Облака: взгляд изнутри. Реалии и перспективы облачных сервисов на российском ИТ-Рынке

Логотип компании
Облака: взгляд изнутри. Реалии и перспективы облачных сервисов на российском ИТ-Рынке
Российский облачный провайдер не уйдет и не бросит своих клиентов, а качественный уровень оказываемых услуг и сервиса у крупных компаний уже вполне сопоставим с западным.

Облачные сервисы — один из самых быстрорастущих сегментов ИТ-рынка и экономики в целом. Даже в последние кризисные годы он демонстрировал и демонстрирует ежегодный рост в десятки процентов. Во время пандемии и стремительного перевода бизнеса на режим удаленной работы именно облачные решения позволяли оперативно, безболезненно и с наименьшими затратами развернуть инфраструктуру приложений и рабочих мест, подключить к ним сотрудников, заново построить и запустить рабочие процессы. С особыми сложностями пришлось столкнуться и в течение последнего года. Из России ушли ведущие западные производители «железа» и программного обеспечения. Отечественным заказчикам пришлось в срочном порядке искать пути выхода из сложившейся ситуации. Еще одна типичная история последнего года — миграция российских клиентов с зарубежных облачных сервисов на отечественные, серверный парк которых расположен в России. Российский облачный провайдер не уйдет и не бросит своих клиентов, а качественный уровень оказываемых услуг и сервиса у крупных компаний уже вполне сопоставим с западным.

Самостоятельность на практике

Какие тенденции сегодня характерны для рынка облачных сервисов? Мы поговорили об этом с экспертами, работающими на рынке не один год и наблюдающими облака «изнутри». «На кризис полупроводников, который начался еще в 2020 году, наложился уход зарубежных гиперскейлеров, из-за санкций усугубились проблемы с логистикой. Этот комплекс факторов спровоцировал рост облачных услуг, которым в принципе свойственно расти в кризисные моменты. «Данная закономерность связана с тем, что в непредсказуемое время надежнее отдать предпочтение арендной модели: если у человека нестабильный доход, вряд ли он станет покупать автомобиль — проще использовать такси или каршеринг. «С облаками то же самое, —говорит Алина Жигалова, директор по развитию сервисов ITGLOBAL.COM, — При этом если говорить о сфере отечественной виртуализации, необходимой для предоставления облачных услуг, то здесь уход из России мирового лидера VMware обеспечил кратное увеличение темпов развития отечественных решений. Еще совсем недавно все стремились к глобализации, поэтому создавать что-то свое не имело смысла, а существовавшие российские продукты были достаточно сырыми. Сейчас, согласно результатам опроса 500 крупнейших отечественных ИТ-компаний, 57% ищут или уже нашли альтернативу VMware, при этом 61% рассматривают переход на отечественные решения».

Алина Жигалова (ITGLOBAL.COM)

Алина Жигалова (ITGLOBAL.COM)

С контейнеризацией связано много мифов. Зачастую компании получают просто некую абстракцию внутри абстракции, размещая контейнеры внутри виртуальных машин. Смысла в этом мало. Для продуктивной работы с контейнерами необходима определенная архитектура разрабатываемого приложения.

«События прошлого года вызвали тектонические сдвиги в российской экономике и ИТ-отрасли, в частности. На этом фоне резко выросла доля облаков в корпоративных ИТ-инфраструктурах, причем именно от российских провайдеров, поскольку сервисы мировых грандов стали недоступны пользователям из России. Операторы в свою очередь строили облачные решения на базе решений отечественных и азиатских вендоров. В этом году рост облачного рынка продолжится и по прогнозу Gartner может достигнуть 21,3%. Такая динамика может привлечь к нему интерес новых игроков со значительным инвестиционным ресурсом. Это могут быть компании из смежных ИТ-сегментов, телеком-операторы или представители финансово-банковского сектора», — комментирует Вячеслав Логушев, директор направления ИТ-сервиса и аутсорсинга ГК X-Com.

Лидер из лидеров

Какой из сегментов облачного рынка набирает популярность быстрее остальных? «На наш взгляд, быстрей всего растет SaaS. В первую очередь потому, что удобство и относительная дешевизна перевешивают потенциальные риски. Раньше сотрудник в штате и on-prem считался надежным. Теперь собственный сотрудник может работать из-за рубежа и не разделять позицию компании/государства, а при кибератаках важно быть уверенным в поддержке специалистов. Именно поэтому готовые сервисы из облака, когда провайдер может взять на себя вопросы информационной безопасности, сейчас вызывают меньше опасений, чем это воспринималось ранее», — считает Василий Степаненко, генеральный директор компании Nubes.

Федор Прохоров, технический директор компании Cloud, видит рост во всех сегментах. «Мы наблюдаем рост во всех сегментах. IaaS-продукты — все еще самый популярный сегмент среди крупных и средних заказчиков, и мы видим здесь растущий спрос как среди существующих клиентов, которые наращивают потребление ресурсов, так и среди новых компаний, которые активно переносят свои ресурсы из локальных ЦОД и из-за рубежа. PaaS-продукты также показывают положительную динамику, особенно среди молодых компаний, стартапов и тех, кому необходимо быстро разрабатывать приложения для проверки гипотез или оперативной реакции на рыночные изменения. SaaS-решения тоже пользуются спросом среди частных предпринимателей или совсем небольших компаний. Мы видим и значительное увеличение интереса к продуктам AIaaS (например, ML Space), связанный со всплеском популярности новых сложных ML-моделей», — говорит он.

Федор Прохоров (Cloud)

Федор Прохоров (Cloud)

Мы видим огромный потенциал в области технологий, которые позволяют обучать и использовать модели машинного обучения в облаках, и активно работаем в направлении совершенствования своих продуктов в этой сфере.

Тенденцию положительной динамики PaaS-услуг отмечает и Владислав Кирпинский, директор направления облачной интеграции компании Selectel. «Мы отмечаем быстрый рост спроса на PaaS-сервисы, связанный как с повышением стоимости создания собственных платформ, так и со сложностями, с которыми клиенты начали сталкиваться при их поддержании в рабочем состоянии — как следствие, компании все чаще выбирают готовые решения. Количество квалифицированных кадров на рынке также значительно сократилось, и выросла их стоимость, что сделало выгодным переложить ответственность за функционирование сервиса на плечи провайдера. Также в ближайшем будущем на фоне запрета на импорт в Россию высокопроизводительных графических ускорителей увеличится использование инфраструктурных сервисов для реализации крупных AI/ML-проектов», — комментирует эксперт.

Владислав Кирпинский (Selectel)

Владислав Кирпинский (Selectel)

В облако выгодно переходить динамичным компаниям, нацеленным на быстрый рост: использование облачных сервисов помогает оперативно масштабировать инфраструктуру при необходимости.

Новички и бывалые

Сегодня в облака приходят две категории заказчиков. Первые никогда не работали с ними ранее, но посчитали облачную модель выгодной для себя по экономическим соображениям. Вторые прежде имели опыт работы с зарубежными решениями, а затем решили мигрировать с них на российские, о чем мы уже говорили. «Природа потребления не делает исключений ни для облаков, ни для любого другого сегмента ИТ, людям всегда хочется нового, актуального. И здесь со мной сразу не согласятся 95% читающих этот текст, потому что проверенное и обкатанное удобнее, чем новое и неизвестное. В оставшиеся 5% войдут «игроки в долгую» и энтузиасты, которые привыкли инвестировать в себя, свое положение и его улучшение. Ответ на вопрос, чего ждут новые пользователи и зрелые потребители от облаков, — и те и другие ждут высокого качества; стабильной работы; оперативного информирования; полноты, гибкости и инноваций решений, а также высокой экспертизы. Но важно заметить, что сам по себе ни один облачный сервис (не исключая гиперскецлеров) не способен обеспечить все вышеперечисленное, потому что люди работают с людьми. Возможно, именно поэтому нам все еще так нужны продавцы, способные не «впарить», а донести смысл, познакомить с технологиями, навести на полезные мысли и представлять доверенного советника», — утверждает Петр Мазепа, руководитель отдела продаж компании ActiveCloud Russia.

По мнению Василия Степаненко (Nubes), сегодня можно наблюдать два типа новых заказчиков. Одни ищут качественный сервис и полномасштабную поддержку. Другие хотят делать все самостоятельно. Отсюда и ожидания — качественная поддержка или же интуитивно понятные порталы самообслуживания, как говорит эксперт.

Василий Степаненко (Nubes)

Василий Степаненко (Nubes)

Самой перспективной на облачном рынке мы видим контейнеризацию. С учетом изменений ИТ-ландшафта многие ранее используемые системы придется переписывать. Вероятней всего, это будет делаться именно с помощью контейнеров, причем, следуя тенденциям рынка, контейнеры будут востребованы с интегрированными средствами безопасности.

В целом российские провайдеры вполне способны заменить ушедших из России гигантов, хотя и есть определенные проблемы с порталами самообслуживания. Однако остаются вопросы к софту и кадрам, аппаратной базе, на которой основаны облака. К сожалению, полную замену мы видим только в отдаленной перспективе.

В целом российские провайдеры вполне способны заменить ушедших из России гигантов, хотя и есть определенные проблемы с порталами самообслуживания. Однако остаются вопросы к софту и кадрам, аппаратной базе, на которой основаны облака. К сожалению, полную замену мы видим только в отдаленной перспективе.

Сергей Зинкевич, директор по развитию бизнеса компании «КРОК Облачные сервисы», считает, что для любого заказчика при переходе в облако очень важны несколько факторов: возможность «переехать» в облако, не останавливая бизнес-процессы, надежность и постоянная доступность сервисов, функционал, не уступающий используемым ранее решениям, и знакомый пользовательский опыт. «При этом в 2022 году появился еще один важный фактор — сроки перехода. Компании старались сделать это как можно более оперативно. «Однако сроки сильно зависят от сложности проекта», — говорит он. — Более половины проектов, реализованных нами в 2022 году, составили миграции продуктивных ERP в облако — их было более 15. При этом приходится искать аналоги и перевнедрять огромное количество функциональных блоков. К тому же 90% успеха зависит от того, удастся ли правильно собрать общий ландшафт и ни о чем не забыть. Для решения такой задачи предпочтительна процессная модель перехода, функциональный блок раскладывается на процессы и под каждый из них подбирается решение. Внедрение происходит также попроцессно. Очень важно проводить качественный аудит перед началом самого внедрения, тогда его срок можно сократить с нескольких месяцев до нескольких недель. Другой частый запрос от наших клиентов — перенос в облако пользовательских корпоративных сервисов: почта, ВКС, офисные приложения, решения для совместной работы с файлами. Это базовый набор, необходимый для работы любой организации».

Сергей Зинкевич («КРОК Облачные сервисы»)

Сергей Зинкевич («КРОК Облачные сервисы»)

Еще до введения санкций российские провайдеры стремились сделать использование своих облаков сопоставимым по комфорту с услугами иностранных компаний. Иначе мы просто не могли бы конкурировать с ними на рынке.

Переходить или не переходить

Вместе с тем до сих пор у заказчиков сохраняются некие стереотипы, которые как способствуют принятию решения о переходе в облако, так и предостерегают от подобного шага. «Следует отметить, что под облаками обычно подразумеваются публичные облака, когда облачная инфраструктура расположена в дата-центре провайдера и может быть использована сразу несколькими клиентами. В последнее время в СМИ было достаточно много новостей о том, что западные облачные провайдеры отключили без предупреждения российских заказчиков, а также об утечках персональных данных. Подобные новости негативно влияют на стремление клиентов к переезду в публичные облака. Поэтому мы в 2023 году видим тренд на переезды заказчиков из публичных облаков в частные облака», — отмечает Дмитрий Исаев, руководитель управления облачных решений ГК Softline.

Дмитрий Исаев (ГК Softline)

Дмитрий Исаев (ГК Softline)

Возникают ситуации, когда колебание потребления ресурсов значительно, а рост нагрузки существенный, с последующим возвращением к среднему уровню. Сервисы с таким профилем потребления — идеальный клиент для миграции в облако.

По мнению Валентина Соколова, ИТ-директора облачной платформы RCloud by 3data, первым мотивирующим фактором является экономический. Возможность арендовать ресурсы, не покупая своего оборудования, чаще всего является решающим фактором при выборе облаков. Также, по словам эксперта, для заказчиков важно, что ответственность за качественное функционирование хранилища полностью ложится на плечи облачного провайдера, начиная от постоянного апгрейда оборудования и закупки нового и заканчивая обновлением ПО кластера. «Вторым важным преимуществом, которое сильно влияет на выбор в сторону коммерческих облаков, является возможность быстрого масштабирования. Для заказчиков важно понимать, что в любой момент у него есть возможность взять дополнительные ресурсы или, наоборот, отказаться от тех, что на данный момент не используются. Из не менее важных преимуществ аренды облаков у провайдеров отмечу возможность пользоваться рядом сервисов под ключ, которых у компаний нет, и возможность использовать гибридные модели. Например, заказчик может использовать собственный серверный парк в ЦОДе и DirectConnect до облака», — заключает эксперт.

Валентин Соколов (RCloud by 3data)

Валентин Соколов (RCloud by 3data)

Мы все наблюдаем тренд на развитие искусственного интеллекта, а также на различные технологии, специализирующиеся на расчетах/вычислениях. Скорее всего, кто первый разработает и предложит данные решения, тот и сможет забрать под контроль множество стартапов и уже работающие компании.

«Основной мотив для перехода в облако — удобство и стоимость, — соглашается с коллегами Василий Степаненко (Nubes). — Главным образом, возможность динамически менять потребление услуги, не вкладываясь в CAPEX. Есть еще и определенного рода мода на облака. Это тоже играет свою роль. А вот от перехода в облако бизнес может останавливать ограничения некоторых провайдеров, такие как отсутствие удобной комбинации collocation и облака и низкая вовлеченность техподдержки».

Без лишних прав

Немаловажным фактором остается информационная безопасность и защита данных в облаке. Эксперты зачастую говорят о необходимости наведения порядка, об ограничении лишних прав пользователей и приложений. «Основными угрозами безопасности облаков остаются неправильная конфигурация, излишние или неверно настроенные права доступа к ресурсам, а также использование небезопасных интерфейсов (API) и протоколов. Ключевой задачей для бизнеса сейчас становится создание реальной защиты инфраструктуры, а не только формальное соблюдение ИБ-требований — для этого компаниям необходимо проводить регулярную инвентаризацию сервисов и избегать появления «забытых» систем, за которыми никто не следит. Другим важным вопросом является дальнейшая тактика взаимодействия с зарубежным ПО. Без регулярных обновлений полноценная функциональность не будет доступна, а значит, лучше подумать о замене таких решений», — говорит Владислав Кирпинский (Selectel).

«Чтобы добраться до некоторых российских компаний, кибератаки нацеливали на поставщиков облачных услуг, — напоминает Василий Степаненко (Nubes). — Такие случаи фиксировались и раньше, но в 2022 году стали появляться реальные кейсы атак на цепочки поставщиков. Облачным провайдерам пришлось заниматься ИБ. К сожалению, не у всех получилось — за последний год рынок стал свидетелем нескольких громких взломов и неудачных стечений обстоятельств».

«При выборе облачного провайдера бизнес все чаще ориентируется на инфраструктуры с интегрированными средствами ИБ, в том числе из-за роста требований со стороны регуляторов к размещению персональных данных и ответственности за их утечку. Операторы в свою очередь внедряли передовые решения безопасности и проводили аттестацию защищенных облачных сегментов, чтобы предоставлять бизнесу высоконадежные сервисы. Благодаря этому сегмент защищенных облаков по 152-ФЗ в прошлом году вырос более чем на 40%», — отмечает Вячеслав Логушев (X-Com).

Вячеслав Логушев (ГК X-Com)

Вячеслав Логушев (ГК X-Com)

Одним из ключевых трендов облачных вычислений последнего времени можно назвать бессерверные облака. Эта технология сейчас активно развивается, позволяя не приобретать аппаратное обеспечение для предоставления серверных услуг. Основное преимущество такого решения — возможность быстрого и простого масштабирования.

Есть куда расти

По прошествии года уже можно задать вопрос: способны ли российские игроки облачного рынка полностью заменить таких зарубежных гигантов, как AWS, Google, Microsoft? Как считает Петр Мазепа (ActiveCloud), стопроцентных аналогов пока нет. «Но действительно ли в России есть массовая потребность в таком широком функционале и уровне автоматизации платформ, который предлагают зарубежные компании? Вряд ли, по крайней мере сейчас. К тому же в этом смысле мы теперь можем свободно идти по своему собственному пути», — говорит он.

Петр Мазепа (ActiveCloud Russia)

Петр Мазепа (ActiveCloud Russia)

Сегодня сложно не увидеть новостей о нейросетях, особенно тех из них, что работают с речевыми моделями, способны генерировать контент и обладают миллиардами параметров. Такую серьезную долю в масс-медиа они получили благодаря довольно быстрому распространению среди рядовых пользователей, хотя обучение и применение нейросетей началось значительно раньше.

«С одной стороны, российские облачные провайдеры за несколько лет развития сумели достичь значительных успехов и довольно эффективно конкурируют с западными компаниями в сегменте облачных средств повышения продуктивности, таких как почта, мессенджер и базовая инфраструктура. С другой стороны, есть два фактора, которые оказывают значительное влияние на развитие российского облачного рынка.

Первый — это изменения внутри материнских компаний, которым принадлежат большинство облачных провайдеров. Мы видим в публичном пространстве обсуждения таких изменений. Пока не совсем понятно, какой фокус в новых структурах будет предназначен для развития облачного бизнеса. Второй — технологическая зрелость PaaS/SaaS-сервисов российских провайдеров отстает от западных, к работе с которыми привыкли крупнейшие заказчики. Это требует инвестиций в развитие облачных провайдеров, которые будут возвращены в течение нескольких лет», — поясняет Дмитрий Исаев (Softline).

Опубликовано 26.02.2023

Похожие статьи