5 мифов об ИТ-аутсорсинге

Логотип компании
5 мифов об ИТ-аутсорсинге
Даже самые консервативные клиенты, те, кто до последнего настаивали на собственном ИТ-блоке, пересматривают свое отношение к аутсорсингу. Стереотипы уступают место насущной необходимости.

Текущая внешнеполитическая ситуация и спровоцированный ею массовый исход ИТ-специалистов заставили бизнес искать альтернативные ресурсы для решения оперативных и стратегических задач. Может ли ИТ-аутсорсинг стать одним из них?

За два с лишним года пандемии мировая ИТ-индустрия претерпела глубинную трансформацию, и в первую очередь – в плане восприятия роли ИТ-департаментов для бизнеса. Стало очевидно, что если конкурентную борьбу еще можно выиграть опираясь только на репутацию и лояльность клиентов, то преодолеть вызовы времени в виде «черных лебедей» без развитых технологий невозможно.

Выступая в роли ИТ-партнера, мы видим, как на фоне глобальных изменений меняется и роль ИТ в организациях. Крупные, консервативные компании стали воспринимать технологии практически так же, как крошечные стартапы - т.е. отводить им роль драйвера изменений. И если до пандемии ИТ-инфраструктура даже для самого прогрессивного бизнеса была неким экзоскелетом, который определял его развитие, то теперь это уже ЦНС, без которой компания будет нежизнеспособна.

Компании стремятся ускориться в реагировании на потребности клиентов и действия конкурентов: переезжают в облака, разрабатывают гибридные модели работы, разворачивают дополнительные мощности для совместного использования и т.п. При этом никто не отменял рутину, которая традиционно возлагается на ИТ-блок, а также задачи по интеграции, внедрению и поддержке лавинообразного потока новых продуктов и решений.

Обеспечить квалифицированные кадры в объеме, необходимом для выполнения стратегических и операционных функций, было сложно и до февраля 2022 года. Уже тогда компании жаловались на острую нехватку ИТ-персонала; после недавних событий и оттока специалистов из страны это стало практически невыполнимой миссией для ИТ-директоров.

Мы видим, что даже самые консервативные из наших клиентов - те, кто до последнего настаивали на собственном ИТ-блоке, пересматривают свое отношение к аутсорсингу. Стереотипы уступают место насущной необходимости. Чтобы не проиграть в гонке за технологическими изменениями в непростых кадровых условиях, бизнес делает ставку на партнерские отношения с ИТ-компаниями. В марте текущего года мы зафиксировали заметное повышение спроса на наши сервисы в рамках ИТ-аутсорсинга – и при этом, все еще ощущаем определенную настороженность к этому тренду. Это связано в том числе с большим количеством мифов, которые за сравнительно недолгий срок его существования успели сформироваться у потребителей.

Чтобы ИТ-аутсорсинг стал действительно эффективным инструментом для бизнеса – с точки зрения оптимизации ИТ-инфраструктуры или задач цифровизации – важно четко понимать все особенности этого явления. Поскольку подходы к аутсорсингу продолжают развиваться, некоторые давние заблуждения развеиваются, но появляются новые иллюзии. Достижение желаемых результатов при работе с ИТ-партнером зависит от четкого понимания того, что возможно, а что нет, какие функции остаются за клиентом и какие новые возможности он получает, обращаясь к подрядчику, что изменилось в моделях аутсорсинга, а что осталось прежним.

Миф 1: ИТ-аутсорсинг – удобное решение, чтобы переждать, когда все вернется к докризисному состоянию

Изменения, которые произошли на мировых рынках в последний месяц, показали – если у кого-то и были иллюзии в отношении того, что вместе с пандемией перестанут действовать и новые правила ведения бизнеса, самое время от них отказаться.

Конечно, эпоха более чем 90%-ой «удаленки» закончилась, но это не значит, что пошел обратный процесс. Мир преодолел культурное сопротивление дистанционному формату, а значит, он будет продолжать быть частью нашей реальности. Компаниям по-прежнему необходимы диверсифицированные каналы коммуникации с клиентами и персоналом – с гарантированной отказоустойчивостью и возможностью неограниченного масштабирования.

На этом фоне ИТ-аутсорсинг становится скорее эффективным решением по адаптации к изменяющимся условиям и трансформации внутренних бизнес-процессов под запросы новой реальности. Потребности в обслуживании и разработке инфраструктуры и приложений продолжают расти, а требования к компетенциям меняются так быстро, что ИТ-департаменты просто не успевают расширять штат. Компании, предлагающие услуги по ИТ-аутсорсингу, находятся в этом отношении в более выгодном положении – они успели нарастить необходимый пул специализаций и готовы делиться экспертизой под конкретные проекты.

Миф 2: SaaS делает ИТ-аутсорсинг ненужным

На самом деле SaaS и ИТ-аутсорсинг тесно связаны. Как показывает наша практика, более 60% компаний увеличили свои расходы на ИТ именно после запуска того или иного облачного решения. Да, SaaS – отличный инструмент, чтобы обеспечить масштабируемость своих проектов, равно как и сократить капитальные расходы. Да, провайдер обязуется брать на себя все функции по обслуживанию своего продукта. Однако в реальности большинству корпоративных пользователей нужна помощь в квалифицированном управлении и развитии таких решений – и как правило, сами провайдеры редко могут или хотят предоставить такую услугу за рамками стандартной поддержки.

Миф 3: компании, отдающие ИТ на аутсорсинг, теряют лучшие кадры

С точностью до наоборот: ИТ-аутсорсинг позволяет сохранить ценных сотрудников и удержать таланты. После опыта дистанционной работы в пандемию персонал не готов возвращаться к режиму 5/7, а обслуживание ИТ-инфраструктуры и поддержка пользователей требует именно этого. Кроме того, отсутствие интересных задач – самая распространенная причина демотивации и ухода сильных специалистов. А ИТ-аутсорсинг – это возможность сконцентрироваться на тех видах деятельности, которые ключевые сотрудники находят значимыми для бизнеса, что увеличивает их вовлеченность. На фоне общего тренда на осознанное использование ресурсов, в том числе кадровых, освобождение высококвалифицированных работников от рутины только усилит ваши позиции как работодателя.

Миф 4: ИТ-аутсорсингом пользуются те, кто хочет сэкономить

Не стоит путать оптимизацию и экономию. Заманчиво низкие расценки на ИТ-услуги – это повод задуматься. Если говорить о себестоимости ИТ-аутсорсинга как продукта, она также подвержена внешним факторам, как и другие сервисы на этом рынке, и поэтому не может снижаться без потери качества.

ИТ-аутсорсинг – это в первую очередь постоянный и быстрый доступ к необходимому пулу ИТ-компетенций. Поскольку цифровая трансформация зарекомендовала себя как ключевой фактор роста бизнеса, компании готовы платить больше за необходимые навыки. Ключевая функция ИТ-аутсорсинга изменилась с экономии на скорость и непрерывность бизнес-процессов.

Миф 5: ИТ-партнер должен находиться в регионе присутствия

До пандемии COVID-19 так и было. Даже крупные бренды зачастую предпочитали локальных поставщиков ИТ-услуг – для каждого регионального представительства или офиса. Уже тогда это усложняло процесс управления ИТ-системами и сетями компаний, а после ввода карантинных ограничений, которые в некоторых регионах переходили в локдаун, такой подход подтвердил свою бесперспективность и опасность для бизнеса. Небольшие местные провайдеры закрывались под давлением кризиса либо были вынуждены приостановить деятельность. Бизнес задумался над консолидацией – стало очевидно, что наличие ИТ-партнера, способного обеспечить единую зону ответственности за целое направление во всех точках присутствия бизнеса, минимизирует риски и гарантирует устойчивость цепочки поставок.

Читайте также
IT-World разбирался, как сделать так, чтобы специалист на удаленке не смотрел весь день сериалы под кофе, или тем более алкоголь? Как помочь ему сохранить рабочий фокус, но при этом не заставлять перерабатывать?

***  

Сколько бы не продлился текущий кризис, его влияние на бизнес будет ощущаться довольно долго – а это значит, что потребность в оптимизации, которую большинство организаций начали реализовывать еще в предыдущие два года, только усилится. На этом фоне шеринговые модели становятся все более актуальными и востребованными: поддерживать ИТ-инфраструктуру и заниматься созданием и внедрением новых решений исключительно собственными силами так же нецелесообразно, как, например, покупать собственный самолет, чтобы отправить сотрудников в командировку.

 

 

Опубликовано 26.04.2022

Похожие статьи