Лекарство от рутины: что полезного делают роботы в фарме

Логотип компании
Лекарство от рутины: что полезного делают роботы в фарме
Сегодня роботам прежде всего поручают бумажную работу. Это обработка заявок, распознавание и сканирование документов, счет-фактур, договоров и соглашений

Фармацевтический сектор работает над сокращением разрыва между ростом издержек в различных процессах и в условиях усиления регуляторного контроля. Фармкомпании сталкиваются с трудностями в получении одобрения и выводе новых лекарств на рынок. Сотрудники перегружены бюрократическими задачами, что также отражается на микроклимате компании. Появление программной роботизации процессов (RPA) обещает изменить игру, применяя роботов для выполнения больших объемов повторяющихся задач, которые в настоящее время решаются людьми.

Большинство бизнес-процессов в отрасли связано с клиническими испытаниями, управлением клиническими данными, фармаконадзором. Повторяющиеся рутинные действия встречаются в логистике, бухгалтерии, мониторинге цен на ЖНВЛП, при взаимодействии с подрядчиками и чиновниками. Роботы могут ускорить такие процессы в фармацевтике, как ввод данных в статистические базы, контроль за соблюдением протоколов клинических испытаний, а также многие другие. При этом позволяя сотрудникам сосредоточиться на выпуске востребованных и эффективных препаратов на рынок.

Фармбизнес очень своеобразен, у каждой компании свой набор процессов для автоматизации. Индустрия уже стремится к адаптации своей ИТ-инфраструктуры к внедрению роботов. Помимо повышения продуктивности и снижения затрат, внедрение RPA принесет бизнесу еще ряд преимуществ. Например, для международных фармкомпаний роботизация позволяет вести бесперебойную работу, несмотря на разницу часовых поясов. Роботы не требуют больших инвестиций, интеграции с работающими ИТ-системами, умения программировать для их настройки.

Вакантные позиции для роботов

Изначально технологии RPA применялись на производстве и тестировании препаратов. Роботы занимались вводом информации в статистические базы, отправляли данные регулирующим органам, мониторили соответствия протоколов требованиям и так далее.

Сегодня роботам прежде всего поручают бумажную работу. Это обработка заявок, распознавание и сканирование документов, счет-фактур, договоров и соглашений.

Например, в крупнейшем российском фармацевтическом холдинге («ПРОТЕК») стояла задача автоматизации процесса обработки заявок, попавших в категорию невыполненных в системе Oracle E-Business Suite (OEBS). 35 диспетчеров вручную обрабатывали около 100 обращений в день. После внедрения RPA тот же объем операций стал выполнять один человек при помощи двух роботов.

Значительно ускорился в данной компании и процесс обработки претензий и обращений клиентов по недовложениям/пересортице/излишкам. По вариативному алгоритму робот стал отбирать в базе данных обращения по категориям и совершал ряд проверок для вынесения вердикта по удовлетворению или отклонению заявки. 1 программный робот заменил более 40 операторов, избавив их от монотонной ручной работы.

В другой крупнейшей химической и фармацевтической компании с разветвленной по всему миру сетью (российские офисы расположены в 35 городах страны) были автоматизированы различные, не связанные между собой бизнес-процессы в бухгалтерии и других подразделениях, что потребовало создания расписания запуска. Был разработан специальный планировщик, который выбирает процессы без возможного возникновения коллапсов в очереди задач на выполнение.

Сейчас встроенный робот отправляет сообщения на почту оператора в случае новых инцидентов, экспортирует файлы транзакций на удалённое хранилище, давая им уникальные имена, загружает появившиеся документы в CRM, исправляя все ошибки. Ежедневная загрузка сотрудников бухгалтерии и смежных направлений рутинными задачами снизилась на 30% (864 ч.ч. или 108 человеко-дней в год).

RPA как помощник маркетологам

В отделе маркетинга роботы также могут быть полезны. В фармбизнесе это особенно необходимо, чтобы оставаться на плаву в бурно развивающемся рынке. Высокая реакция на запросы позволит вести оперативную коммуникацию с клиентами. Кроме того, автоматический помощник может проводить анализ присутствия конкурентов в сети на нескольких сайтах. При помощи RPA можно отслеживать активность конкурентов, каждый день мониторить изменения в их жизни. Роботу можно поручить следить за новостями, кадровыми перестановками, ценовой динамикой цен и так далее.

В заключении хочется отметить, что в таком социально значимом бизнесе как фармацевтическом, внедрение RPA позволит руководителям компаний пересмотреть методы штатной организации. Те рабочие места, которые подразумевают взаимодействие с роботами, станут более привлекательными. У действующих сотрудников появится больше мотивации на обучение и развитие soft skills. У новичков - возможностей для реализации и получения ценного опыта.

Автор: Сергей Панченко, руководитель направления роботизации (RPA) и управления бизнес-процессами (BPM) компании NFP

Опубликовано 12.10.2020

Похожие статьи