

Искусственный интеллект: сферы применения

Александр Башкиров | 01.03.2020

Искусственный интеллект: сферы применения

Игра «человек против машины» уже лет 30 как вышла за пороги исследовательских лабораторий

Для начала предлагаю обозначить, что такое искусственный интеллект. В рамках данной статьи ИИ представляет собой самообучающийся алгоритм, способный (сегодня или в весьма отдаленной перспективе) выполнять определенный круг задач, традиционно решаемый человеком. При этом ИИ не ограничивается только алгоритмами – под термином «ИИ» понимают и интерфейсы в том числе.

Первое, и самое главное

Знаете, что отличает искусственный интеллект от обычного алгоритма? Алгоритм при заданном наборе исходных данных для любого количества попыток выдаст идентичный результат, а ИИ – нет. Потому что в процессе обучения он может «решить», что прошлый результат не настолько хорош, как текущий. То есть результат работы алгоритма мы можем проверить и обосновать, а вот результат работы искусственного интеллекта – нет. Это фундаментальное ограничение ИИ, представляющее собой фундаментальную же возможность.

Почему ограничение? Потому что результат работы ИИ непредсказуем. Мы не можем заранее сказать, как он поведет себя в той или иной ситуации. Примерно, как и человек: кто знает, в какой момент и на основании чего он примет то или иное решение. В качестве самого известного поведения алгоритма, реализованного посредством очень сложной автоматики, можно вспомнить посадку космического корабля «Буран» в автоматическом режиме, когда автоматика приняла решение оптимизировать траекторию посадки в зависимости от метеоусловий.

Почему возможность? Потому что основа ИИ – отойти от жесткого алгоритма, сделать шаг в «человечность», то есть стать в чем-то человекоподобным. А значит, принимать решения не только на основе алгоритма, но и опыта. Над ИИ не довлеет «если – то» в классическом смысле. Соответственно, он может стать над алгоритмом, со всеми вытекающими последствиями (как положительными, так и не очень).

Нейросети и ИИ: одно и то же?

Очень часто встречается утверждение, что нейросеть – это, собственно, и есть искусственный интеллект. Это не совсем так: нейросеть может быть одним из базовых алгоритмов реализации ИИ. Также, из известных в медиапространстве тем, в качестве ИИ используют машинное обучение (когда модель строится на основании анализа данных). По большому счету именно сложные программные комплексы, созданные на основе комбинаций нейросетей и машинного обучения, и называют искусственным интеллектом.

Тут следует сделать еще одну ремарку относительно ограничений: ИИ, построенный на нейросетях и машинном обучении, чрезвычайно чувствителен к качеству данных, используемых для обучения. Проиллюстрирую примером: предположим, мы хотим, чтобы при приближении определенного человека к камере и закрепленной над ней светодиодной табличкой, на ней загоралась бы надпись: «Добро пожаловать, Иван». Для этого в ИИ мы загружаем 500 фотографий Ивана, чтобы ИИ смог «различить» Ивана и давать команду на включение таблички. И тут есть тонкость: если фото Ивана будут выполнены с одного ракурса, то с большой вероятностью ИИ сможет различать Ивана только и исключительно под таким углом. И, если он подойдет с другого ракурса – табличка не загорится. Если бы мы подбирали фото Ивана, сделанные с разных ракурсов, то ИИ, скорее всего, опознал бы Ивана с любой точки.

Вопросы практического применения

Где применяется искусственный интеллект? Практически везде, где есть необходимость «делать лучше, чем человек» и «не уставать». Самый первый, простой и наглядный пример – «умные помощники», чат-боты, автоматизированные службы поддержки. В их основе довольно успешно трудится ИИ, к которому «прикручены» соответствующие интерфейсы. Поговорить? Пожалуйста. Списаться в чате? Тоже можно. Оформить заявку? Без проблем.

При этом если раньше подобные программы были алгоритмическими (то есть реагировали на слова-маркеры), то сейчас делается шаг к полноценному ИИ, то есть к ситуации, при которой люди могут вообще не подозревать, что «с той стороны» – ИИ.

Далее, ИИ нашел применение (пока только экспериментальное) в ньюсмейкерстве. Пройтись по 500 сайтам с новостями, выбрать самое интересное, отранжировать и выдать пользователю – чем не задача для ИИ? А если еще анализировать лайки, и не только на «своем» сайте, но и на других, то получится довольно мощный инструмент, который по эффективности может сравниться с работой большого штата выпускающих редакторов. А если к тому же «доверить» ИИ поиск подходящих изображений, мы вплотную подойдем к идее новостного агрегатора без участия человека.

Более того, ИИ может писать тексты и стихотворения. Успехи тут, правда, достаточно скромные – ИИ может написать логичный для человека текст или стихотворение, оно может быть даже осмысленное, но не будет содержать ключевого элемента творчества – эмоций. Для сухого текста с определенной логикой это, вероятно, нормально (например, новости короткой строкой в твит-формате), для больших же текстов это скорее недостаток.

Кроме того, ИИ может «проявить себя» и в сфере графики – существует множество как общедоступных, так и закрытых сервисов, позволяющих работать с изображениями. Точнее, не просто работать, а выполнять полный цикл – от создания изображений до их интеллектуальной обработки. В частности, существует сервис, который позволяет (как обычно, в бета-режиме) генерировать иллюстрации к текстам на основании анализа содержания текстов. Интересно выглядит даже в формате идеи. ИИ может убрать фон, самостоятельно выделив объекты на переднем плане. А может, например, этот самый фон размыть (такая функция уже доступна в смартфонах, словом, ИИ ближе, чем мы думаем).

Также ИИ можно успешно применять в сфере игр и развлечений. Точнее, там он давно и успешно прописался, просто потому что эта отрасль была и остается мощнейшим драйвером для развития интеллектуальных алгоритмов в частности и ИИ в целом. Игра «человек против машины» уже лет 30 как вышла за пороги исследовательских лабораторий. Поэтому, даже запуская банальные шахматы на телефоне, сегодня нельзя точно сказать, что именно играет против тебя: «просто алгоритм» или искусственный интеллект.

Вопросы критического применения

ИИ может быть успешно применен в финансах, как частный случай – в банковской сфере для выявления различных случаев мошенничества, контроля операций и т. д. Я сейчас не про фильтры, которые ловят самые простые случаи мошенничества. Я про алгоритм, который обучается и выявляет случаи сложные и умеет реагировать на такого рода угрозы как в паре с человеком, так и самостоятельно.

Кроме того, в финансовой сфере ИИ может использоваться для анализа трендов и предсказаний, основанных на статистике. В частности, подобная аналитика пригодится для формирования разного рода прогнозов (например, курса валют). Стоит, правда, отметить, что как и «человеческий» прогноз, ИИ может сбыться – а может и не сбыться.

Следующая сфера, тоже связанная с финансами, – автоматизированная торговля, например, акциями на бирже. Тут, как говорится, без комментариев – прогнозирование и спекуляции в чистом виде. Правда, есть одно «но»: в случае ошибки спросить не с кого.

Также ИИ применяется в рекрутинге. Причем это не просто сканирование резюме в открытом доступе, а поиск кандидатов с заданными параметрами. В идеале – с анализом открытой информации о кандидате по соцсетям и подбором точно заданного специалиста.

Но ИИ используется не только в финансовой сфере и рекрутинге. Он распространен и в медицине. ИИ может быть применен для диагностики, создания планов лечения и т. д. В отличие от финансовой или кадровой сферы, где потери измеряются в рублях, в медицине все гораздо серьезнее – потери, если что, измеряются «в людях». Наверное, поэтому, а также потому, что нет достаточной законодательной базы, ИИ в медицине в РФ применяется достаточно редко (отмечу, что возможны случаи, когда ИИ давал первичные рекомендации, а врач их подтверждал или опровергал).

Еще одна сфера, где ИИ применяется довольно интенсивно, – автомобили. Беспилотные автомобили, как наиболее яркий представитель этого сегмента. И различные ассистенты, помощники и «улучшайзеры». Например, парковочные ассистенты, системы раннего предупреждения о возможных опасных ситуациях и другие, которые невозможно жестко алгоритмизировать, и здесь в дело вступает ИИ. Производители, правда, чаще заявляют о том, что их системы – «с элементами» ИИ. Возможно, это соответствует действительности и в указанных системах присутствуют как жесткие алгоритмы, так ИИ (достоверно об этом ничего неизвестно, поскольку информации о подобных разработках, точнее об их начинке – немного). Цена ошибки тут тоже велика – человеческая жизнь.

Кроме собственно автомобилей, ИИ может пригодиться и для регулировки дорожного трафика. В качестве входных данных используется информация и с камер, и с навигаторов (отдельный вопрос о законности такого мониторинга). На основании данных ИИ может выбирать оптимальный режим работы светофоров и открытия реверсивных полос. А в наиболее продвинутых случаях – управлять движением через включение и выключение временных знаков (опять-таки, вопрос к соответствующему закону).

Вопросы бытового применения

Все чаще в быту мы встречаем искусственный интеллект. Например, в системе «умного» дома. Он может разблокировать двери на основе анализа лиц или, как вариант, открывать ворота перед машинами определенных марок с конкретным номером, или регулировать температурный режим в помещении, подстраиваясь под предпочтения владельцев, контролировать детей и домашних животных, подбирать музыку под настроение, которое он же и выявляет по характерным признакам.

Еще ИИ может следить за чистотой и порядком, например, запустить робот-пылесос в момент, когда хозяев нет, а чистота нарушена. Или вызывать экстренные службы в случае, если обнаружит серьезную угрозу жизни и здоровью людей.

В начале статьи я упоминал, что в современных смартфонах есть ИИ, но в основном в узком ключе – в ПО для камеры, чтобы так или иначе улучшить результат. Правда, последнее время ИИ вшивают еще в систему разблокировки по лицу, что с одной стороны, уже результат, а с другой – результат спорный (по Сети гуляет множество руководств, как его обмануть).

Разумеется, «бытовой ИИ» еще весьма юн. Ну так электричество тоже постепенно входило в нашу жизнь, и то, что в начале 1900-х казалось игрушкой для богатых, в 2000-х стало обыденностью.

Вместо заключения

Я коротко рассказал лишь о нескольких сферах применения ИИ – формат статьи не позволяет раскрыть каждый аспект подробно. Более того, за рамками статьи осталось применение ИИ в тяжелой промышленности, производстве, сельском хозяйстве и многих других отраслях. Но важно не это, а то, что ИИ становится не просто трендом – он превращается в часть нашей жизни, ту часть, без которой спустя какое-то время будет невозможно представить мир – так же, как, например, сейчас мы уже не представляем мир без Интернета.

 

 

Искусственный интеллект AI

Темы: Бизнес в цифре

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 02/2020], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Мы много и часто говорим о том, что "ИТ меняют наш мир". Посмотрим, как это происходит в Китае с применением конкретных инструментов и затрагивает сотни миллионов человек.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

VI Конференция ЦИПР-2021
Нижний Новгород, ул. Совнаркомовская, дом 13, «Нижегородская Ярмарка»
15 000 руб
23.06.2021
Выставка «EXPO-RUSSIA KAZAKHSTAN 2021»
Республика Казахстан
23.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00
ЖКХ Будущего. Актуальные вопросы и решения
ОНЛАЙН
10 500 руб
24.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00