Кобот - еще одно устройство

Логотип компании
Случаев, когда кобот причинил бы вред человеку, не известно, а вот обратные ситуации случаются.

Обсуждать четвертую промышленную революцию абстрактно уже нет никакого смысла. Имеют значение только конкретные технологии, подходы, результаты проектов. Именно о практике применения роботов на производстве в России рассказывает менеджер по развитию партнерской сети на территории России и стран СНГ компании Universal Robots Андрей Садовский.

Коллаборативный робот, кобот: что подразумевает эта концепция?

Это название и этот подход появились в 2005 году при создании нашей компании. Наши коботы сделаны для помощи человеку, для совместной работы с ним, в отличии от роботов промышленных, задача которых работать совершенно независимо, без участия людей. Коботы могут работать в паре как с человеком, так и друг с другом. Не стоит их «демонизировать» или, напротив, идеализировать. Кобот – это просто еще одно устройство в группе станков, в цехе.

Любую новую технологию лучше всего характеризуют уже состоявшиеся проекты. Есть ли у UR кейсы в России?

Продажи коботов в России начались в 2018 году, осенью 2019 сменилась команда представительства и мы практически начали работу с нуля. За это небольшое время в работе или завершено довольно много проектов, большая часть из них под NDA, как обычно и бывает, когда заказчики рассматривают средства автоматизации как реальное конкурентное преимущество. Но о нескольких любопытных кейсах я рассказать могу.

Один российский кейс выполнен в компании «Данон», там кобот грузит упаковки с готовой продукцией на паллеты. Паллеты высотой свыше 2-х метров, коробки весят около 10 кг каждый. У «Данон» жесткие требования по охране труда, и в конце смен грузчики не раз жаловались на перенапряжение. Ну и, кроме того, представьте, что все, что вы делаете каждый день – поднимаете коробку и ставите его на паллет. Подобные рутинные операции нужно автоматизировать, а людей переключать на что-то более осмысленное. Кобот перемещает 8 коробок в минуту и не считает это скучным. Проект уже реализован на нескольких завода и масштабируется дальше, а паллетайзинг – складывание груза на паллеты – одно из направлений, где коботы наиболее востребованы.

Еще одно направление – копакинг. Многие FMCG-товары выпускаются в довольно крупной таре, так оптимально для производства. Затем для маркетинговых акций товары требуется разложить в небольшие упаковки. Перекладкой занимаются специальные фирмы. Например, из коробок, где лежит 6 шоколадок, их нужно разложить в коробки по 4 штуки. На такую работу нередко нанимают трудовых мигрантов, но в условиях пандемии это сделать невозможно, да и в любом случае немного найдется желающих заниматься такой рутиной. Здесь тоже помогают коботы.

Есть много кейсов со станочной тематикой, тоже связанной с загрузкой и разгрузкой. Везде, где есть металлообработка на станках с ЧПУ, требуется загрузка деталей в станок и выемка их обратно. Обычно на каждый такой станок ставят оператора, или несколько человек обслуживает группу станков. Если используются коботы, достаточно одного человека-оператора на группу, для контроля.

Есть кейсы с роботизированной сваркой. Каркас некоторых новогодних искусственных елок для улиц, например, сваривают коботы. Работают два кобота: один подносит детали, другой варит. После завершения операции каркас вращается, и цикл повторяется. Задачи пайки или сварки множества однотипных соединений успешно перекладывают на коботов. Есть кейсы, когда человек подносит детали, а кобот сваривает элементы.

Безопасность: есть ли проблемы в этой области и как они решаются?

Случаев, когда кобот причинил бы вред человеку, не известно, а вот обратные ситуации случаются. Каркас кобота сделан из аллюминиевого сплава, внутри имеет деликатную «начинку», привода работают с частотой опроса 500 Гц, внутри достаточно электроники. Основная опасность – если кобот заденут погрузчики, кран, какие-то движущиеся части крупных машин. Ограждения обычно делаются именно для этого: чтобы никто не задел кобота, а не для того, чтобы оградить его от людей.

Коботы UR сертифицированы агенством TÜV Nord как удовлетворяющие требованиям общепромышленной безопасности. Сертификация на соответствие промышленной безопасности всего роботизированного узла выполняется самими заказчиками либо системными интеграторами, мы этого сделать не можем, но контактируем с организациями, которые профессионально помогают в прохождении сертификации.

На некоторых производствах возникают вопросы с искробезопасным или взрывобезопасным исполнением коботов. Коботы UR в таких условиях можно применять с использованием специальных чехлов, например с искробезопасными чехлами. Но 100% гарантии в таких случаях мы не даем. Это выбор заказчика – принимать ли такие риски. Обычно коботы работают в помещениях и средах с обычными условиями. Формально это роботы общепромышленного применения с высокой пыле- и влагозащищенностью.

Как оценивается эффективность, окупаемость проектов с коботами?

Чтобы «начерно» прикинуть окупаемость кобота на нашем сайте есть калькулятор. Все налоги, все затраты на работника, включая отопление, освещение, раздевалки и прочее, что необходимо для людей – в нем все это учтено. Для российского региона в среднем окупаемость робота составляет полтора–два года. Даже если есть безработица, но квалифицированной рабочей силы не хватает, коботы могут быть выходом из положения. Есть и другой эффект: если есть перебои в заказах или у компании мелкосерийное производство, продукция часто меняется, робота можно перенастроить быстро. Не говоря уже о том, что коботы не болеют, им не нужно платить зарплату, они работают круглосуточно.

Сколько времени обычно занимает проект? Не возникает ли проблем с интеграцией?

От трех месяцев до полугода уходит на предварительные обсуждения, подготовку, документы, конкурсы, составление ТЗ и проверку его реалистичности. Если интеграция с окружением минимальна – быстрей. Если требуется вписать коботов в инфраструктуру и работать они должны в заданном ритме – дольше. Но в любом случае это «бумажная» часть проекта, а на собственно внедрение уходит неделя-две. Это быстро и несложно. Запрограммировать кобота можно за пару часов, причем высокой квалификации для этого не нужно, достаточно пройти курс в нашей бесплатной онлайн-академии. Многие наши крупные заказчики обучили своих сотрудников и обслуживают коботов самостоятельно. Это не требует больших затрат времени или средств.

Что касается интеграции, то контроллер кобота подключается в АСУ верхнего уровня, взаимодействует со станками, конвейерами, датчиками. Есть как цифровые, так и аналоговые выходные сигналы. Поддерживаются протоколы Modbus, Profinet, EtherNet/IP, по большому счету проблем с интеграцией не бывает.  

Самый уязвимый элемент кобота - суставы. Если что-то и ломается, то чаще всего именно сустав. В таких случаях его заменяют целиком на месте. Если кобот полностью выходит из строя, что бывает довольно редко, его тоже заменяют как можно быстрей, а затем уже выясняют, был ли случай гарантийным или нет.

Куда вы «ведете» своих коботов? Как они развиваются?

Сами устройства постоянно совершенствуются, например, появляются модели, способные поднимать уже грузы весом до 16 кг, а не до максимальных 10 кг, как раньше. Но принципиальное значение имеет другое. Клиентам чаще всего нужны не отдельные коботы, а решение проблемы в целом, скажем, нужен роботизированных узел сварки, чтобы закрыть сразу несколько технологических операций.

Поэтому основное развитие идет именно в сторону разработки таких комплексных решений, создание наборов устройств, удачно выполняющих востребованные задачи. В этих решениях применяется специализированный софт, но клиенту уже не придется заказывать его самостоятельно, он получит роботизированый узел, готовый к работе.

Опубликовано 19.11.2020

Похожие статьи