ИТ-сервисы: рынок стал свободнее

Логотип компании
ИТ-сервисы: рынок стал свободнее
Многие сервисы покинули страну, и это дало толчок перспективным, но ранее не популярным отечественным аналогам. Приток аудитории и здоровая конкуренция привели к безусловному росту качества ИТ-продуктов.

За последние несколько лет в мире произошло и продолжает происходить столько изменений и катаклизмов, что можно смело говорить о том, что жизнь меняется буквально на глазах. Эти изменения касаются, прежде всего, экономики, различных ее сфер, в том числе ИТ- и телекома. Казалось бы, все мы пережили серьезнейшее потрясение в виде пандемии коронавируса, но следом за ней мир накрыла новая волна, связанная со специальной военной операцией на Украине, последовавшие за ней максимально жесткие международные санкции, уход зарубежных вендоров и экстренный поиск путей импортозамещения для множества заказчиков. Происходит трансформация ИТ-индустрии, всех ее направлений. Меняется в том числе и рынок ИТ-услуг и сервисов. О том, что на нем происходит в настоящее время, мы поговорили с экспертами, представителями ведущих отечественных ИТ-компаний.

Благоприятное влияние пандемии

Количественные изменения были отмечены на этом рынке еще в допандемийные времена. Это естественный процесс, обусловленный ростом экономики в целом. «Рынок ИТ-услуг, разумеется, стал расти, особенно в денежном эквиваленте. Еще в пандемию повысился спрос на облачные сервисы разного профиля, особенно в части B2B, которые позволили бы вести различные рабочие процессы удаленно. При этом, если говорить о развитии отечественного производства, толчок на фоне всеобщего бума был, конечно, но небольшим, на мой взгляд, поскольку западных сервисов хватало и им исторически отдавали предпочтение. В конце концов и наши разработчики работали на западные компании, развивали западные сервисы», — вспоминает Александра Тимонина, директор по маркетингу компании «ПС СТ».

Александра Тимонина («ПС СТ»)
Александра Тимонина («ПС СТ»)
Александра Тимонина («ПС СТ»)

У большинства активных пользователей западных сервисов восприятие отечественных аналогов будет априори негативным, и нельзя сказать, что оно необоснованно: в конце концов, у западных компаний было больше ресурсов, и денежных, и человеческих. Однако отношение может измениться в процессе, когда задачи, которые стоят перед пользователем сервиса, будут решаться.

Леонид Трунов, руководитель ГК Tanais, выделяет такие аспекты изменения рынка, как импортозамещение, стоимость ИТ-услуг, квалификация специалистов, начальная лоскутная автоматизация отдельных процессов, потребность в быстрой обработке информации, скорость принятия решений и выполнения задач, общий тренд на цифровизацию предприятий. «В связи с этим увеличивается потребность в публичных, в том числе и государственных, облачных сервисах; обработке, передаче и анализе больших объемов данных (Big Data, BI), в частности за периметром предприятий. У крупных заказчиков, где настроены отдельные процессы, сейчас есть ориентир на интеграцию различных сервисов. Чтобы включить в ИТ-ландшафт уже используемые в компании системы, такие заказчики ориентированы на цифровизацию и роботизацию процессов, применение облачных и мобильных приложений. Появляется понимание и потребность перейти в «цифру» и на безбумажное управление, а не просто автоматизировать процессы. Отсюда предпосылки к спросу на информационную безопасность, электронные подписи, цифровые архивы, организацию удаленного взаимодействия внутри компании и с контрагентами. У каждой платформы есть свои преимущества и функциональные возможности, которые могут закрывать определенные задачи бизнеса. Заказчики все больше понимают это и не стремятся внедрять одну информационную систему, которая заменит весь «зоопарк», а рассматривают возможность создания общей корпоративной информационной системы из ряда продуктов, присутствующих на российском рынке. Учетные системы, BPM-платформы, системы ЭДО, корпоративные порталы — все они могут быть объединены в единое информационное пространство», — комментирует он.

Леонид Трунов (Tanais)
Леонид Трунов (Tanais)
Леонид Трунов (Tanais)

Нехватка зарубежных продуктов больше всего ощущается в инфраструктурных решениях. И если зарубежные партнеры окажут нам сейчас поддержку, то мы сможем выдержать эти проблемы и быть конкурентоспособными.

В целом, эксперты положительно характеризуют влияние, которое оказала пандемия на рынок ИТ-услуг и сервисов. «Если говорить про последние несколько лет, то бизнес очевидно поверил в критичность цифровизации. Пандемия доказала, что без технологий кризис не пережить, они помогали быстро перестраиваться, менять бизнес-модель в зависимости от ситуации на рынке, плюс обеспечивали необходимую устойчивость и конкурентоспособность. Это было время «быстрых» проектов, запуск которых не требовал много времени, и почти сразу давал результаты, особенно это касалось разнообразных e-commerce-решений. Клиенты стали быстрее принимать решения по запуску новых проектов, причем как положительные, так и отрицательные. Это помогало экономить силы и бюджеты, — говорит Владимир Вертоградов, управляющий директор компании «Норбит» (ГК «ЛАНИТ»). — Бурно развивались облака. Даже компании, относившиеся к ним с большой долей скептицизма, выбирали их в поиске эффективных инструментов для удаленной работы. Многие пытались уйти от лоскутной цифровизации и искали системы, которые могли бы стать цифровым ядром бизнеса. Однако вскоре мы увидим обратный тренд: решения глобальных ИT-гигантов сложно заменить единственным отечественным продуктом, поэтому вновь вернется «цифровой зоопарк» и мы будем искать возможности для интеграции в едином контуре решений разных вендоров».

«За последние полгода многие сервисы покинули страну, и это дало толчок перспективным, но ранее не популярным отечественным аналогам. Приток аудитории и здоровая конкуренция привели к безусловному росту качества ИТ-продуктов. Некоторые сервисы прошли естественное нагрузочное тестирование и усовершенствовали серверное оснащение. Кроме того, всплеск атак и утечек персональных данных спровоцировал экстренную модернизацию систем и регламентов безопасности», — резюмирует Роман Фомин, директор по финансово-техническому развитию компании RC Group .

Роман Фомин (RC Group)
Роман Фомин (RC Group)
Роман Фомин (RC Group)

Освободился масштабный рынок, и спала власть фактических монополий зарубежного софта. Оздоровилась конкуренция и на этой почве, очень быстро растет качество отечественных аналогов.

Консалтинг прежде всего

Сегодня можно говорить о перераспределении интересов клиентов к ИТ-услугам, продуктам и сервисам. «Ограничения на работу в России таких крупных вендоров, как, например, Microsoft, спровоцировали повышение спроса на российские операционные системы. Так, не только все сегменты бизнеса, но и госкорпорации сейчас вынуждены искать альтернативы. Сокращение поставок серверного оборудования спровоцировало увеличение востребованности отечественных облачных хранилищ. Активизация киберпреступности, DDoS-атаки, количество которых кратно возросло в последние несколько месяцев, стимулируют интерес к российским разработкам в области информационной безопасности: решениям для защиты ИТ-контуров предприятий, инструментам защиты от DDoS-атак. Санкции в отношении финансовых учреждений подстегнули развитие финтех-платформ», — отмечает Сергей Левашов, руководитель центра пресейл-проектов компании RAMAX Group.

Сергей Левашов (RAMAX Group)
Сергей Левашов (RAMAX Group)
Сергей Левашов (RAMAX Group)

Часть платформ можно заменить оперативно, но сложное ПО может потребовать два-три года для создания рабочих аналогов.

По мнению Анны Шведовой, руководителя департамента бизнес-решений компании SimbirSoft, сейчас заказчики ожидают получить услугу в комплексе, даже если речь идет об ИТ-клиентах и чисто айтишных задачах. «Задача аутсорсинговой компании — не просто «закодить» по техническому заданию, а предложить услуги в комплексе, от проработки и подтверждения бизнес-идеи до публикации и поддержки продукта, — объясняет она. — Если говорить об ИТ-сервисе как о продукте, можно отметить тренд на автоматизацию, повышение значимости машинного обучения (ML) и работу с данными. В этом году вырос спрос на импортозамещающие продукты. Рассматривая ИТ-сервис как услугу, можно выделить рост запросов на услуги, связанные с безопасностью ИТ-систем, в частности ИТ-аудиты продуктов для бизнеса, которые вызваны в том числе сменой команд и подрядчиков».

«Самым востребованным направлением стал консалтинг, — убежден Владимир Вертоградов («Норбит»). — Клиенты нуждаются в поддержке, которая поможет перестроиться для новых вводных. И мы, обладая масштабной экспертизой внедрений как глобальных, так и российских продуктов, эту поддержку оказываем в режиме «24×7». Делаем аудит ИT-ландшафта, оцениваем риски, помогаем выбрать оптимальные решения российских вендоров под конкретные задачи, определяем приоритетность шагов, готовим дорожные карты и методологии». По словам Владимира, растет и направление заказной разработки. «Переход на отечественный софт — это полноценное перевнедрение, сопряженное с большим объемом разработки. Кроме того, большинство глобальных решений сложно заменимы одним продуктом и потребуют сразу нескольких. Соответственно, будет необходима дополнительная разработка для их интеграции друг с другом. Также стоит отметить высокий потенциал инструментов для повышения эффективности управления клиентами и поставщиками», — заключает он.

Владимир Вертоградов («Норбит» (ГК «ЛАНИТ»))
Владимир Вертоградов («Норбит» (ГК «ЛАНИТ»))
Владимир Вертоградов («Норбит» (ГК «ЛАНИТ»))

Бизнес привык к достаточно высокому качеству ИТ-сервисов. Поэтому даже с уходом глобальных вендоров компании будут требовательны к отечественным решениям, а зачастую будут искать не просто такую же функциональность. Вполне вероятно, что возникнут и дополнительные запросы: на более совершенные процессы, более удобные интерфейсы, большую скорость.

О востребованности ИТ-консалтинга рассказывает и Леонид Трунов (Tanais). «Любой системный интегратор ограничен функциональными возможностями той платформой, которую внедряет. С другой стороны, сам ИТ-сервис ограничен возможностями исполнителя и теми задачами, которые есть у конечного заказчика. Поэтому важно в принятии решения опираться не на платформу, а понять запрос бизнеса. Отсюда следует тренд на ИТ-консалтинг, исследование задач и потребностей бизнеса, которые можно решить с помощью того или иного ИТ-продукта. ИТ-консалтинг становится более востребованным — различные методологии по электронному документообороту, функциональным системам, автоматизации производства, взаимодействию с клиентами. Здесь нужно учитывать и мировой тренд, и российское законодательство, которое помогает развивать отечественные информационные системы», — отмечает эксперт.

Интеллекта стало больше

Рынок ИТ-сервисов меняется не только в количественном отношении. Растет и качественная составляющая. Искусственный интеллект и машинное обучение, роботизация и нейросети, обработка больших данных и другие технологические направления реализуются разработчиками в своих продуктах. К примеру, облачные технологии стали мейнстримом, хотя еще несколько лет назад заказчики присматривались к ним, как к чему-то новому и неизведанному. «Дополнительный импульс для роста и развития получило направление облачных вычислений, платформ виртуализации. Если в допандемийный период значительная доля заказчиков смотрела с осторожностью на данный ИТ-сегмент, то во время интенсивного перехода сотрудников на удаленный режим работы интерес к облачным хранилищам заметно возрос. Также наметился рост спроса на сервисную модель предоставления рабочих мест пользователей. В связи с уходом множества вендоров с российского рынка компании сталкиваются с проблемой выбора функциональных альтернатив уже привычным решениям. Но не у всех есть возможность организовывать собственными силами пилотные зоны для тестирования совместимости программных и аппаратных отечественных компонентов и реализовать их бесшовную интеграцию в существующую инфраструктуру. И в такой ситуации получение под ключ «АРМ как сервис» становится все более уместным. С большой вероятностью такие запросы распространятся и на другие компоненты ИТ-инфраструктуры», — отмечает Артем Спинул, заместитель генерального директора компании »Сервионика».

Артем Спинул («Сервионика»)
Артем Спинул («Сервионика»)
Артем Спинул («Сервионика»)

Можно сказать, что уже сейчас на рынке есть продукты, которые полностью покрывают функционал ушедших вендоров, а местами даже его превосходят.

В свою очередь Владимир Вертоградов («Норбит») говорит о безусловном технологическом лидерстве искусственного интеллекта в сегменте ИТ-сервисов. «Прогресс тут практически непрерывный. Ежемесячно выходят новые модели. Среди них особенно заметны русскоязычные языковые модели, которые можно использовать для различных NLP-задач, а также модели для компьютерного зрения и прогнозирования, — поясняет он. — Но, пожалуй, самое интересное — цифровые аватары, которые быстро эволюционировали из просто персонажей игр и видео и превратились в эффективный бизнес-инструмент. Например, объединение цифрового аватара с чат-ботом и системой синтеза голоса может серьезно изменить возможности удаленной коммуникации с клиентами». Подобного мнения придерживается и Анна Шведова (SimbirSoft). «В промышленности есть большой потенциал для применения технологических новинок как в автоматизации и управлении производством, так и в планировании и мониторинге. Руководители предприятий разных отраслей, в том числе горнодобывающих и нефтяных, стали всерьез задумываться о применении искусственного интеллекта, машинного зрения и анализа больших данных», — добавляет она.

Анна Шведова (SimbirSoft)
Анна Шведова (SimbirSoft)
Анна Шведова (SimbirSoft)

Тенденция к росту инсорсинга есть — по тем или иным причинам клиенты решают попробовать in-house или сократить аутсорс-команду. Оценить эффект такого «переключения» с внешних на внутренних специалистов можно будет только через несколько месяцев.

Обойдемся без гигантов?

Вернемся к объективным геополитическим факторам, от которых, к сожалению, никуда не деться. На российском рынке ИТ-услуг сегодня происходит перераспределение, связанное с уходом западных компаний и ведущих международных ИТ-корпораций. Александра Тимонина («ПС СТ») считает, что пока прошло слишком мало времени, чтобы можно было в полной мере проанализировать и оценить эту ситуацию. «Да, некоторые российские аналоги B2B-сервисов стали чаще появляться в инфополе, увеличивать клиентуру, но занять нишу сразу не получится, поскольку большинство схожих по формату сервисов уступают по функционалу и удобству, хотя нередко стоят тех же денег. Кроме того, остается открытым кадровый вопрос: ведь для развития этим сервисам нужны новые специалисты, а переманивать их с «западных рельсов» будет сложно, — утверждает она. — Некоторые гиганты были хороши тем, что в рамках одного сервиса могли закрывать много разноплановых задач или, иначе говоря, предоставляли услугу под ключ. Сейчас ситуация такова, что одному бизнесу приходится пробовать и подключать несколько разных сервисов, чтобы получить желаемый и привычный результат. Важно, чтобы отечественные ИТ-сервисы были открыты к доработкам и клиентоориентированы, это важно как для их внутреннего роста, так и для занимания ниши».

«Многие ИТ-решения, которые закрывали те же потребности, что и продукты западных вендоров, появились на рынке задолго до их ухода. В некоторых сферах российские разработчики конкурировали с зарубежными на протяжении десятилетий. Сейчас, когда устоявшийся баланс сломан, отечественные компании могут выходить на первый план с уже имеющимся у них опытом. Мы ожидаем, что, например, в сегменте чат-платформ большинство клиентов сделают свой выбор в пользу российских поставщиков уже до конца года. Рынок к этому готов. Будет расти внутренняя конкуренция, что в конечном итоге положительно скажется на качестве предоставляемого сервиса, продукта и обеспечит рост внимания к пожеланиям заказчиков», — полагает Николай Савельев, бизнес-партнер продукта «Чат-центр edna».

Николай Савельев («Чат-центр edna»)
Николай Савельев («Чат-центр edna»)
Николай Савельев («Чат-центр edna»)

В той или иной степени изменение рыночной конъюнктуры почувствовало большинство ИТ-компаний. Среди наиболее распространенных проблем: потеря доступа к рынкам за пределами СНГ или сложность работы на них, повышение стоимости и перебои с поставками серверного оборудования, необходимость замены зарубежных поставщиков облачных дата-центров на отечественные.

«Все дальше уходит такое понятие, как «внедрение платформы» — «внедрение SAP», к примеру. Заказчика интересует конечный результат — добиться бизнес-цели быстро, экономно и системно, — говорит Леонид Трунов (Tanais). — Именно понимание цифровизации процессов и уже потом выбор платформ, которые могут это решить. С другой стороны, да, появляются интересные нишевые продукты, которые смогут закрывать определенные задачи лучше остальных — это и оцифровка бумажных документов, и взаимодействие с клиентами, и закупочная деятельность, HR-процессы, интернет-магазин, электронное взаимодействие между контрагентами и государством и другие. Идея в том, что для заказчика корпоративная информационная система должна быть своеобразным пазлом, в котором все связано по принципу «в одном месте вводим информацию, и там, где нужно, она появляется». А с другой стороны, у предприятия должна быть возможность постоянно что-то менять, используя лучшие практики рынка. Тут как раз нишевые продукты и должны быть востребованы».

Опубликовано 28.07.2022

Похожие статьи