HR-парадоксы в российском ИТ: количество резюме растёт, но компании ощущают дефицит кадров

Логотип компании
HR-парадоксы в российском ИТ: количество резюме растёт, но компании ощущают дефицит кадров
Ситуации, при поверхностной оценке, выглядят взаимоисключающими, а значит требуют более тщательного анализа

Россия испытывает дефицит ИТ-специалистов, несмотря на популярность ИТ-специальностей и большой спрос на ИТ-образование. Анализ сообщений в СМИ и заявлений экспертов демонстрирует парадоксальную картину. С одной стороны, согласно данным РБК, в России острая нехватка ИТ-кадров, экономике нужно ещё как минимум 1000 000 специалистов. И это выглядит логичным, так как за два прошедших года количество аккредитованных ИТ-компаний в России выросло в 7 раз. С другой, парадоксально растет количество резюме ИТ-специалистов в текущем году, а значит просматривается перенасыщенность российского рынка труда, людьми освоившими ИТ-профессии. Ситуации, при поверхностной оценке, выглядят взаимоисключающими, а значит требуют более тщательного анализа.

Не те айтишники

Ситуация проясняется, если оценить опыт специалистов, которые находятся в поиске, и вакансии, которые открывают ИТ-компании. Большинство из тех, кто оставляет свои резюме на платформах для поиска работы — люди без релевантного опыта. Иными словами, те, кто получил специальность на многочисленных ИТ-курсах, зачастую не сталкиваясь с реальными проектами. Хорошо отлаженный маркетинг большинства российских образовательных компаний почти насильно втягивает в профессию всех кого может.

Маркетинговая политика таких курсов основана на убежденности в том, что  ИТ-специалистом может стать любой. В погоне за длинным рублём (средняя зарплата ИТ-специалистов по данным на 2021 год была на 133% выше, чем средний доход по стране, по данным Росстата), а в последние месяцы и в попытках в будущем избежать мобилизационных мероприятий в ИТ устремились многие. Не только те, кто хочет реализоваться в профессии, но и те, кто просто хочет увеличить свой доход. При этом качество многих курсов оставляет желать лучшего.

Серьёзно готовят новоиспеченных айтишников лишь лидеры рынка, среди которых стоит выделить Skillbox, GeekBrains, SkillFactory, Hexlet и некоторые другие. При этом крупные поставщики ИТ-образования, как правило, предлагают, а нередко и гарантируют трудоустройство. Подготовка специалистов фокусируется на критериях, стеке и стандартах будущих работодателей. По нашим оценкам, таких курсов в России меньше четверти. Прочие просто дают основы и отпускают начинающего специалиста в “свободное плавание”

При этом анализ вакансий, размещенных на публичных площадках, на том же Headhunter, показывает высокую востребованность специалистов с уровнем не ниже Middle. Достаточно ценными остаются и т.н. “крепкие” джуниоры, что в понимании бизнеса далеко не означает умение пятью разными способами написать “hello world”. Большинство как аутсорсинговых, так и продуктовых компаний хотят специалистов с опытом, более того, с релевантным опытом. В подавляющем большинстве, курсы не способны дать такого опыта. Сырые специалисты проваливают интервью и пополняют армию безработных айтишников.

Кратковременное снижение спроса в сентябре объясняется достаточно просто. Многие вакантные места заняли опытные специалисты компаний, которые покинули российский рынок. Количество таких специалистов ограниченно, а значит явление временное. Большинство из них уже трудоустроены, поэтому спрос будет расти.

 Причины дефицита

В России с 2022 года можно выделить несколько причин кадрового ИТ-дефицита.

  1. Возможность иностранных компаний платить больше, предоставлять более привлекательные условия. Если 10 лет назад это могли делать только компании из ЕС и США, то сегодня заинтересованность в российских специалистах проявляют также организации с востока, например Сингапур, Китай, Казахстан, Грузия и Беларусь. Например, в Беларуси медианная зарплата в ИТ, по данным dev.by, в октябре 2022 года составляет $1700 (102 365 рублей), тогда как в Москве медианная зарплата ИТ-специалиста в августе не превышала 85 600 рублей по данным РБК, это с учетом её годового роста в 7%.

  1. Внутренняя борьба за кадры, в которой крупные ИТ-корпорации, банки и финтех-компании опустошают рынок опытных специалистов, поднимая зарплатную планку. При этом в целом по стране зарплата ИТ-специалистов начала снижаться, так медианная, например, в Москве упала на 2% за полгода, в Петербурге на 1 %. Возникает ситуация, в которой программист, ИТ-менеджер или тестировщик между аутсорсинговой компанией, работающей в сфере промышленной автоматизации и финтех компанией, выберет скорее банк, аналогично между оборонным предприятием и крупным b2c-сервисом, выберет скорее второе.

  1. Неспособность системы образования подготовить необходимое количество специалистов, при постоянном росте количества вакансий. Огромное количество курсов не заменяет классического ИТ-образования. При этом курсы конкурируют с традиционными формами обучения айтишников, поставляя на рынок “сырых” джуниоров, часто не способных справляться с задачами. В такой ситуации компании вынуждены либо отказываться от их услуг, либо самостоятельно заниматься обучением. Традиционные учебные заведения закрывают часть потребности рынка в специалистах. Согласно данным Минобрнауки, в 2022 - 2023 гг.  учебном году предусмотрено 160 413 бюджетных места для подготовки кадров цифровой экономики по 63 специальностям. Это всего на 532 места больше чем в предыдущем году. Учитывая сроки обучения и острую нехватку, 1 000 000 специалистов вряд ли будет достаточно для утоления кадрового голода российских ИТ-компаний.

  1. Отток нелояльных к государственной политике и не имеющих брони от мобилизации айтишников за рубеж также лишает рынок людей. Неизвестно сколько разработчиков, архитекторов и тестировщиков выехало через Верхний Ларс, но их количество в Грузии ощутимо увеличилось. Следует отметить, что многие работают в России удалённо, находясь в Грузии, Армении, Казахстане, но это касается лишь тех компаний, которые допускают удалённый формат и не требуют физического присутствия сотрудника в офисе. Вопреки распространенному мнению - эта проблема меньшая из всех, с которыми приходится сталкиваться российскому ИТ рынку труда.

Время решений

Бизнес видит желание государства решить проблему и интерес действующего правительства к проблемам отрасли. В ближайшем будущем следует ожидать от государства продолжения мер регулятивной поддержки ИТ-компаний, в т.ч. по кадровым вопросам. Начало решения проблем ИТ-образования было положено в августе, когда в России был утвержден профессиональный стандарт для специальности “программист”. Над документом совместно работали РЭУ им. Плеханова, МГТУ «Станкин», НИУ ВШЭ, «СТМ», «1С», Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий и Московский центр развития профессионального образования. 

Очевидно следует ожидать введения аналогичных стандартов для других ИТ-специальностей. Это отчасти поможет вернуть обучение айтишников в ВУЗы и выделить четкие критерии, которым должны соответствовать будущие специалисты. Соответственно, курсы предоставляющие образовательные услуги низкого качества, будут вынуждены уйти с рынка или пересмотреть подходы к обучению, а их популярность снизится. Кроме того, ИТ-специалистам было предоставлено ряд льгот. Актуальными стали мобилизационные брони. Льготы по ипотечному кредитованию со ставкой 5% годовых и другие преференции.

Насколько хорошо будут работать эти меры поддержки можно будет судить через несколько лет. Возможно, имеет смысл вернуться к советскому опыту т.н. “раннего рекрутинга”, который также практиковался японскими и западными компаниями. Когда одаренные школьники и студенты ещё в период обучения начинают взаимодействовать с предприятиями отрасли, приходят в компании, получают профессиональный опыт в процессе освоения специальности. Возможно, в такие программы сотрудничества приоритетно нужно включать те компании, которые сегодня менее востребованы у ИТ-специалистов. При этом необходимо найти способы довести зарплаты ключевых сотрудников до уровня аналогичных в банках и крупных сервисах, чтобы опытные и ценные специалисты не обходили их вниманием при поиске работы.  


Опубликовано 08.12.2022

Похожие статьи