Импортозамещение в ИТ-отрасли. Взгляд из 2020

Логотип компании
Импортозамещение в ИТ-отрасли. Взгляд из 2020
С самого начала было понятно, что в качестве долгосрочной стратегии импортозамещения нужно рассматривать переход от проприетарного программного обеспечения к открытому и бесплатному

С тех пор, как ряд российских предприятий попал в список организаций, с которыми американским компаниям запрещено заниматься бизнесом, а также был введен ряд других санкций — например, запрет на денежные транзакции и на поставки продукции и услуг между российскими компаниями и компаниями стран ЕС, США и других стран — до неузнаваемости изменился не только ИТ-ландшафт отечественной промышленности, но и подходы к автоматизации.

Все силы российских ИТ-производителей и интеграторов были брошены на то, чтобы минимизировать эффект от технологической блокады. И оказалось, например, что квалификация российских специалистов в области оборудования и программного обеспечения достаточно высока для того, чтобы вместо фирменной поддержки можно было использовать поддержку российских интеграторов — конечно, только тех, кто не был связан обязательствами с западными поставщиками.

Смена парадигмы

Поставки оборудования какое-то время продолжались из старых запасов российских интеграторов. Но после этого был неизбежен переход на альтернативные типы оборудования от производителей из других стран. Например, серверы с архитектурой x86 и широкий спектр сетевого оборудования в избытке производятся странами, не принявшими санкций против российских компаний. Конечно, это не касается высокопроизводительных систем хранения данных, но поскольку мир явно движется к горизонтально масштабируемым приложениям, санкции подтолкнули часть разработчиков к портированию и масштабированию приложений в расчете на простые коммодитизированные платформы.

И все же с самого начала было понятно, что в качестве долгосрочной стратегии импортозамещения нужно рассматривать переход от проприетарного программного обеспечения к открытому и бесплатному. Ведь стек доступного открытого программного обеспечения достаточно широк и закрывает, в частности, почти все классы программного обеспечения — электронная почта, порталы, операционные системы, системы управления базами данных и т. д.

Ситуация с аппаратным обеспечением была несколько проще, поскольку аппаратный рынок (кроме, возможно, рынка компонентов, таких как процессоры) в значительной степени демонополизирован, производителей серверов, коммуникационного оборудования и систем хранения довольно много, и оборудование становится все более и более коммодитизированным.

Дорогое импортозамещение

Довольно серьезной проблемой было то, что многим компаниям самим приходилось разрабатывать для себя стратегии импортозамещения и бороться с очевидными трудностями — зачастую огромными. А ведь импортозамещением — долгим, сложным и очень дорогим процессом — обязательно, как многие считают, должно управлять государство. Комплекс мер по импортозамещению явно должен был включать в себя и изменение учебных программ, и поддержку компаний, работающих в сфере свободного ПО, и госзаказ по переходу на открытое ПО для предприятий, критичных для жизни страны.

Однако в реальности большая часть предприятий, столкнувшись с необходимостью перехода на продукты и технологии ранее незнакомых им вендоров, были вынуждены преодолевать неизбежные трудности такого перехода. Оказалось, что при изучении новых технологий далеко не всегда помогает знание аналогичных решений других вендоров, и во многих случаях попросту нельзя обойтись без сертифицированного обучения.

При этом, если многие компании понимали импортозамещение как переход от технологий традиционных западных вендоров к решениям южнокорейских и китайских производителей, то другие понимали его буквально, как уход от любых зарубежных решений. И, хотя многие отечественные производители оборудования собирают конечный продукт из китайских или тайваньских комплектующих, либо создают OEM-решения на базе компонентов западных вендоров, существует и определенный класс производителей, которые выпускают оборудование на собственных заводах в России, пользуясь инвестициями от государства.

Что же касается программных средств, далеко не все западные продукты можно заменить решениями с открытым кодом! Эксперты отмечали, что на создание зарубежного ПО уже были потрачены многие тысячи человеко-лет, и даже на простое копирование функциональности существующих продуктов нужны огромные ресурсы — а значит, нужны масштабные инвестиции: либо через выделение бюджетов потребителям, либо через финансирование производителей. Разработчики сетовали на то, что если к иностранному ПО нет вопросов по функциональности, то российские продукты должны доказывать свою жизнеспособность.

Будущее российского ПО

Тем не менее, за прошедшие годы российские прикладные ИТ-решения существенно нарастили свои возможности и повысили конкурентоспособность. Изменилось и отношение заказчиков к российским разработкам — чувствуя недостаток в отраслевых решениях, они стали все чаще выбирать российских разработчиков для сотрудничества и создания нужных им продуктов. Многие вчерашние противники импортозамещения перестали искать аргументы против перевода своих ИТ-инфраструктур на отечественные программные продукты, приступили к формированию корпоративных программ технологической независимости и начали выбирать российские продукты для автоматизации тех или иных процессов.

Тренд на импортозамещение усиливается с каждым годом, темпы в ИТ отрасли растут. Процессы импортозамещения привели к тому, что ассортимент ИТ-продуктов расширился: на рынке теперь есть и западные, и азиатские, и отечественные производители, решения которых можно сравнивать как с точки зрения технологий, так и с точки зрения цены и экономии. Появляется все больше успешных российских ИТ-решений, отношение к отечественным разработкам улучшается. Заказчики уже в состоянии подбирать комплекты отечественного ПО для оптимального решения типовых задач — и учатся анализировать экономическую эффективность перехода на отечественные продукты.

Читайте также
Исследования показывают, что больше 85% руководителей считают ИИ важным для достижения стратегических целей. Однако как это применять на практике и с чего начать? Об этом IT World рассказал руководитель блока «Цифровой Бизнес» УК «Альфа Капитал» Антон Граборов.

Опубликовано 05.05.2020

Похожие статьи