Цифровое госуправление: по чертежам и картам

Логотип компании
Цифровое госуправление: по чертежам и картам
Что и как меняется при цифровой трансформации в организациях и их информационных технологиях? Как управлять сложностью изменений?

Что обычно приходит на ум, когда вы слышите словосочетания вроде «цифровое государственное управление» или «государственные информационные системы»? Вероятно, вы вспомните о неудобных или непонятных интерфейсах, перебоях в работе сервисов, проблемах с безопасностью данных граждан, ошибках в алгоритмах принятия решений.

Подобные примеры бывают в самых разных странах. Но, точно так же есть мощная тенденция перевода в «цифру» и трансформации государственных услуг, функций, процессов контроля и надзора. В «цифру» переходит и взаимодействие участников экономической деятельности – клиентов, компаний, банков, происходит цифровая трансформация отраслей экономики. Государства конкурируют в сложных рейтингах цифрового развития, уровень которого стал одним из критериев качества.

По степени важности программы развития искусственного интеллекта в США и Китае сопоставляются с деятельностью по освоению космического пространства.

В Центре подготовки руководителей цифровой трансформации происходит обучение государственных служащих, ответственных за цифровую трансформацию российских органов власти всех уровней. Помимо этого, разрабатываются аналитические и методические материалы по цифровой трансформации госуправления, цифровым платформам, реализации проектов цифровой трансформации, проводятся исследования в области управления изменениями и этики цифровых технологий, включая этику данных, этику искусственного интеллекта, защиту приватности и цифровых прав граждан.

В новой, опубликованной в январе 2021 года работе «Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить» авторский коллектив и эксперты Центра создали методический инструмент, который поможет командам цифровой трансформации органа исполнительной власти, отрасли, региона, края предложить прорывную, реализуемую, гибкую, целостную, современную стратегию. Многое в материале пригодится и руководителям трансформации компаний.

 Трансформация: содержание и сложность

«Цифра» меняет модель деятельности (также используется термин «бизнес-модель») одновременно по целому ряду направлений: технологических, организационных, процессных, регламентных, а также в части данных. Ключевое отличие цифровой трансформации от предшествующих этапов применения ИТ в том, что фокус смещается от автоматизации и оптимизации процессов внутри компаний и органов государственной власти к переводу в цифру взаимодействия сети участников (например, игроков отрасли, ОИВ, граждан, надзорных органов и поднадзорных субъектов). Также среди изменений принятие решений на основе данных, в том числе с применением искусственного интеллекта.

Цифровое взаимодействие встречается постоянно: мы делаем покупки на цифровых платформах, получаем банковские кредиты согласно решению, принятому искусственным интеллектом, «собираем» себе пиццу в мобильном приложении, даже арендуем и оплачиваем велобайк через QR-код без участия человека. Эта же логика применима и к взаимодействию с государством: получение документов и разрешений, надзор без непосредственного взаимодействия с инспектором, получение адресной социальной помощи – эти и многие другие действия тоже переходят в «цифру», причем руководители цифровой трансформации госуправления работают со значительно большими уровнями сложности и ответственности за данные граждан и организаций, за соблюдение их прав и предоставление выбора получения услуги традиционным, нецифровым способом.

Не всякие изменения могут быть отнесены к категории трансформационных. Процитируем доклад: «Трансформация, как правило, характеризуется изменением целевых параметров не на несколько процентных пунктов, а в разы или десятки раз, причем изменения касаются не одного показателя, а совокупности ключевых показателей. Кардинальными считаются изменения, при которых происходит значительный прирост по ключевому показателю или по набору таких показателей».

Помимо технологической и организационной сложности, изменениям препятствуют неформальные привычки, договоренности, скрытые и явные интересы участвующих сторон. А если мы переходим к взаимодействию органов власти и граждан либо организаций на уровне региона или страны в целом – степень сложности и риски цифровых изменений умножаются.

Архитектурный подход

Что и как меняется при цифровой трансформации в организациях и их информационных технологиях? Как управлять сложностью изменений?

В докладе рассмотрен архитектурный подход, при котором организация представлена как совокупность слоев, каждый из которых содержит элементы организационной структуры, процессы, объекты данных, нормативно-правовые акты, системы, микросервисы, API. Архитектурная модель может состоять из нескольких десятков таких слоев.

Вернемся к идее алгоритмического взаимодействия участников. С точки зрения архитектуры это означает, что в охвате трансформации уменьшается количество «человеческих» компонент и растет доля цифровых. В них входят инфраструктура, сервисы, данные, а также люди, которые создают, настраивают, внедряют и поддерживают. Растет запрос на соответствующие компетенции, возникает необходимость переобучения.

В пределе – практически сто процентов взаимодействий становятся полностью цифровыми. На этом принципе работают организации в самых различных направлениях деятельности. Приведем лишь несколько примеров: сервис Whatsapp обслуживает миллионы клиентов, при том что в организации работают порядка ста сотрудников, цифровые платформы, на которых делаются десятки и сотни тысяч покупок товаров и услуг ежесекундно. Во всех подобных случаях радикально возрастает доля цифровых элементов архитектуры организации. Их становится больше, связи – сложнее, требования к надежности, непрерывности, безопасности – больше.

Можно ли управлять цифровым переходом в традиционной модели стратегического управления, при котором пишется общая стратегия (например, организации или региона), на ее основе делается стратегия развития информационных технологий, под них строятся планы и открываются проекты, потом… приходит время проектирования следующего стратегического цикла.

Управление построением и реализацией стратегии также можно трансформировать. При этом не только слои архитектуры организации, но и элементы стратегии (драйверы, внешний контекст, цели, показатели, ограничения и так далее) заносятся в цифровой репозиторий, единый для охвата трансформации. Устанавливаются связи элементов (например, декомпозиция целей на задачи и привязка систем к выполняемым ими функциям), появляется общее «игровое поле» стратегов и архитекторов, что позволяет выстроить последовательность постоянных, непрерывных и управляемых изменений. В этом отличие от долгих, масштабных, дорогостоящих трансформаций недавнего прошлого.

Читайте также
ИТ-образование — это обширная и многогранная область, охватывающая множество направлений, от разработки программного обеспечения до управления данными и информационной безопасности. В ближайшие 5-10 лет ИТ-образование будет продолжать быстро развиваться, реагируя на изменения в технологиях и запросы рынка труда. О том, каким ИТ-образование будет завтра, о ключевых тенденциях, изменениях в подходах к обучению и о том, как современные технологии влияют на подготовку специалистов IT-World рассказывает  Георгий Ефименко, основатель и генеральный директор IT-лаборатории VibeLab.


Успех начинается на старте

Многие из авторов доклада были свидетелями трансформационных программ и проектов, которые не продвинулись дальше замысла либо не были доведены до конца. Поэтому в докладе даются развернутые рекомендации по действиям команды руководителя цифровой трансформации до старта и на первых шагах.

Начинается все с необходимости понять, где мы находимся и куда хотим прийти (то есть каков образ целевого состояния), какие системы, сервисы и продукты уже работают и насколько готовы к изменениям инфраструктура и данные, кто поможет в реализации изменений, кто будет препятствовать и что с этим делать. И будет ли способствовать изменениям сама культура организации?

Доступны ли подготовленные ресурсы для проектирования и реализации дорожной карты, для управления изменениями, а главное – для разработки сервисов и платформ, для анализа получаемых данных, подстройки и совершенствования алгоритмов? Органы государственной власти работают в тенденции увеличения доли собственных разработок, то есть становятся до некоторой степени ИТ-организациями. В мире бизнеса эта тенденция насчитывает не один год, и сегодня команды разработчиков участвуют в хакатонах и создают цифровые продукты не только для компаний, но и, например, для Счетной палаты и Роструда. Спрос и конкуренция за ИТ-специалистов будут расти, как растет и количество интересных и масштабных задач построения цифрового государственного управления.

Ценность для граждан, ценность для всех

Мы нередко сталкиваемся примерно с такими тезисами: «у нас произошла цифровая трансформация, и вместо месяца граждане будут получать услугу за десять дней». В этом случае мы задаем контрольный вопрос: «А что мешает это сделать за 10 секунд, ведь процесс происходит полностью в «цифре», не задерживаясь ни на чьем столе?» Напомним: качественное изменение, когда целевые параметры меняются в десятки и сотни раз, и есть трансформация.

Следующая ценность – незаметное государство. Необходимость личного контакта сводится к нулю. Это предусмотрено, например, в сервисе взаимодействия с самозанятыми гражданами, который реализовала Федеральная налоговая служба. Далее мы переходим к проактивной модели, когда заявление на налоговый вычет подавать не нужно, он просто выплачивается на основании имеющихся у государства данных. Это возможно и реализовано, но пока не у нас.

Мы не зря говорим о роли данных. При цифровой трансформации они создаются в других объемах и качестве, нежели ранее, что открывает возможности внедрения подходов и инструментов доказательной политики, которая включает следующе компоненты:

1.             Принятие решений в госуправлении, основанных на данных (data driven governance). Реализуется с помощью сбора, обработки и систематизации данных, что улучшает понимание ситуаций as is & to be.

2.             Оценка логики и реализации госпрограмм, проектов, мероприятий (public policy evaluation). Дает понимание трансформационных механизмов, повышает качество организации процесса достижения эффектов.

3.             Оценка достижения итоговых эффектов реализации государственной политики (impact evaluation). Позволяет оценить связь между государственными интервенциями и запланированными эффектами.

Заключение

Понятие «цикл хайпа» или «цикл завышенных ожиданий», введенное аналитическим агентством Гартнер, не зря уже четверть века находит применение именно в сфере информационных технологий. Волна хайпа не миновала и понятие цифровой трансформации, что естественно для нового, сложного и многозначного явления.

Но время идет, и мы приходим к целостному проектированию трансформации с учетом возможностей технологий, ценностного и подхода для граждан, актуальных вопросов цифровой этики, человеческих реакций на изменения. Только такой взгляд на составляющие стратегии цифровой трансформации дает возможность управлять сложностью и реализовывать открывающиеся возможности. Об этом открытый доклад «Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить», и мы приглашаем вас к прочтению, обсуждению, дискуссии.




Опубликовано 01.02.2021

Похожие статьи