Цифровые потоки Росводоканала
Онлайн-встреча РУССОФТ с Сергеем Путиным, директором по информационным технологиям ГК «Росводоканал» была посвящена цифровой трансформации.
«Росводоканал» является крупнейшим частным оператором на рынке водоотведения и водопредоставления. Сегодня он оказывает свои услуги в семи крупных российских городах, обслуживая более 5,5 млн клиентов. В этом году к ним планируется добавить еще несколько городов.
Основная сфера деятельности компании - это инфраструктурный бизнес, к которому предъявляются достаточно жесткие требования в плане экологии, качества и надежности.
Плюс к этому достаточно много внимания в компании уделяется нетарифному бизнесу, так или иначе связанному с основным видом деятельности.
Внедрение ИТ проходило в «Росводоканале» в несколько этапов. На первом, который начался четыре года назад, требовалось обеспечить единую инфраструктуру, как с точки зрения ИТ, так и систем управления, а также наладить постоянный контакт с клиентами.
Задачи сегодняшнего этапа - форсированная цифровизация и автоматизация с переходом в ближайшем будущем на формат «Умный водоканал», подразумевающий 50% глубокой автоматизации и 20-25% цифровизации.
Хотя базовые вещи к настоящему времени уже сделаны, но пандемия с ее переходом на самоизоляцию показала, что в компании недостаточно быстро развивали направление клиентских сервисов и стали заниматься вопросами снижения влияния на различные процессы человеческого фактора.
Результатом стало появление приказа о цифровизации и дорожной карты, рассчитанной на пять лет. В нее были включены перспективные направления: клиентские сервисы, производство, новые цифровые продукты, аналитика данных/Big Date.
Что касается последнего направления, но оно имеет свою специфику, т.к. региональные компании, входящие в «Росводоканал, имеют разную степень зрелости и не все большие данные сегодня системно собираются и анализируются. Тем не менее ему уделяется большое внимание, т.к., например, имея понимание, какие были расходы за последние 2-3 года, а также потребление и давление, можно определить есть ли в инфраструктуре утечки или воровство, а так же спрогнозировать какую нагрузку давать сетям.
Большая часть аналитических работ выполняется с помощью Power BI, а для анализа данных по потерям используется онлайн-платформа для ЖКХ компании «Элдис» - игрока, вышедшего из ФРИИ.
Другие решения для нужд «Росводоканала», если они имеют приемлемую цену, так же приобретаются у сторонних поставщиков. Все же, что является уникальным или дорого стоит — создается внутри самой компании. Пример — платформа для биллинга и клиентских сервисов. По нескольким причинам было принято решение разработать ее собственными силами. Во-первых, аналогов такого продукта в России нет. Во-вторых, компания хочет предлагать его другим потребителям, зарабатывая на этом. А, вот, для бэк-офиса были приобретены уже готовые решения. Правда, они были кастомизированы под специфику ЖКХ.
Повсеместный перевод критически важной инфраструктуры, включая и системы водоснабжения, на цифровые рельсы, требует одновременного с этим внедрения средств информационной безопасности.
Буквально на днях в СМИ промелькнуло сообщение о том, что во Флориде неизвестный хакер удаленно проник в управляющий компьютер водопроводной системы города Олдсмар и попытался добавить в воду опасное количество гидроксида натрия.
Об аналогичной ситуации в неназванном городе сообщал в 2016 году и американский сотовый оператор Verizon Wireless. А в 2020 году имели место несколько неудавшихся взломов систем, управляющих водоснабжением в Израиле.
В «Росводоканале» хотя затраты на информационную безопасность в тарифах на услуги не заложены, имеется специальная дорожная карта, рассчитанная на три года. Одни из прописанных в ней мероприятий опережают график внедрения, а другие из-за пандемии на данный момент, что называется, схлопнулись,
В компании из-за ограниченного финансирования используют гибридную модель развития информационной безопасности, как сервиса - 50% этого направления делегируется сторонним организациям.