«Бархатная революция» Low-code: все только начинается
Радикальная трансформация ИТ-отделов подкралась незаметно. До недавних пор считалось, что цифровизация бизнеса только усиливает роль ИТ-департамента, который начинает играть все более значимую роль в развитии бизнеса. Это так. Однако жизнь показала, что параллельно действуют не менее мощные тенденции, например, растущая популярность Low-code – «программирование без программиста», которая подтачивает значимость профессионального кодописателя для задач корпоративной информатизации.
И вот уже возникают алармистские идеи: если каждый сегодня может стать разработчиком, значит, образно говоря, любая домохозяйка, не отрываясь от приготовления обеда, может в удаленном режиме набросать пару – тройку цифровых корпоративных сервисов? Все, конечно, слышали про то, что в век тотальной информатизации многие сегодняшние профессии исчезнут, но вот чтобы такой исчезающей натурой оказался инсорсинговый программист, - это что-то новенькое. Обыденное программистское сознание отказывается принимать этот факт, и воображение рисует страшный образ «обезьяны с гранатой» - той, которая ничего не понимает в высоком искусстве разработки серьезных программных решений, но по всем пылом неофита выдает на-гора новые и новые сотни строк low-code, которые взрывают тщательно выстроенную к тому времени конструкцию цифровых корпоративных решений.
Правда, как водится, находится посередине: будут цвести все цветы, потому что потребности создания и поддержки информационной вселенной будут требовать участия все большего количества сотрудников.
Кто ответит за цифровизацию?
С того момента, как проекты корпоративной информатизации стали комплексными, а цифровизуемые процессы – сквозными, у бизнес-заказчиков из числа руководителей бизнеса стало возникать стойкое ощущение, что традиционный ИТ-отдел становится узким «бутылочным горлышком» для задуманной цифровой трансформации. В поиске работоспособной альтернативы классическим «водопадным» внедрениям, бизнес тестирует, например, различные варианты совместной деятельности с вендорами. Однако на картинке эволюции современных методов внедрения информационных систем остается «недостающее звено»: самописное ПО, коробочные продукты, вендорские Enterprise-решения. Все эти модели внедрения действуют в системе координат, в которой скорость внедрения является антитезой гибкости и функциональности.
Фактически методология Low-code является тем самым «недостающим звеном», которое на нынешнем уровне развития средств информатизации способна примирить скорость внедрения, гибкость внесения изменений и скорость этих изменений. Это стало возможным благодаря тому, что в активную фазу деятельности вступило новое поколение сотрудников – тех, которые не получили профессионального ИТ-образования, но запускать приложения на домашних девайсах научились раньше, чем ходить и говорить. Не случайно все чаще мы слышим о школьниках, которые, самостоятельно изучив те или иные инструменты разработки ПО, создают продукты, которые делают их авторов объектом охоты на них хедхантерских агентств.
Так на наших глазах формируются новые производительные силы общества: разработчиками цифровых решений становятся все. Вопрос только в форме участия каждого в этих процессах. А он тоже претерпевает изменения.
От каждого – по способностям
Концепция Low-code меняет само представление о том, что представляет собой труд разработчика ИТ-систем. Помимо традиционных ролей: вендор, интегратор, ИТ-отдел компании, – возникает новая роль – разработчик в стиле Low-code. Это некий собирательный образ сотрудников, которые вовлечены в информатизацию бизнес-процессов: работники бизнес-подразделений, которые, по сути, являются функциональными заказчиками цифровых сервисов, продуктовые бизнес-аналитики и т.п. В отличие от «боевых» разработчиков - профессиональных программистов и ИТ-специалистов интеграторов, их стали называть «гражданскими разработчиками» (Citizen Developers). Это название подчеркивает главное свойство этой разнообразной публики – отсутствие профессиональных компетенций ИТ-разработчика.
Интересно, что, с точки зрения, HR-службы, появление Citizen Developers не подразумевает создания новых видов должностей в компании и изменения штатного расписания. Ведь «гражданские» не превращаются в ИТ-разработчиков в традиционном понимании - они становятся создателями цифровых процессов и решений. Меняется не их роль в компании, а их компетенции, точнее, к традиционным компетенциям добавляется дополнительный навык, скажем, бизнес-сотрудник с умением настраивать процессы.
Меняются также и компетенции ИТ-департамента: там теперь работают ИТ-специалисты с умением контролировать работу «гражданских разработчиков» и ИТ-директор с умением организовывать совместную эффективную работу ИТ-профессионалов и гражданских. Вполне вероятно, что именно такие компетенции и опыт в ближайшем будущем станут особо цениться HR-отделами и рекруитинговыми агентствами.
Пожалуй, сегодня наиболее актуальным является вопрос о том, как организовать ежедневную работу этих сотрудников нового типа. Именно ответ на этот вопрос определяет в конечном итоге, чем обернется появление гражданских разработчиков в компании: «обезьяной с гранатой» или заменой части ИТ-персонала бизнес-сотрудниками?
Инструменты организации работы в стиле Low-code
Очевидно, что для того чтобы возможности Low-code имели реальную существенную ценность для компании, необходимо, чтобы гражданские разработчики могли реализовывать достаточно сложные сценарии реализации бизнес-процессов. В этой части мы достаточно давно наблюдаем эволюцию средств визуальной разработки.
Сегодняшняя концепция Low-code подразумевает принцип разработки Model-driven, то есть разработки, отталкивающейся от графических моделей. В этом контексте вопрос создания инструментов для ИТ-сотрудников и гражданских разработчиков принимает четкие формы. С одной стороны, появляется возможность реализовывать коммуникации сотрудников различных типов в едином рабочем контексте. А, с другой стороны, есть механизм создания «песочниц» для экспериментов гражданских под контролем старших товарищей из ИТ-отдела.
Эволюция или революция?
Эволюция инструментальных средств ИТ-разработки приводит к настоящей революции в корпоративных бизнес-коммуникациях. Раньше взаимоотношения ИТ-сотрудников и бизнес-сотрудников были, по определению, конфликтными. Конфликт интересов закладывался изначально традиционной ролевой моделью «внутренний заказчик – исполнитель». Теперь они оказываются равными партнерами, причем, каждый занимается своим делом и получает при этом возможность карьерного роста. Бизнес-сотрудник – уже не просто пользователь ИТ-системы, а ее владелец с правом развития и получения новых бизнес-результатов. ИТ-специалист, наконец, избавляется от постылой рутины и может заняться реально прорывными вещами для цифровизации бизнеса.
А все почему? Потому что радикально меняются сами принципы создания цифровых решений: раньше сам человек-айтишник был тем самым инструментом цифровизации бизнес-понятий, а теперь его место занимает инструмент программной реализации бизнес-понятий. Самое важное в этой ситуации – то, что человек при этом не вытесняется программным инструментом, а переключается на творческие работы, которые инструментарию Low-code не под силу. Иными словами, ИТ-отдел совершенно не утрачивает своей ведущей роли в цифровой трансформации компании. Наоборот, эта его ведущая роль становится еще более значимой, как в плане стратегии преобразований, так и в отношении силы, организующей совместную работу с «гражданскими». Более детально познакомиться с лучшими практиками в этой сфере можно в материале « Гражданская» разработка: Шпаргалка для ИТ-директоров».
Пожалуй, самое главное изменение для профессионалов заключается в том, что они получают возможность сосредоточить свое внимание на задачах развития ИТ-инфраструктуры, c точки зрения правил и принципов управления – того, что принято подразумевать под понятием «Governance». В ИТ-среде стали привычными словосочетания BPM Governance, SOA Governance, IT Governance и т.п. Видимо, пришло время ввести в обиход понятие Citizen Development Governance. Оно подразумевает принципы регламентирования деятельности «гражданских» со стороны ИТ-профессионалов. Например, один такой принцип - править приложение в продукционной среде нельзя – очевиден для ИТ-департамента, но для «гражданского» этот тезис может оказаться форменным откровением. Ему соответствует базовый регламент: исправления вносятся в среде разработки, затем обновленное приложение должно пройти процедуру приемки качества на стороне ИТ. А эта процедура, в свою очередь, включает, например, автоматическое регрессионное тестирование и т.п. мероприятия.
Вот так идея «двухскоростных ИТ», которую достаточно давно провозгласили аналитики Gartner, начинает обретать плоть и кровь, как в виде практических ростков Low-code, которые прорастают в самых разных сферах: быстрое создание сайтов, RPA, BPMS и т.п., так и в виде соответствующего уровня управления.
Опубликовано 27.10.2020